Работа по самообразованию здоровьесберегающие технологии в работе с детьми раннего возраста

светлана юкляева
Работа по самообразованию здоровьесберегающие технологии в работе с детьми раннего возраста

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Светлячок»

Работа по самообразованию

«Здоровьесберегающие технологии

в работе с детьми раннего возраста»

Юкляева С. В.

Актуальность:

Физическая культура занимает важное место в общечеловеческой культуре. «здоровый образ жизни», «физическая культура личности» «физкультурная образованность» - эти словосочетания всё чаще входят в нашу повседневную жизнь, составляют её неотъемлемую часть.

Великая ценность каждого человека – здоровье, оно немыслимо без систематических занятий физическими упражнениями.

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Решение проблемы снижения общей заболеваемости возможно при правильной организации воспитательной и оздоровительной работы, проведении неотложных мер по профилактике отклонений в состоянии здоровья детей. Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии»

Главное назначение таких новых технологий –объединить педагогов, психологов, медиков, родителей и самое главное- самих детей на сохранение, укрепление и развитие здоровья.

Так что же такое»здоровьесберегающая технология»? Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и доктора.

Цель здоровьесберегающих технологий:

-обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья

- сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни

- научить использовать полученные знания в повседневной жизни

Здоровьесберегающие технологии включают в себя пять основных направлений:

1. воспитательная и оздоровительная направленность образовательного процесса:

-работа с детьми в различных видах деятельности

2. физическое развитие и оздоровление детей:

- закаливание

- точечный массаж

- гимнастика

- организация двигательного режима

- игры которые лечат

3. лечебно-профилактическая работа

- лечебная физкультура

- водные процедуры

- фитотерапия

4. работа с родителями

5. обеспечение психологического благополучия:

- работа психолога

- технологии музыкального воздействия посредством слушания музыки

1. Воспитательная и оздоровительная направленность образовательного процесса.

Организованная образовательная деятельность позволяет получать детям доступные их возрасту знания о человеке,формирует у малышей необходимые умения, совершенствует психологические процессы (восприятие, мышление, речь, а также побуждает ребенка к активной познавательной деятельности.

Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у малышей через разные виды деятельности, позволяет воспитывать у них такие качества, как опрятность, аккуратность, соблюдение чистоты и порядка, навыков культуры еды, как неотъемлемой части культуры поведения. Так как правильная организация питания даёт ребёнку ответы на вопросы: что есть? как есть? когда есть? Ритуалы приготовления к приёму пищи, знания о пользе и вреде продуктов – всё это формирует в детях культуру здорового образа жизни с малых лет.

Формирование этих навыков задача сложная, требующая систематичности, большого терпения, единства требований со стороны взрослых. Необходимо сделать этот процесс доступным, интересным, увлекательным. Для этого используются следующие методические приёмы:

1. показ и объяснение

2. упражнения и контроль

3. пример взрослых

4. игровые приёмы

5. использование иллюстраций, художественного слова, фольклора, бесед, инсценировок.

Пение колыбельных песен, слушание музыки, создают для ребенка чувство психологического комфорта и расслабления. Особое внимание хотелось бы обратить на использование потешек в работе с детьми раннего возраста. Чтение потешек является своеобразным методом телесной терапии в раннем возрасте, помогающей налаживанию отношений между взрослым и ребёнком, развитию общей моторики и развитию мелкой моторики рук, способствуют закреплению полезных привычек.

2. Физическое развитие и оздоровление детей.

В физическом развитии и оздоровлении детей особое место уделяется закаливающим процедурам. Закаливание способствует укреплению здоровья и снижению заболеваемости. Также подобные мероприятия содействуют созданию обязательных условий привычек здорового образа жизни. Закаливание будет эффективно если оно обеспечивается в течении всего дня.

