Получи документы

Разработка открытого урока по литературе в 5 классе  «Биографические мотивы стихотворения А. С. Пушкина  «Няне»

Бурлият Дагирова
Разработка открытого урока по литературе в 5 классе  «Биографические мотивы стихотворения А. С. Пушкина  «Няне»

Разработка открытого урока литературы в 5 классе.

Тема урока : Биографические мотивы стихотворения А. С. Пушкина «Няне».

Ход урока.

I. Звучит музыка Г. Свиридова к повести «Метель».

Вступительное слово учителя:

Публикация «Разработка открытого урока по литературе в 5 классе  „Биографические мотивы стихотворения А, С, Пушкина  „Няне“» размещена в разделах

- Прозвучала музыка Г. Свиридова к повести А. С. Пушкина «Метель». Музыка эта особенна, вдохновляющая одновременно, при прослушивании которой невольно цитируешь строки из стихов Пушкина «Зимний вечер».

(Буря мглою небо кроет… А дальше продолжают учащиеся: То, как зверь, она завоет, «Зимнее утро», «Зимняя дорога». (Соответствующие отрывки из этих стихов выразительно читаются учащимися наизусть).

II. Выступления учащихся.

1. Ученица. Пушкин! Когда же мы слышим его имя, мы вспоминаем знакомый облик: вьющиеся волосы, бакенбарды, большой рот с полными губами, светлые ясные глаза, красивые руки с длинными пальцами. Таким мы с детских лет знаем великого поэта по двум самым популярным портретам выдающихся русских художников – В. Тропинина и О. Кипренского. Орест Кипренский написал портрет по заказу друга поэта А. А. Дельвига. Этот свой портрет Пушкин ценил более других, он висел в квартире поэта на Мойке.

2. Ученик. Пушкин – гениальный поэт, интересная личность, обаятельный человек – всегда привлекал внимание художников. Создано множество его изображений.

При жизни поэта было сделано 12 его портретов. На портретах он выглядит по - разному. Это объясняется особенностью его внешности. Лицо его было необычайно живым, поэтому выражение часто менялось.

3. Учительница. Ребята, хочу обратить ваше внимание на картину, которая висит на доске. На этой картине художник изобразил поэта рядом со своей няней Ариной Родионовной. И сегодня мы поговорим о близкой подруге – няне поэта и о жизни этой замечательной русской женщины.

4. Несколько учеников поподробнее рассказывают о жизни Арины Родионовны.

5. Ученица – Арина («Ирина», «Иринья» по документам) Родионовна Яковлева родилась 10 апреля 1758 года в селе Суйда в семье крепостных крестьян графа Ф. А. Апраксина, а через год это село перешло во владение прадеда Пушкина знаменитого Абрама Петровича Ганнибала. 22 года Арина Родионовна была его крепостной. Десяти лет она потеряла отца, оставившего семерых детей. В 1781 году вышла замуж за крепостного крестьянина Федора Матвеева из соседнего села. У них было четверо детей. С конца 1797 года Арина Родионовна живет с семьей Пушкиных как кормилица и няня.

Мудрая, заботливая, добрая, чуткая сердцем Арина Родионовна явилась для поэта как бы сосредоточением лучших черт простой русской женщины. В письме к своему любимцу из Михайловского в Петербург она пишет: «Любезный друг мой Александр Сергеевич, я получила ваше письмо и деньги, которые вы мне прислали. За все ваши милости я вам всем сердцем благодарна – вы у меня беспрестанно в сердце и на уме…».

6. Ученик. По свидетельству современников, Пушкин был необыкновенно чуток к малейшему проявлению доброго чувства по отношению к нему. Вот как в 1859 году ответил михайловский кучер Петр на вопрос литератора Тимофеева о том, любил ли Пушкин свою няню : «Арину - то Родионовну? Как же еще любил - то, она у него тут вот и жила. И он все с ней коли дома. Чуть встанет утром, уж и бежит ее глядеть: «Здорова ли, мама, - он ее все мама называл. А она ему, бывало, этак нараспев: «Батюшка ты, за что ты меня все мамой зовешь, какая я тебе мать?» «Разумеется ты мне мать: не та мать, что родила, а та, что своим молоком вскормила».

7. Учительница. Арина Родионовна умерла 31 июля 1828 года в Петербурге в доме сестры поэта Ольги Сергеевны.

Самые трогательные строки, выражающие нежную и глубокую сердечную привязанность Пушкина, обращены к его няне. Это говорит о большой любви поэта к своей подруге-няне.

(Выразительное чтение стихотворения «Няне»).

1) Что можно сказать, прочитав это стихотворение, об отношении поэта к своей няне?

2) Какой вы представляете себе няню А. С. Пушкина?

3) Как вы думаете, каким было настроение поэта, когда он писал это стихотворение?

(Выразительное чтение стихотворения по цепочке).

Задание на дом: Выучите стихотворение «Няне» наизусть.

Вывод – обобщение.

Пушкин был и остается гениальным поэтом, который умел создавать прекрасное, радоваться от души, умел любить, был храбр, он незаменимый собеседник, бескорыстный друг; Пушкин – самое дорогое, самое родное и близкое для каждого из нас. Он всегда с нами.

Читайте же Пушкина! Читать его стихи надо умело, не спеша, с пониманием. Обращайтесь к Пушкину всегда, в любое время, в любом возрасте.

Публикации по теме:

Разработка открытого урока в 3 классе «Три склонения имён существительных» Предмет: Родной язык Тема: Три склонения имён существительных Цели: образовательная: познакомить с типами склонений, сформировать умение.

Конспект урока по литературе в 6 классе «К. Симонов «Сын артиллериста» Урок по литературе в 6 классе Учитель: Руппель Людмида Александровна. МКОУ СОШ с Кривая Лука. Тема урока: Война в стихотворении К. М. Симонова.

Методическая разработка итогового урока-обобщения по русскому языку в 6 классе .

Методическая разработка урока географии в 5 классе на тему «План местности и географическая карта» Пинигина Г. Г. учитель географии и биологии МБОУ «ООШ» пгт Парма Методическая разработка урока географии в 5 классе Тема «План местности.

Методическая разработка урока русского языка во 2 классе «Контрольный диктант. Предложение. Имена собственные» Контрольный диктант по теме: «Предложение. Имена собственные». Цель: обобщить знания учащихся об употреблении заглавной буквы в именах собственных;.

Методическая разработка урока географии в 5 классе «Стороны горизонта» Технологическая карта урока «Стороны горизонта» 5 класс Цель урока: научить определять стороны горизонта. Форма работы учащихся: коллективная,.

Конспект открытого урока по технологии в 5 классе «Декупаж» Каждая хозяйка большую часть времени проводит, в каком помещении? На кухне А для того чтобы хозяйка чувствовала себя на рабочем мести комфортно,.

План-конспект урока литературы в 6 классе по повести А. С. Пушкина «Барышня-крестьянка» План-конспект урока литературы в 6 классе по повести А. С. Пушкина «Барышня-крестьянка» Тема урока: А. С. Пушкин «Барышня-крестьянка»: особенности.

Разработка урока по геометрии в 7 классе «Решение задач на применение первого признака равенства треугольников»Разработка урока по геометрии в 7 классе «Решение задач на применение первого признака равенства треугольников» Конспект урока по геометрии в 7 классе на тему: "Решение задач на применение первого признака равенства треугольников" «Просто знать –.

Разработка урока по окружающему миру в 4 классе «Жизнь древних славян во времена Древней Руси» Тема. Жизнь древних славян. Во времена Древней Руси. Цель: • образовательная: формировать у учащихся представление о Древней Руси, русских.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Разработка открытого урока по литературе в 5 классе  «Биографические мотивы стихотворения А. С. Пушкина  «Няне»
Опубликовано: 10 декабря 2019 в 22:44
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД