Папки-передвижки

Разработка системы непрерывных наблюдений за природными объектами в течение месяца по теме «Одуванчик»

Аноскина Гюзель Рафековна
Разработка системы непрерывных наблюдений за природными объектами в течение месяца по теме «Одуванчик»

Наблюдение 1. «Там и тут, там и тут одуванчики цветут…»

Форма работы: обследование территории участка детского сада.

Цель: формировать у детей внимательное отношение к окружающему миру; уточнить их представления о внешних особенностях одуванчика (ярко золотисто - желтые цветы, растут на открытых, хорошо освещаемых местах); воспитывать интерес к первым весенним цветам.

Воспитатель, собрав детей загадывает загадку:

Горел в траве росистой

Цветочек золотистый.

Потом померк, потух,

И превратился в пух… (одуванчик). Какие слова в загадке подсказали нам правильный ответ?

Публикация «Разработка системы непрерывных наблюдений за природными объектами в течение месяца по теме „Одуванчик“» размещена в разделах

И предлагает им поискать одуванчик на участке детского сада. Просит ребят внимательно рассмотреть место, где обнаружится одуванчик, обязательно выяснить, есть ли там солнце, открыт или закрыт у него бутон. Некоторое время дети ищут одуванчики самостоятельно, а когда находят, воспитатель вместе с ними осматривает места, где обнаружены одуванчики, выслушивает сообщения детей.

В завершение наблюдения воспитатель спрашивает:

«На каких участках - солнечных или теневых - чаще можно встретить одуванчики?

Почему одуванчик называют «портретом солнца»?

Когда одуванчик закрывает свой бутон, почему?

Сообща дети приходят к выводу: весна окончательно вступила в свои права и на полянках, газонах появились первые весенние цветы. А одуванчик один из первых появляется весной, словно желтое солнышко в молодой, зеленой траве. Одуванчик дикий цветок и любит солнышко, поэтому растет на хорошо освещенных участках везде. Когда солнышко прячется одуванчик закрывает свой бутон плотными зелеными лепестками.

В заключение воспитатель читает стихотворение: Растет одуванчик почти везде,

На своей высокой ножке,

Поднимаясь к вышине,

Он растет и на дорожке,

И в ложбинке, и в траве,

Он на солнышко похожий,

Ты найдешь его везде.

Наблюдение 2.

«Рассматривание одуванчика».

Форма работы: Рассматривание.

Цель: познакомить детей со строением цветка, учить выделять и называть основные части: корень, стебель, листья, соцветие; их особенности.

Рассмотреть одуванчик с детьми.

Как называется этот цветок? Из каких частей состоит? (листья, стебель, соцветие, а в земле расположен корень)

Какого цвета соцветие одуванчика? Какого цвета листья и стебель? Какой у одуванчика корень? (корень рассматривают дети на заранее приготовленной картинке). Воспитатель вместе с детьми обобщает результаты рассматривания одуванчика. Одуванчик – не высокое растение, с зелеными листьями и стеблем, гладкими на ощупь, стебель – прямая полая внутри стрелка, похожая на трубочку, листья перистые, зубчатые собраны у корня в букетик и к основанию сужены в черенок; соцветие ярко золотисто - желтого цвета, состоят из множества язычков, собранных в корзиночку, которое окружено оберткой из зеленых листочков, корень толстый, стержневой.

Наблюдение 3.

«Сравнение цветов одуванчика и мать - и - мачехи».

Форма работы: обследование цветов одуванчика и мать - и - мачехи.

Цель: расширять знания и представления детей об особенностях внешнего вида одуванчика; учить детей находить различия у растений в особенностях стебля, цветков, листьев. Развивать наблюдательность, умение обобщать, делать выводы.

Воспитатель дает задание найти на участке цветы одуванчика и мать - и – мачехи.

– Вместе с детьми обследуют сначала цветок одуванчика, затем цветок мать – и – мачехи: находят различия и схождения в строение цветов, размере, окраске листьев, стебля, соцветия…

Какие листья у одуванчика, а у мать – и – мачехи? Чем похожи, чем отличаются?

Какой стебель у одуванчика, а у мать – и – мачехи? Чем похожи, чем отличаются?

Какое соцветие у одуванчика, а у мать – и – мачехи? Чем похожи, чем отличаются.

Обобщить полученные результаты обследования вместе с детьми: цветы одуванчика и мать – и – мачехи очень похожи, желтые, пушистые, напоминают солнышко, но все же их не спутаешь. В отличие от мать – и – мачехи у одуванчика стебель выше, он хрупкий, легко ломается, гладкий, прямой, внутри пустой, похож на трубочку, а у мать – и – мачехи стебель опущенный, покрыт чешуйками. Листья одуванчика гладкие, яркие зеленные, зубчатые, а у мать - и – мачехи с одной стороны гладкие, а с другой шершавые….

В конце наблюдения воспитатель загадывает загадки:

Этот цветок одной стороной листа погладит, как мать,

А другой пожурит, словно мачеха (мать - и – мачеха).

В яркий солнечный денек,

Золотой расцвел цветок.

Дует легкий ветерок,

Закачался наш цветок.