ЭТО

1. – четкое соблюдение режимных моментов;

2 -четкая организация теплового воздушного режима;

3.- рационально подобранная одежда детей;

4. -соблюдение режима прогулок;

5.- сон в проветренном помещении

6.- гигиенические процедуры;

7.-воздушные процедуры;

Закаливающие мероприятия:

Осень: Закаливание воздухом

Соблюдение времени пребывания на прогулке согласно режиму дня

Поддерживание нормальной температуры воздуха в помещении

Зима: Закаливание воздухом

Соблюдение времени пребывания на прогулке согласно режиму дня

Поддерживание нормальной температуры воздуха в помещении

Весна: Закаливание воздухом

Соблюдение времени пребывания на прогулке согласно режиму дня

Поддерживание нормальной температуры воздуха в помещении.

Воздушные ванны после дневного сна с проведением физических упражнений.

Правильный подбор одежды, облегченная одежда.

Лето: Закаливание воздухом

Соблюдение времени пребывания на прогулке согласно режиму дня.

Утренняя гимнастика на свежем воздухе.

Поддерживание нормальной температуры воздуха в помещении.

Воздушные ванны после дневного сна с проведением физических упражнений

Умывание прохладной водой.

Все закаливающие процедуры должны быть согласованы с врачом.

Точечный массаж –это надавливание подушечками пальцев на кожу и мышечный слой в местах расположения осязательных и проприоцептивных точек и разветвлений нервов.

Точечный массаж также служит как элемент психофизической тренировки, способствует расслаблению мышц и снятию нервно-эмоционального напряжения. Особенно хороший результат, когда сочетается с «общением» со своим телом в игровой ситуации и проговариванием ласковых слов (милый, добрый, хороший)

Для детей раннего возраста рекомендуется массаж (игровые упражнения): лица, шеи,головы, грудной области, ушной раковины, рук, ног.

3. Проведение с детьми раннего возраста спортивных занятий два раза в неделю способствует не только физическому развитию малышей, но и формирует у них навыки,которые непосредственно закрепляются в группе. Посредством ходьбы у детей развивается весь опорно-двигательный аппарат, движения, формирующие правильную осанку. В этом участвует56% мышц малышей. Другими важными навыками, приобретаемыми детьми раннего возраста, являются бег, прыжки, катание,бросание мяча,лазанье, ползанье, развитие навыков равновесия.

Важнейшим ежедневным занятием с детьми раннего возраста являются подвижные игры. Предусмотренные планом игры проводятся на утренних и вечерних прогулках в соответствии со временем года. Они способствуют развитию двигательной активности малышей, направлены на социализацию,формирование нравственности и познавательного развития.

Во время проведения подвижных игр решаются следующие задачи:

1. Повышается активность и общая работоспособность детей

2. У детей формируются двигательные умения и навыки.

3. Формируется интерес к систематическим занятиям и физическим упражнениям.

Гимнастика это универсальное средство развития человека.

Общеукрепляющая гимнастика- это организованное общение детей в процессе двигательной активности. Во время гимнастики повышается эмоциональный тонус, ребёнок получает положительные эмоции от движений в коллективе сверстников. Снимается напряжение от пробуждения после ночного сна, собирается внимание, дисциплинируется поведение.

Бодрящая гимнастика или гимнастика пробуждения проводится после дневного сна для запуска всех жизненно важных процессов организма. Является хорошим стимулом для поднятия настроения.

Пальчиковая гимнастика - оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Воздействуя на тонус руки ребёнка,с помощью комплекса пальчиковой гимнастики происходит прямое воздействие на тонус речевого аппарата. Артикуляционная гимнастика – это система упражнений для развития речевых органов.

Проведение физкультминуток во время проведения организованной образовательной деятельности способствует снижению утомления у детей, а также активизируется мышление и повышается умственная работоспособность.

Дыхательная гимнастика – это система упражнений на развитие речевого дыхания. Цель – формирование правильного речевого дыхания (короткий вдох и длительный выдох).

Гимнастика глаз проводится с целью укрепления мышц глазного яблока, снятия глазного напряжения и для профилактики близорукости.

Корригирующая гимнастика проводится для укрепления свода и связок стоп, что является хорошим средством для профилактики и исправления плоскостопия.

Живопись с помощью пальцев благотворно влияет на психику ребенка, так как успокаивает и расслабляет.

Работа с глиной оставляет приятное ощущение помогает расслабиться. Занятия с глиной позволяет снять стресс, помогает выражению чувств.

Игры на развитие мелкой моторики имеют положительное значение для развития психики ребенка и установления психического комфорта.

Таким образом, комплекс мероприятий современных здоровьесберегающих технологий позволяет создать оптимальные условия для формирования здорового образа жизни и улучшить качество здоровья каждого ребенка.

Публикации по теме:

Педагогические здоровьесберегающие технологии для работы с детьми дошкольного возраста в условиях ДОУ для раннего возраста Пальчиковая гимнастика. «Наши ручки» Где же наши ручки? Где же наши ручки? Где же, где же наши ручки? Нету наших ручек. Вот, вот наши.

Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми второй младшей группы Цель: Сохранение и укрепление здоровья детей через использование здоровьесберегающих технологий с учетом индивидуальных возможностей и способностей.

«Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста» "Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста"(Сообщение из опыта работы с элементами практикума для педагогов).

Здоровьесберегающие технологии в работе с воспитанниками дошкольного возраста «Здоровьесберегающие технологии в работе с воспитанниками дошкольного возраста» Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента.

Здоровьесберегающие технологии в группе раннего возраста. Конспект досуга «Путешествие в страну Здоровейку» .

Мастер класс по теме «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста» Подготовила воспитатель высшей категории Гусева Галина Ростиславовна, МБДОУ Детский сад №4 пгт Максатиха, Тверская обл. Цель: Распространение.

Семинар «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми» ПРОГРАММА СЕМИНАРА: 1. Приветствие: Игра «Приветствие», игра «Передай сигнал». 2. Актуальность темы 3. Здоровьесберегающие технологии 4.

Здоровьесберегающие технологии в группе раннего возраста в период адаптации 1. «Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное.

Здоровьесберегающие технологии в работе логопеда с детьми с ОВЗ. Здоровьесберегающие технологиив работе логопеда. Эмоциональная возбудимость, отставание в развитии двигательной сферы, недостаточно развитая.

Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста Забота о здоровье - это важный труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное.

Библиотека изображений:
  • Космос
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Работа по самообразованию здоровьесберегающие технологии в работе с детьми раннего возраста
Опубликовано: 1 февраля 2018 в 20:43
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 октября. Литературный праздник «День белых журавлей»

Белый журавль в преданиях многих народов является символом вечной жизни, её победы над смертью. Эта птица издавна представляется людям разных стран как посланник небес, как посредник между землёй и...

22 октября. День городецкой росписи на МААМ

Городецкая роспись – это цветы, орнаменты, узоры и сюжеты, в которых хочется разглядывать мельчайшую деталь. Теперь уже не узнать, кто первым придумал расписывать таким образом деревянные изделия, но идея...

Фотоотчет занятия в старшей группе «Удалой Городец», приуроченный к Дню Городецкой...
Фотоотчет занятия в старшей группе «Удалой ГОРОДЕЦ», приуроченный к дню Городецкой росписи на МААМ 22 октября. Цель: Уметь украшать шаблоны по мотивам...
Лексико-грамматическое занятие в старшей группе для детей с ОВЗ «Кому зимой холодно?»...
Цель: Формирование представлений о жизни диких животных в осенне-зимний период. Коррекционно-образовательные задачи: Закреплять представления...
Проект совместной деятельности «Море»
ТИП ПРОЕКТА: Познавательно -творческий ПО СОДЕРЖАНИЮ: «Ребенок и природа» РЕБЁНОК-субъект проектирования ВНУТРИ одной возрастной группы, при участии детей и...