МААМ-картинки

Работа с родителями: задачи, формы, направления

Боженова Инна
Работа с родителями: задачи, формы, направления

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

1. История вопроса.

2. Задачи, стоящие перед ДОУ в работе с родителями.

3. Формы организации совместной деятельности ДОУ и родителей.

4. Основные направления и задачи сотрудничества ДОУ с семьей.

Общеизвестно, что детство – уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека.

Публикация «Работа с родителями: задачи, формы, направления» размещена в разделах

В начале пути рядом с беззащитным, доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни – родители. Благодаря их любви, заботе, эмоциональной близости и поддержке, ребенок растет и развивается, у него возникает чувство доверия к миру и окружающим его людям.

На определенном этапе жизненного пути ребенок поступает в детский сад. Теперь его окружают новые люди, взрослые и дети, которых он раньше не знал, и которые составляют новую общность, чем его семья. Если родители и воспитатели объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь и в детском саду и дома, а детский сад будет способствовать его развитию, умению общаться со сверстниками, поможет подготовиться к школе, то можно с уверенностью сказать, что произошедшее изменение в жизни ребенка – ему на благо. Но если родители с этого момента перестанут принимать активное участие в решении трудностей, с которыми встречается малыш, то в школе их ждут печальные последствия. Поэтому активный курс на создание единого пространства развития ребенка должны поддерживать как детский сад, так и семья.

Выдающиеся педагоги прошлого были убеждены, что главными воспитателями ребенка в дошкольном детстве являются родители. Но для того, чтобы правильно воспитывали своего ребенка, педагоги должны предоставить в их распоряжение специальные пособия и дидактические материалы.

Я. А. Коменский в помощь матерям создал первую в мире детскую энциклопедию, И. Г. Песталоцци – руководство для матерей.

К. Д. Ушинский считал, сто родители постоянно должны читать педагогическую литературу, а так же приобретать знания в общении с учителями. Он подчеркивал роль матери, которая ближе всего к ребенку, заботится о нем с самого рождения, тонко и глубоко понимает его индивидуальные особенности.

Д. И. Писарев утверждал, что забота об эстетическом развитии ребенка должна начинаться в семья и как модно раньше. Поэтому для матерей им была разработана специальная программа с четко сформулированными задачами для каждого возрастного периода и практическими советами, которые не утратили своей значимости сегодня. К ним относятся рекомендации по созданию в домашней обстановке развивающей среды «для радостного созерцания прекрасного», а так же методы и приемы, которые позволяли бы матерям в процессе тактичного и деликатного общения «не учить детей искусству, а побуждать наслаждаться прекрасным».

Особое значение Д. И. Писарев, как и Н. И. Новиков, придавал содержанию произведения искусства. И тот и другой полагали, что не следует демонстрировать детям сцены насилия и агрессии и что необходимо охранять их от всяких впечатлений, внушающих страх и ужас.

В. А. Сухомлинский подчеркивал, что задачи воспитания и развития могут быть успешно решены только в том случае, если школа будет поддерживать связь с семьей и вовлекать ее в работу. Именно Сухомлинским был выделен и обоснован принцип непрерывности и единства общественного и семейного воспитания, основанный на отношении доверия и сотрудничества между педагогами и родителями.

С развитием системы общественного дошкольного воспитания вопросы работы с семьей органично вписались в орбиту деятельности педагогов детского сада и были представлены самостоятельным разделом в «руководстве для воспитателей детского сада» (1938, 1945гг.). Благодаря усилиям ученых и практиков (Н. Ф. Виноградова, Л. В. Загик, С. К. Калиев, Т. А. Маркова, О. Н. Урбанская и др.) были разработаны содержание, формы и методы работы детского сада с семьей, программы знаний в народных университетах педагогических знаний для родителей.

Этим проблемам посвятила свои исследования Л. Ф. Островская, которая традиционные формы работы детского сада с семьей (посещение семьи, консультации, беседы, групповые и общие собрания, наглядная пропаганда) дополнила деловыми играми.

Н. Ф. Виноградова, Г. Н. Година и др. известные педагоги-ученые настаивали на разнообразии форм и методов работы детского сада с родителями. Ведущая роль в этом деле отводилась заведующему детским садом, т. к. в его обязанности входит создание условий для развития всех форм работы с семьей.

Несомненно, овладение коммуникативными умениями должно стать для педагогических коллективов дошкольных учреждений предметом столь же серьезных забот, как и совершенствование методов учебно-воспитательной работы с детьми.