А денечка через два

Облысела голова (одуванчик).

Наблюдение 4.

«Зачем одуванчик меняет свое платьице?»

Форма работы: рассматривание.

Цель: расширять и уточнять знания детей об одуванчике, уточнить представления детей о том, как одуванчик размножается, познакомить с семенами одуванчика, развивать слуховое восприятие.

Воспитатель просит ребят найти одуванчик в сером пушистом платьице. Затем рассказывает детям одну из легенд.

Одна из легенд гласит, что одуванчики были детьми Солнца и Луны. В их обязанности входило зажигать на небе каждую ночь лампы, но они, то забывали, то ленились. Рассердилась Луна и послала на них сильный ветер, который сдул их на землю. Но отец Солнце пожалел неразумных детей своих и придал им подобие маленьких солнышек, чтобы светили они на земле также ярко, как светит солнце на небе. Одуванчики до сих пор скучают о родителях и превращаются в пушинки, стараясь опять попасть на небо при помощи ветра, который когда то принес их на землю.

Вместе с детьми рассматривают одуванчик в сером пушистом платьице, его пушинки и воспитатель объясняет, что одуванчик недолго стоит красивым и солнечным, а вскоре он меняет свое платьице и превращается в кудрявый белый шарик. Маленькие парашютики и есть созревшие семена одуванчика, которые при первом порыве ветра разнесутся повсюду. До трех тысяч семян дает каждый год одно растение, но не все из них приживаются и прорастают. А если бы все семена приживались, то через 10 лет одуванчиками была бы покрыта площадь больше, чем наша Земля.

Для обобщения полученных знаний воспитатель задает вопросы детям:

Почему у одуванчика два платья? Из чего состоит белое платье одуванчика? Для чего нужны одуванчику пушинки семена? На что похожи семена одуванчика? Кто помогает семенам разлететься?

В заключение воспитатель читает стих – е «Одуванчик» Е. Серовой.

Наблюдение 5.

«Одуванчик – «солнечная аптека».

Форма работы: рассматривание.

Цель: рассказать детям о том, что одуванчик – лекарственное растение; познакомить детей с понятием «лекарственные растения»: познакомить детей какие части одуванчика и как используются в медицине, развивать любознательность.

Воспитатель просит найти одуванчик и вместе с детьми рассматривает его, сопровождая рассказом о целебных свойствах цветка:

-Все растения, которые имеют целебные свойства и применяются в медицине для изготовления различных лекарств называются – лекарственными. С древних времен одуванчик используют в лечебных целях и называют «эликсиром жизни»: все части этого полезного растения – и корни, и листья, и цветы - имеют целебные свойства. В народе даже есть такая поговорка: «Если употреблять в пищу одуванчик, то болезнь проходит мимо дверей дома». Для лечения кашля и улучшения аппетита используют листья и корни одуванчика, из них приготавливают настои, которые потом употребляют для лечения. Отвары цветов одуванчика помогают при бессоннице…

В заключение для закрепления полученных знаний воспитатель задает детям вопросы:

-Какие растения называют лекарственным? Какие части одуванчика используют в медицине, для чего? Что изготавливают корней, листьев, цветков одуванчика.

Наблюдение 6.

«Не губи одуванчик…»

Форма работы: опытническая деятельность.

Цель: расширить и уточнить знания об одуванчике; способствовать развитию бережного отношения к живой природе; воспитывать эмоциональный отклик на красоту живого цветка.

Опытническая деятельность.

Воспитатель предлагает детям найти одуванчик и, взяв один цветочек, поставить в стаканчик с водой, через некоторое время рассмотреть цветок в стакане – он повял!

Воспитатель объясняет детям: что на зеленой траве желтые одуванчики очень красивы. Но хоть их и очень много не стоит их срывать, одуванчики не будут стоять в вазе, они быстро повянут. А венок из одуванчиков быстро потеряет свою красоту.

Предлагает детям послушать стихотворение В. Викторова «Цветок».

Цветок на лугу я сорвал на бегу,

Сорвал, а зачем объяснить не могу.

В стакане он день простоял и завял,

А сколько бы он на лугу постоял…

К одуванчику любят прилетать пчелы, шмели, бабочки. Они едят сладкий одуванчиковый нектар. А пчелы потом делают одуванчиковый мед - густой и ароматный. Давайте не будем срывать одуванчики и сохраним красоту природы. Да и пчелы нам спасибо скажут, что сберегли для них цветы.

Публикации по теме:

Разработка системы непрерывных наблюдений за природными объектами в течение месяца на тему «Наблюдения за луком» План работы I. Особенности наблюдений за природными объектами с детьми четырёх-пяти лет. II. Система непрерывных наблюдений за природными.

Система непрерывных наблюдений за природными объектами в течение месяца (вторая младшая группа) Тема: «Осень». Цель: уточнить представления детей о характерных признаках осени. Сроки реализации: с 01 октября по 31 октября Форма и название.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Разработка системы непрерывных наблюдений за природными объектами в течение месяца по теме «Одуванчик»
Опубликовано: 21 мая 2015 в 00:37
+79Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 38.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД