Наталия Валериевна Лобко
Рассматривание картины В. Васнецова «Богатыри»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование словарного запаса детей дошкольного возраста
Задачи:
- расширить знания детей о богатырях;
- учить отвечать на вопросы связно, последовательно, употребляя в речи сложные предложения, развивать умения рассуждать, анализировать;
- обогащать речь детей выражениями и словами обобщающими личные качества человека;
- активизировать в речи слова, обобщающие названия одежды и оружия богатырей;
- развивать умения подбирать к словам синонимы, антонимы, слова-сравнения;
- воспитывать чувство патриотизма, гордости за наших защитников.
Публикация «Рассматривание картины В, Васнецова „Богатыри“» размещена в разделах
Ход занятия:
1. Организация детей. Формулирование темы занятия
- Здравствуйте, люди добрые. Сядьте на места да послушайте. Собралися мы с вами на беседу добрую и складную. Чтобы был у нас мир и согласие. А ещё хочу пожелать вам, чтобы участвовали вы в беседе и всё внимательно слушали. Всё, что услышите, может вам пригодиться.
А начну я нашу беседу с поговорки "Славна богатырями земля русская".
- Попробуйте определить в ней главное слово (богатыри(
- Именно о богатырях и пойдёт у нас сегодня речь.
2. Основная часть. Беседа. Актуализация знаний.
- Кто же такие богатыри (ответы детей)
-Какими словами можно заменить слово "богатырь"?
Богатырь- силач, борец, воин, храбрец
Воспитатель обобщает:
БОГАТЫРИ (от. др. -тюрк. багатур-храбрый воин,защитники русской земли, совершающие воинские подвиги, отличающиеся особой силой. В древнерусском языке слову "БОГАТЫРЬ" соответствовали "храбр", "храбор", "удалец".
- Ребята, есть в народе такие выражения "БОГАТЫРСКАЯ СИЛА". Как вы его понимаете? (большая, могучая, громадная.)
-А выражение "БОГАТЫРСКОЕ ТЕЛОСЛОЖЕНИЕ"? (могучие, большие плечи, сильные руки, широкая грудь, высокий рост.)
- А что такое "БОГАТЫРСКАЯ УДАЛЬ"? (смелый, решительный, отважный.)
- А что ещё может быть богарырским? (конь, меч, свист, удар.)
- Каких богатырей вы знаете? (ответы детей)
- Много богатырей на Руси. Невозможно сразу о всех рассказать.
Сегодня мы поговорим о трёх богатырях, которых озобразил Виктор Михайлович Васнецов на картине "БОГАТЫРИ"
РАССМАТРИВАНИЕ КАРТИНЫ В,М,ВАСНЕЦОВА
-Я приглашаю вас войти в картину и представить, что очутились мы в широком поле. А поможет нам в этом музыка. Пока играет музыка оглядитесь, какая природа нас окружает, представьте какие звуки мы можем услышать в картине, какие запахи почувствовать. (Слушание произведения П. И. Чайковского)
(ответы детей)
- Расскажите, какое настроение вызвала у вас эта музыка? (тревожное, печальное, грустное.).
ФИЗМИНУТКА.
дружно встанем- раз, два, три-
Мы теперь богатыри!
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо- оглядимся величаво.
И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек,
И направо, и ещё, через левое плечо.
Буквой "Л" расставим ноги,
Точно в танце руки в боки,
Наклонились влево, вправо-
Получается на славу!
(Дети садятся на места, занятие продолжается)
-Посмотрите, ребята, в центре картины три богатыря. Без устали разъезжали по степям богатыри на могучих конях. Зорко (внимательно) всматривались вдаль: "НЕ ВИДАТЬ ЛИ ВРАЖЕСКИХ КОСТРОВ, НЕ СЛЫХАТЬ ЛИ ТОПОТА ЧУЖИХ КОНЕЙ?"
- Рассмотрите, во что одеты богатыри? Чем они вооружены? (ответы детей)
- Где тут самый старший богатырь? Кто это? (ответ детей). Что он делает? Как вооружён? Какой конь у Ильи Муромца? (Чёрный как?. земля, ворон, уголь.)
- Кто слева от него? Спокоен ли Добрыня? Почему так решили? (ответы детей)
- Как зовут третьего богатыря? Что вы о нём знаете? Чем Алёша Попович похож на остальных? Чем он отличается? (душа-парень). как он смотрит? Чем вооружён?
- Кто из богатырей вам понравился больше всего? Почему?
- Какие впечатления у вас вызвала картина "БОГАТЫРИ"? (ответы детей)
ЛЕКСИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ "СКАЖИ НАОБОРОТ" (игра с мячом)
Храбрый.
Сильный.
Быстый.
Добрый.
Умный.
Высокий.
Большой.
Побеждать.
-А теперь, ребята, давайте соберём богатыреё в дорогу, на подвиг героический. (дидактическая игра "Собери богатыря в дорогу"- дети выбирают соответствующие картинки с изображением оружия, одежды, объясняя значение каждой детали).
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА "СОБЕРИ БОГАТЫРЯ В ДОРОГУ"
ЦЕЛЬ: закрепить знания детей об элементах одежды русского богатыря, его оружии. Закрепить в речи их названия.
МАТЕРИАЛ: картинки с изображением разнообразных деталей костюма воинов, их оружия.
ХОД: воспитатель предлагает собрать богатыря а путь-дорогу. Дети выбирают и называют те детали костюма, оружие, которые подходят русскому богатырю.
_Молодцы! (итог игры)
- А теперь, давайте вернёмся в наше время.
- Как вы считаете, есть богатыри в наше время? (ответы детей).
- Как вы думаете, какими качествами должен обладать современный богатырь? (ответы детей)
- Где их можно встретить? (пожарные, пограничники, космонавты, врачи и т. д.)
- Днём и ночью эти люди охраняют Родину, отдают свои жизни для спасения других.
- Как и в старину, матушка- Русь всегда рождала, и будет рождать сильных сыновей, зщитников Родины.