Опубликованная в 1989г. «Концепция дошкольного воспитания» (В. В. Давыдов, В. А. Петровский и др.) положили начало реформе дошкольного образования. В ней было зафиксировано, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Поэтому так важно для успешного воспитания установление доверительного делового контакта между ДОУ и родителями.

В зарубежной педагогике постановка и решение проблемы взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения выглядят иначе. В центре внимания здесь находятся семья и ребенок, а взаимодействия дошкольного учреждения с родителями рассматривается как помощь родителям в воспитании ребенка, а не как обучение родителей тому, что знают педагоги. Такой подход связан с различиями в государственной политике по отношению к дошкольным учреждениям в России и за рубежом.

Дошкольные учреждения за рубежом не контролируются государством, то есть не являются учреждениями, призванными обеспечить общественное воспитание. Поэтому при их организации и определении содержания работы принимается во внимание, прежде всего, позиция семьи в целом – как родителей, так и детей. Например, в Англии ведущим является принцип самовыражения ребенка в деятельности как наилучшее средство выявления способностей, а также установка на его спонтанное, стихийное развитие. В США на занятиях преобладает самостоятельная деятельность детей, широко распространены игры со строительным материалом. Во время обучения большое внимание уделяется развитию умения планировать свою работу и тщательно ее выполнять. Ставится задача научить ребят самоорганизовываться, становиться лидерами.

В нашем понимании, для того, чтобы взаимодействие осуществлялось в интересах развития личности ребенка, семья для воспитателей не должна выступать лишь как объект воздействия. Воспитатели должны понимать сами и объяснять родителям, что семья для дошкольников – жизненно необходимая среда, во многом определяющая путь развития его личности. Следовательно, вовлечение родителей в орбиту педагогической деятельности, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.

Можно выделить и основные задачи, стоящие перед дошкольным учреждением в работе с родителями :

1. изучение семьи детей;

2. привлечение родителей к активному участию в деятельности дошкольного учреждения;

3. изучение семейного опыта воспитания и обучения детей;

4. просвещение родителей в области педагогики и детской психологии.

Можно выделить спектр действий по вовлечению родителей в деятельность ДОУ.

1. Первые контакты между семьями и ДОУ:

- приглашение родителей с детьми или без них посетить учреждение до поступления в него;

- посещение сотрудниками семей на дому;

- представление родителям письменной информации об учреждении;

- встреча для выяснений условий посещения ребенком учреждения;

- составление договора.

2. Дальнейшая взаимосвязь родителей и персонала реализуется в процессе:

- ежедневных непосредственных контактов, когда родители приводят и забирают детей;

- неформальных бесед о детях или запланированных встреч с родителями, чтобы обсудить успехи, независимо от конкретных проблем;

- ознакомления родителей с письменным материалом об их детях;

- рекомендаций посетить врача и т. п.

- посещений родителей с тем, чтобы они могли видеть, как занимается их ребенок, или знакомиться с работой учреждения.

3. Родителям предлагается оказывать помощь ДОУ в качестве организаторов и спонсоров; они могут помочь в разработке содержания игротеки, сборе материалов для детских нужд и т. д.

4. Родители могут участвовать и в ежедневных занятиях детей: оставаться в ДОУ, чтобы ребенок привык к учреждению; помогать и участвовать в разных мероприятиях, например в чаепитии детей, и т. п. ; помогать в повседневных занятиях; оказывать помощь при проведении экскурсии и других мероприятий.

5. Родители продолжают дома работу с детьми по программам или осуществляют часть домашнего плана.

6. Родители могут участвовать в принятии решений по поводу их детей: родительские комитеты принимают участие в решении вопросов, касающихся работы учреждения в целом.

7. Эффективны общественные мероприятия для родителей; посещение ими курсов по проблемам воспитания или приглашение лекторов по интересующим их вопросам, работа клуба для родителей и т. д.

8. ДОУ оказывает помощь родителям в конкретных проблемах по уходу за ребенком, методах его воспитания; в накоплении информации по семейному воспитанию и практических советов; в поисках выхода из кризисных ситуаций.

Важно привлечь родителей к участию не только в образовательной, но и финансовой деятельности ДОУ.

ОСНОВНЫЕ БЛОКИ ПО РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ

Блоки Основные задачи Формы

Педагогическое просвещение родителей Повышение педагогической грамотности родителей Лекции, семинары, практические занятия, открытые занятия, конференции, работа творческих групп по интересам, педагогические советы, родительские собрания, консультации и др.

Включение родителей в деятельность ДОУ Создание условий для включения родителей в планирование, организацию и контроль над деятельностью дошкольного учреждения Соревнования, кружки, выпуск газеты, конкурсы, викторины, совместные мероприятия и др.

Для реализации содержания этой работы в дошкольном учреждении используются коллективные и индивидуальные формы деятельности. Целесообразно сочетание коллективных и индивидуальных форм взаимодействия : беседа, задушевный разговор, консультация-размышление, выполнение индивидуальных поручений, совместный поиск решения проблемы и т. п. Эти формы могут стать эффективными только в том случае, если удалось найти индивидуальный стиль взаимодействий с каждым родителем.

СОВМЕСТНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ

Совместные мероприятия педагогов и родителей

1. Родительские собрания

2. Конференции

3. Консультации

4. Беседы

5. Вечера для родителей

6. Кружки для родителей

7. Диспуты

8. Тематические выставки

9. Педагогические советы

10. Попечительский совет

11. Школа для родителей

12. Встреча с администрацией

13. Посещение семей на дому

14. Родительский комитет

Совместные мероприятия педагогов, родителей и детей

15. Дни открытых дверей

16. Турниры знатоков

17. Кружки

18. КВН, викторины

19. Праздники

20. Семейные конкурсы

21. Выпуск газеты

22. Просмотры фильмов

23. Концерты

24. Оформление групп

25. Соревнования

26. Благоустройство ДОУ и территории

Одна из главных задач педагогов – создать условия для развития нормальных отношений с семьей, а это может быть достигнуто только при деятельности родителей и детей, которая может быть реализована в разных формах.

Формы познавательной деятельности - это общественные смотры знаний, умений, навыков, творческие отчеты по направлениям деятельности, праздники знаний и творчества, турниры знатоков, Дни открытых дверей и т. д. Предмет, тему, методику проведения родители и воспитатели определяют совместно. Воспитатель составляет задания, помогает сформировать группы, организовать подготовительную работу, а родители участвуют в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов.

Формы трудовой деятельности – оформление помещения группы, трудовой десант по благоустройству и озеленению двора, посадка аллеи в связи со знаменательным событием в жизни детей и родителей, создание библиотеки и т. п.

Формы досуга - подготовка, проведение и обсуждение спектаклей, праздников, соревнований, конкурсов, КВН; различных клубов и т. п.

Формы активизации – дискуссии, диалоги, обсуждение ситуаций, решение кроссвордов, анализ детских высказываний или детского творчества, тренинги, метод игрового моделирования и др.

Наглядные формы : библиотеки, папки-передвижки, видеофильмы, памятки-рекомендации для родителей и детей, открытки-приглашения, визитки, выставки книг, оборудования, настольных игр, детских и совместных рисунков, поделок с родителями, фотовыставки, газеты, Уголки для родителей и др.

Из сравнительно новых форм работы с родителями следует отметить видеофильмы, которые создаются по определенной тематике, например, «Трудовое воспитание ребенка в семье», «Трудовое воспитание детей в детском саду» и др.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНЯ И ЗАДАЧИ СОТРУДНИЧЕСТВА

Содержание деятельности Сроки Ответственный

1 2 3

Исследование семей воспитанников для выявления:

- типа семьи;

- уровня удовлетворенности родителей положением семьи; основных ценностей семьи;

- образовательного уровня, социального и материального положения;

- потребностей на образовательные услуги для детей;

- набор образовательных потребностей для повышения педагогической грамотности родителей;

- опыта семейного воспитания ребенка;

- уровня включение родителей в деятельность ДОУ.

Посещение семей на дому для выявления необходимых условий развития детей.

Изучение и анализ работы ДОУ с родителями для выявления уровня работы воспитателей :

- форм работы, которые применяются воспитателями в группе;

- причин неудовлетворенности родителей организацией воспитания и обучения детей и работой с родителями.

Изучение и анализ методического и дидактического обеспечения работы с родителями в ДОУ.

Проведение деловой игры с участием родителей и всего коллектива учреждения для выявления критериев успешной работы с родителями, определения целей и задач на ближайший период.

Создание в методическом кабинете информационного банка, включающего:

- дошкольные образовательные программы, каталог литературы, видеотеку по оснащению образовательного процесса, опыту семейного воспитания и др.

- Рекомендации по созданию предметно-развивающей среды во всех возрастных группах в ДОУ и дома ;

- рекомендации по обучению математике, грамоте, познавательной деятельности, развитию речи;

- художественную литературу для всех возрастных групп;

- ассортимент образовательных услуг, предоставленный другими ДОУ.

Организация Дня открытых дверей для ознакомления родителей с деятельностью ДОУ.

Создание в ДОУ нормативно-правовой документации, обеспечивающей права ребенка, в т. ч. :

- Закон РФ «Об образовании»;

- муниципальные документы, касающиеся образования;

- Семейный кодекс РФ;

- Конвенция о правах ребенка;

- Типовое положение о дошкольном учреждении;

- Устав дошкольного учреждения; Положение о родительском комитете.

Индивидуальное собеседование с родителями для выявления их проблем в обучении и воспитании детей, изучения мотивов и потребностей родителей.

Знакомство родителей с программами воспитания и обучения детей, по которым работает ДОУ.

Проведение конференции «Мир ребенка в условиях сотрудничества родителей и педагогов в ДОУ»

Проведение семинаров-практикумов:

- «Конверт откровений»

- «Письмо самому себе»

Тренинги по конфликтологии, по разным разделам программы обучения и воспитания детей.

Родительские собрания для повышения педагогической грамотности родителей.

Оформление папок-передвижек

Организация консультаций воспитателей, специалистов по проблемам обучения и воспитания детей.

Профилактическая работа по проблемам нарушения прав ребенка в семье: знакомство с нормативно-правовыми документами, регламентирующими права ребенка в семье и дошкольном учреждении; встречи с работниками разных социальных служб города.

Проведение коррекционной работы с проблемными семьями:

-выявление семей группы риска;

- организация групповых дискуссий;

- встречи с сотрудниками детской комнаты милиции;

- индивидуальная работа с семьями;

- организация совместной деятельности родителей и детей;

- групповые обсуждения планов с родителями для совместной деятельности на будущее

Организация работы «Школа молодой семьи»

Выпуск газеты

Организация кружков для родителей

Организация кружков для детей и родителей

Организация Дня добрых дел

Проведение традиционных праздников

Разработка сценариев и апробация новых мероприятий в ДОУ

Организация совместных соревнований для детей и родителей

Организация декадника «Внимание – дети!»

Изучение семейного воспитания и обучения детей дома:

- целевое посещение семей;

- анализ и самоанализ семейного воспитания и обучения детей;

- анкетирование педагогов и родителей;

- обобщение семейного опыта.

Выявление на территории района семей, в которых дети не посещают ДОУ

Организация курсов для распространения знаний среди родителей и жителей микрорайона

Публикации по теме:

Консультация «Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями» «Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями» «Аудио-видиогостиная как эффективная форма работы с семьей» Сивиринова.

Фотоотчёт «Наглядные формы работы с родителями»Фотоотчёт «Наглядные формы работы с родителями» Всем родителям необходимы педагогические знания, с рождением ребёнка они вынуждены овладеть профессией воспитателя. Педагоги дошкольных.

Формы работы с родителями в соответствии с ФГОС ДОФормы работы с родителями в соответствии с ФГОС ДО С 1 января 2014 года введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). ФГОС ДО разработан.

Формы взаимодействия с родителями (из опыта работы)Формы взаимодействия с родителями (из опыта работы) Достигнуть всестороннего развития ребенка невозможно без поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе. А потому свою.

Инновационные формы взаимодействия с родителями в условиях ДОУ Слайд №2 «От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого.

Формы работы с родителями в детском саду В соответствии с законом РФ «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, одной из основных задач, стоящих.

Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями. БуктрейлерНаглядно-информационные формы взаимодействия с родителями. Буктрейлер Сегодня проблема ознакомления дошкольников с художественной литературой является особенно актуальной, так как нельзя не отметить снижение.

Новые формы общения с родителями Как выстроить гармоничные отношения с родителями? Мотивированные и вовлеченные родители помогут не просто достичь новых образовательных.

Новые формы работы с родителямиНовые формы работы с родителями Родительская гостиная «Посеять в детских душах доброту» Подготовительная группа Предварительная работа: - Совместно с детьми изготовить.

Консультация «Инновационные формы и методы работы с родителями» Работа с родителями. Работа с родителями. Инновационные формы и методы работы с родителями Система работы с родителями группа «Капитошка».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Работа с родителями: задачи, формы, направления
Опубликовано: 21 ноября 2021 в 20:30
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД