Анастасия Лукиных
Работа с семьями СОП
▼ Скачать + Заказать документы
Организация сотрудничества с семьями в сфере дошкольного образования,
Социально неблагополучные семьи
Дом, в котором растет ребенок, имеет огромное значение, так как именно в семье дети приобретают свой первый жизненный опыт.
Наличие в семье следующих социальных факторов риска может определять семейное неблагополучие:
1. социально-экономические (низкий материальный уровень жизни, нерегулярный доход, плохие жилищные условия и очень высокий доход также являются факторами риска)
Публикация «Работа с семьями СОП» размещена в разделах
2. медико-социальные (семейная инвалидность и хронические заболевания, вредные условия труда родителей (особенно матерей, пренебрежение гигиеническими нормами); и
3. социально-демографические (одинокие родители, многодетные семьи, семьи с повторными браками или приемными детьми, семьи с пожилыми родителями); и
4. социально-психологические (семьи с эмоциональными конфликтами между супругами, между родителями и детьми, смена ценностей);
5. психолого-педагогические (семьи с низкими общеобразовательными стандартами, педагогически некомпетентные родители);
6. криминальные (алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни, насилие в семье, наличие осужденных членов семьи, разделяющих традиции и нормы криминальной субкультуры).
Механизмы выявления неблагополучных семей
Выявление неблагополучных семей среди детей дошкольного возраста связано с определением социальных факторов риска. В начале каждого учебного года формируется банк данных о детях дошкольного возраста. С помощью сотрудников ДОУ (директора, методиста (старшего воспитателя, воспитателя, педагога-психолога) заполняются карты детей и составляется социальный паспорт ДОУ. Выявляется социально-бытовое положение семьи и дошкольников, состав семьи, уровень образования родителей, их возраст и род занятий. На основе этих данных можно спрогнозировать стратегии взаимодействия с семьей. В работе с семьями воспитанников используются такие методы, как наблюдение, беседа, анкетирование, психолого-социальная диагностика, посещение на дому с целью выявления семейного неблагополучия.
Основную информацию предоставляют педагоги группы, которые ежедневно взаимодействуют с детьми и распознают признаки неблагополучия по внешнему виду и поведению детей.
Признаки неблагоприятных ситуаций
1. усталый и сонный вид
2. плохая гигиена и отсутствие санитарии
3. склонность к обморокам и головокружениям из-за постоянного недоедания.
4. плохой аппетит
5. замедление роста, задержка языкового и моторного развития
6. стремление к вниманию в любой форме
7. чрезмерная потребность в ласке
8. проявление агрессии или импульсивности, переходящее в вялость или депрессию
9. проблемы в отношениях со сверстниками.
10. проблемы с обучением.
Какие признаки присутствуют?
Каковы признаки физического насилия в семье
1. страх перед ребенком
2. выраженный страх перед взрослыми; выражение тревоги в виде тиков
3. сосание пальцев, раскачивание
4. страх идти домой
5. жестокость по отношению к животным
6. попытки скрыть причину травмы
В целях профилактики и коррекции социального неблагополучия в семье воспитатели, педагоги и психологи ДОУ проводят работу по повышению педагогической грамотности родителей и вовлечению родителей в деятельность ДОУ. Участие родителей в создании среды ДОУ, детские праздники, спортивные мероприятия, совместные выставки детско-родительского творчества создают психологический контакт.
Совместно со специалистами системы профилактики безнадзорности и правонарушений педагоги-психологи детского сада формируют и реализуют систему комплексного сопровождения семей с целью оптимизации социального неблагополучия.