Лучший педагог года

Работа с детьми по русским народным куклам

Светлана Сорокина
Работа с детьми по русским народным куклам

Реализация современных педагогических технологий в образовательном процессе ДОУ в условиях подготовки к введению ФГОС ДО

С. И. Сорокина, воспитатель

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №53»

Русская народная традиционная тряпичная кукла.

Любовь к творчеству досталась мне от бабушки, которая была кладезем талантов. В ее руках самые простые вещи и материалы превращались во что-то новое и необычное. Мне всегда было интересно наблюдать, как она занимается творчеством. Так, благодаря ей пополнилась моя копилка знаний и умений по изготовлению народных кукол. Первую игрушку я сделала для своей дочери.

Публикация «Работа с детьми по русским народным куклам» размещена в разделах

Работая в дошкольном учреждении, я наблюдала за своим воспитанниками во что они играют. В основном это были дидактические и настольно-печатные игры. У меня возник вопрос – интересны ли им будут рукотворные куклы и какое они будут занимать место в их игре? Ведь народные куклы имеют большое значение в воспитании детей и формировании их мировоззрения. Через игру с куклой ребенок учится выражать свои чувства, приобретает опыт общения и разрешения конфликтов.

Изначально своим воспитанникам я представила заранее изготовленные из ткани куклы-закрутки – Пеленашка, Бессонница и Куватка. Рассказала об истории каждой куклы и правилах игры с ней, а также разработала конспект НОД на тему: «Бессонница и ее подружки», что и вызвало игровой интерес у детей. После пояснения детям правил игры с этими куклами интерес к рукотворной кукле у детей постепенно начал возрастать.

Они внимательно слушали рассказы о том, как бабушки делали кукол и как играли с ними. Стали подбирать интересный сюжет и способы действия с народной куклой. Так же решили сделать новых кукол все вместе, что позволило развить у детей творческое начало, воображение, фантазию на основе ознакомления с традициями и культурой своего народа.

Перед знакомством с народными куклами мы с детьми посетили городской музей, где проходила выставка кукол. Сотрудники музея провели мастер-класс по изготовлению народной куклы «Берегинюшка». Дети увлеченно слушали рассказ об истории кукол и с большой радостью сделали для себя обереги.

Также мы посетили музей, созданный при дошкольном учреждении, где дети познакомились с различными видами кукол: игровые, обрядовые, тульские. Детям я рассказала об истории каждой куклы и пояснила особенности игры с ней. Затем я предложила детям интересное содержание для совместного художественного творчества - самостоятельно научиться мастерить кукол из лоскутков, ниток, природных материалов. Это позволило познакомить детей с миром народных кукол, с русскими народными песнями, обрядами и тем самым приобщить к традиционной культуре России. И вот здесь пришла пора заглянуть в бабушкин сундучок, достать лоскутики, ниточки, тесемочки и открыть душу радости детям – сделать своими руками куколку на счастье, здоровье, любовь.

Сначала нам свои секреты открыли самые простые куколки – Куколка-Бабочка, Отдарок за подарок.

Потом чуть более сложные – узелковые. Это двойные куклы Бабушка-Дедушка, Марионетка, Парочка. Мы их смастерили и нас появились новые чудесные куколки.

Через пару недель у детей ловко получались модели кукол на основе скруток, столбиков, крестовушек, конусов и других конструкций.

Рукотворные куколки помогали моим детям - Ловушка для снов и Бессонница подарили крепкий сон.

Купавка и Травница отгоняли болезни и укрепляли здоровье.

Десятиручка помогала справиться с самыми разными делами в группе.

Берегиня защищала от бед и напастей, приносила к нам в группу и в дома детей мир и лад.

А Спиридон-Солнцеворот с помощью своего колеса дарил удачу и счастье.

Примечательно, что большинство кукол мы оставляли безликими. Согласно старинному поверью, безликая кукла не сможет стать чьим-то двойником и причинить вред.

Дети мастерили куколок из различных материалов. Тем самым приобретали необходимые трудовые навыки, у них формировался хороший вкус. Простоватые на первый взгляд куклы были очень разнообразны. Их изготовление не требовало каких-либо сложных инструментов и приемов.

Образ каждой игрушки складывается у детей в процессе ее создания: они стараются придать неповторимый облик, используя различные материалы. Дети изготавливали своих кукол и вкладывали в них частичку своей души.

Мне очень приятно, что куклы приносят радость моим воспитанникам.

Русская лоскутная кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, но и важнейший атрибут древних обрядов, символ продолжения рода, залог семейного счастья.

Я думаю, что мои воспитанники будут передавать из поколения в поколение умение делать тряпичные куклы и чтить традиции и обычаи наших предков.

Публикации по теме:

Анкета для воспитателей по ФГОС Предлагаю Вашему внимание анкету по вопросам введения и реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного.

Методический совет по введению ФГОС до в деятельность ДОО План проведения 1. Систематизация знаний педагогов основных положений ФГОС ДО (работа с таблицами) 2. Планирование образовательной деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Работа с детьми по русским народным куклам
Опубликовано: 16 ноября 2014 в 18:51
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД