Папки-передвижки

Разные формы и виды игры дошкольников

Ольга Силкина
Разные формы и виды игры дошкольников

Разные формы и виды игры дошкольников

Силкина О. И., воспитатель

ГБДОУ детский сад Центрального района «Радуга»

Санкт-Петербурга

Разные формы и виды игры дошкольников

Цель семинара:

Раскрыть общую стратегию поведения воспитателя при организации игры и конкретную тактику его взаимодействия с детьми в игре.

Задачи семинара:

1. Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей

Публикация «Разные формы и виды игры дошкольников» размещена в разделах

2. Повышать методический уровень педагогов по организации различных видов игры

3. Способствовать творческому поиску воспитателей

4. На основе изучения педагогической литературы раскрыть понятия: «режиссерская игра», «сюжетно - ролевая игра», «игровая ситуация», применительно к дошкольному возрасту.

План проведения семинара

1. Назначения игры, историческая справка

2. «Отличия видов игровой деятельности»

a) Режиссерская игра

b) Сюжетно – ролевая игра

c) Игровая ситуация

3. Игровые ситуации для социально – эмоционального развития дошкольников

4. Вывод совместно с участниками семинара

Назначения игры, историческая справка

Игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Именно в процессе различных игр малыши всесторонне развиваются. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Игра как один из видов человеческой деятельности, как сложное и интересное явление привлекает внимание педагогов и психологов, философов и историков. В науке существуют различные точки зрения на природу детской игры. В отечественной науке подчеркивается социальный характер игры как отражение действительной жизни. К. Д. Ушинский определил игру как способ войти во всю сложность окружающего мира взрослых. Образное отражение реальной жизни в играх детей зависит от их впечатлений, складывающейся системы ценностей. В. А. Сухомлинский высказывал «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливает живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Самое важное направление вовлечения детей в игровую деятельность становится развитие знаний, умений и навыков:

• Развивать логическое, образное мышление;

• Расширение творческих способностей, фантазии и мыслительных операций;

• Способствует физическому развитию.

В последние годы проблема классификации детских игр вновь стала привлекать пристальное внимание ученых.

Сегодня мы предлагаем вашему вниманию лишь некоторые виды игровой деятельности дошкольников. Некоторой сложностью для педагогов являются недостаточное понимание различий между сюжетно – ролевой игрой, режиссерской игрой и игровой ситуацией. Давайте с вами определим разницу между этими видами игровой деятельностью детей и ролью педагога в них.

Отличия видов игровой деятельности

Игра Определение Роль воспитателя Роль ребенка в игре Характеристики Условия развития игры

Режиссерская игра

Режиссёрская игра – это индивидуальная игра, в процессе которой ребёнок создаёт игровые ситуации с игрушками, предметами – заместителями. Воспитатель наблюдает В игре ребёнок может быть сам в роли, а может только регулировать взаимоотношения между игрушками, как режиссёр. Режиссёрские игры позволяют ребёнку упражняться во взаимоотношениях, в общении в процессе действий с куклами.

• В отличии от партнёра, куклы не требуют от ребёнка высокого уровня общения – с ними проще.

• В режиссёрской игре не надо учитывать позицию партнёра, не надо под него подстраиваться - ребёнок остаётся самим собой, ему не надо подчиняться каким – то общим требованиям, он сам придумывает свои правила и сам их выполняет, проявляет своё творчество, свои знания. • У детей должны быть знания и впечатления об окружающей жизни;

• Должна быть хорошая предметно – развивающая игровая среда;

• Должно быть свободное время;

• Должны быть хорошо подобраны обучающие игры и упражнения, игры-спектакли, настольный театр теневой театр, марионетки.

• У детей должен быть наглядный пример хорошо умеющего играть в режиссёрские игры воспитателя или другого ребёнка.

Сюжетно- ролевая

Сюжет игры - это та сфера действительности, которая воспроизводится детьми.

Сюжет представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих, где игровые действия - одно из основных средств реализации сюжета.

Прежде всего, эти игры представляют собой совместную деятельность детей с взрослым. Именно взрослый вносит в жизнь детей эти игры, знакомит их с содержанием.

Он вызывает у детей интерес к игре, побуждает их к активным действиям, без которых игра не возможна, является образцом выполнения игровых действий, руководителем игры - организует игровое пространство, знакомит с игровым материалом, следит за выполнением правил. Сюжетно-ролевые игры создают сами дети (старшем дошкольном возрасте) при некотором руководстве воспитателя.

Основой игры является детская самостоятельность и самодеятельность. Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты: сюжет, содержание, роль.

Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры.

С-р игра носит:

Самодеятельный характер

Творческий характер

оптимистический, жизнеутверждающий характер.

Основные особенности сюжетно-ролевой игры

1. Соблюдение правил.

2. Социальный мотив игр.

3. В сюжетно-ролевой игре идет эмоциональное развитие.

4. В ходе сюжетно-ролевой игры происходит развитие интеллекта дошкольника.

5. В сюжетно-ролевой игре развивается воображения и творчество

6. Развитие речи. Средствами игры являются :

а) знания о людях, их действиях, взаимоотношениях, выраженное в образах речи, в переживаниях и действиях ребенка;

б) способы действия с определенными предметами в определенных обстоятельствах;

в) те нравственные оценки и чувства, которые выступают в суждениях о хорошем и плохом поступке, о полезных и вредных действиях людей.

Игровая ситуация ИОС – это полноценная, но специально организованная сюжетно-ролевая игра,это косвенная форма обучения детей, целиком основанная на достаточно сильной игровой мотивации. воспитатель:

проводит игру

объявляет название и сюжет,

распределяет роли,

берет роль и на себя и исполняет её, поддерживает воображаемую ситуацию в соответствии с сюжетом;

воспитатель руководит игрой: следит за сюжетом, исполнением ролей, насыщает игру ролевыми диалогами и игровыми действиями, через которые и осуществляются дидактические цели.

Игра становится вспомогательным средством в развитии у ребенка умения разрешать проблемные ситуации

Дети в игровой форме учатся анализировать, искать различные варианты решения проблемы, и формируются умения применять полученные знания в повседневной жизни.

Дети приобретают опыт участия в делах, приносящих пользу и радость окружающим. - она имеет короткий и несложный сюжет, построенный на основе жизненных событий или сказочного, литературного произведения, которое хорошо знакомо дошкольникам;

- оснащена необходимыми игрушками, атрибутикой; для нее специально организовано пространство и предметная среда;

- в содержание игры заложена дидактическая цель, воспитательная задача, которым подчинены все её компоненты – сюжет, ролевое взаимодействие персонажей и пр. Внимание!

При использовании вербальных ситуаций избегайте прямых аналогий с событиями в группе, указания конкретных имен и поступков детей.

Игровые ситуации для социально – эмоционального развития дошкольников

Игровые ситуации иллюстрирующего типа

«Инсценировка с игрушками – готовое решение»

Я с помощью игрушек либо персонажей настольного или пальчикового театра разыгрываю ситуацию, отражающую те стороны жизни, в которых ребенку необходимо разобраться и получить представление о правильном поведении: «Как Юра бабушке помог», «Не забывай волшебные слова», «Как Алена и Миша делились игрушками», «Как Костя и Гордей помирились». Демонстрирую детям конкретные способы правильного решения бытовых ситуаций общения. Выступая в роли заинтересованных зрителей, дети получают образец социально одобряемого поведения.

Игровые ситуации активного участия типа

«Инсценировка с игрушками – подскажи решение»

Подключаю детей к поиску правильного решения. С этой целью игровые персонажи обращаются к детям с вопросами, вступают в спор, выражают сомнение в правильности их советов, предлагают самим выбрать лучшее решение из нескольких, просят показать, Какие действия нужно предпринять, какие слова сказать, чтобы решить проблему (например, как поблагодарить, как вежливо обратиться с просьбой, как разделить поровну конфеты, как успокоить обиженного).

Инсценировки с игрушками «Подскажи решение» лучше проводить после показа инсценировок с готовым решением. Полученные ранее представления помогут детям правильно разрешить новую проблему. То, как дети воспринимают ситуацию, какое решение они предлагают, показывает мне, как развиваются нравственные представления и соответствующий опыт детей.

Игровые ситуации непосредственной помощи типа

«Поможем нашим игрушкам»

Я организую ситуации, требующие от детей активного сочувствия, помощи, заботы: помочь заболевшей кукле, накормить голодного котенка, построить кормушку для птиц, подобрать теплую одежду для обезьянки. Успех зависит от того, насколько содержание совпадает с опытом детей, их жизненными впечатлениями. Дети подключаются к решению проблемы: они не только обсуждают, но и практически осуществляют необходимые действия.

Практические игровые и реальные ситуации, направленные

на освоение культурных форм поведения и общения (этикет)

Эти ситуации могут быть организованы и как инсценировки, и как практические ситуации игрового и реального содержания.

Практические ситуации типа

«Наша забота нужна всем»

Дети приобретают опыт участия в делах, важных для детского сада: «Мы украшаем детский сад к празднику», «Мы сажаем рассаду цветов», «Мы сажаем огород на подоконнике», «Мы готовим пособия для занятий: вырезаем овалы, квадраты, треугольники». Моя задача – увлечь детей содержанием предстоящего дела, показать, что результаты совместных усилий приносят пользу и радость окружающим.

Практические ситуации гуманистического выбора

Ставлю детей перед выбором: откликнуться на проблемы других детей или предпочесть личные интересы и проявить безразличие? Например, оставить рисунок себе или включить его в общую посылку больному сверстнику; дать поиграть своей игрушкой малышу или остаться равнодушным к его просьбе; откликнуться на просьбу помочь или проигнорировать ее. Поведение детей в ситуациях выбора помогает лучше понять особенности их социально – нравственного и эмоционального развития.

Практические ситуации проблемного типа

«Как быть, что делать?»

Это различные ситуации затруднения, которые я создаю, чтобы пробудить инициативу, самостоятельность, сообразительность, отзывчивость детей, готовность искать правильное решение. Например, со столов «исчезли» салфетки; на некоторых шкафчиках отклеились картинки; отсутствуют краски различных цветов (коричневый, зеленый, оранжевый); некоторым детям не хватает пластилина для лепки; на полу обнаружена разлитая вода; перепутана детские варежки и обувь. Как быть? Дети самостоятельно ищут решение. Я не спешу давать советы, выслушиваю все мнения и предложения. Совместно с детьми мы находим способы разрешения проблем: смешиваем краски, чтобы получить нужный цвет; делим пластилин на всех; придумываем, из чего сделать салфетки; вытираем воду; подклеиваем картинки на шкафчиках; разбираем по парам варежки и обувь.

Практические ситуации типа

«Мы самые старшие в детском саду»

Дети учатся проявлять заботу о малышах. У них развиваются чувство самоуважения, доброе отношение к маленьким, понимание их проблем. Я организую ситуации: «Поможем малышам вымыть игрушки и постирать кукольное белье», «Порадуем малышей подарками, сделанными своими руками», «Подготовим для малышей кукольный театр (концерт, спектакль)», «Поможем малышам сделать снежную бабу (горку)», «Научим малышей водить хороводы».

Важно подчеркнуть чувства малышей, на которых была направлена забота старших дошкольников. Это даст толчок для переживания или для проявления ответных чувств.

Практические ситуации типа

«Мы дружим со школьниками»

Старшие дошкольники приобретают опыт сотрудничества с учащимися школы: «У нас спортивный праздник», «Мы ждем гостей – школьников и учительницу», «Мы обмениваемся сувенирами», «Мы готовим сюрприз нашим друзьям – школьникам».

Участие в подобных ситуациях углубляет интерес к школе и снимает тревожность, связанную с предстоящим обучением в школе. Одновременно формируется ценный опыт межвозрастного общения, который важен не только для дошкольников, но и для учащихся школы.

Практические ситуации типа

«Научи своего друга тому, что умеешь сам»

Я побуждаю детей к проявлению внимания друг к другу, взаимопомощи и сотрудничеству: научить лепить, мастерить игрушки, играть в настольные игры, бросать в цель, складывать фигурки из бумаги, крутить обруч, кувыркаться. Побуждая детей поделиться опытом, я помогаю им войти в роль «учителя», т. е. быть терпеливыми, внимательными и снисходительными к трудностям и ошибкам сверстников.

В своей работе я активно использую условные вербальные ситуации. Они связаны с обсуждением жизненных событий, поступков и отношений.

Игры – имитации смены эмоциональных и физических состояний.

Уже в младших группах необходимо вовлекать детей в игры – имитации.

Например, кошка играет, засыпает, пробуждается, потягивается, умывается; лиса прислушивается, подкрадывается, пытается поймать мышонка; медвежата играют, ссорятся, мирятся, успокаивают друг друга. Воспитатель произносит слова, а дети выполняют соответствующие действия.

Игры – имитации состояний природы.

Вывод: Ведущая деятельность дошкольного возраста - это игра. Именно в ней складываются и наиболее эффективно развиваются главные новообразования этого возраста: творческое воображение, образное мышление, самосознание. Особое значение имеет игра для становления разных форм произвольного поведения детей. Развиваются произвольное внимание и память, соподчинение мотивов и целенаправленность действий.

Список литературы:

• Дыбина Ольга Витальевна, Издательство: Сфера, 2014 г. "Что было до. Игры-путешествия в прошлое предметов"

• Сташевская Гита, Издательство: Речь, 2014 г., «100 и 1 игра для развития ребенка 3-4 лет».

• Иванова Н. В. «Формирование социального пространства отношений ребенка в дошкольном образовательном учреждении», учебное пособие –– Череповец: ЧГУ, 2002.

• Козлова С. А. «Мой мир: Приобщение ребенка к социальному миру»Москва: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000.

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности Слайд 2. Введение Добрый день, уважаемые коллеги! Посмотрите, пожалуйста, на свои руки и полюбуйтесь ими. Сколько тайн хранит в себе рука.

Презентация «Система работы по обучению детей конструированию из строительного материала (формы, методы, виды деятельности)» Конструирование из строительного материала является одним из важнейших и интереснейших видов детской продуктивной деятельности. Конструирование.

Формирование монологической речи «Виды детских рассказов, формы организации работы, приемы обучения рассказыванию» Формирование монологической речи: виды детских рассказов, формы организации работы, приемы обучения рассказыванию В дошкольном возрасте.

Фотоотчет «Игры разные нужны, игры разные важны»Фотоотчет «Игры разные нужны, игры разные важны» Игра – уникальное явление в жизни человека. В процессе игры можно получить много удовольствия, но при этом получить и массу полезного.

Конспект занятия по окружающему миру «Машины бывают разные. Транспорт. Виды транспортных средств» Цели: Образовательные: познакомить обучающихся с видами транспортных средств и с терминами «наземный», «водный», «воздушный», «общественный»,.

Пальчиковые игры на разные темы Пальчиковые игры на разные темы. Новый дом Тук-тук-тук, тук-тук-тук! Молоток бери, мой друг! Ударяют, чередуя, кулачком о кулачок. Мы.

Презентация «Виды ложек и основные приемы игры на них» Данная презентация была создана к выступлению на МО "Развитие детского творчества и инициативы в процессе обучения игре на деревянных ложках".

Традиционные и инновационные формы работы в ДОУ. Клуб «Профессии разные очень люблю, о них я вам сейчас спою!» Пение было всегда самым доступным и любимым занятием человека. А коллективное пение, не только приятно, но и очень полезно для здоровья.

Виды и формы работы с детьми раннего и младшего возраста Виды и формы работы с детьми раннего и младшего возраста В соответствии с ФГОС дошкольного образования основными видами деятельности для.

Виды музыкальной деятельности дошкольников Музыкальные способности проявляются и развиваются в процессе музыкальной деятельности. Музыкальная деятельность дошкольников – это различные.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Разные формы и виды игры дошкольников
Опубликовано: 13 апреля 2019 в 19:31
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД