Приложение МААМ

Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в НОД «Удивительный мир чашки» (по Савенкову)

Ольга Юмаева
Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в НОД «Удивительный мир чашки» (по Савенкову)
▼ Скачать + Заказать документы

Удивительный мир чашки

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками, имеющими ФФНР в подготовительной группе

Тема: «Удивительный мир чашки»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»

Задачи:

1) «Познавательное развитие»

- формировать мотивацию на познавательную деятельность;

- развивать воображение и творческую активность;

- формировать первичные представления об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях.

2) «Речевое развитие»

Публикация «Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в НОД „Удивительный мир чашки“ (по Савенкову)» размещена в разделах

- развивать артикуляционную моторику;

- формировать грамматически правильную диалогическую и монологическую речь;

- формировать фонематический слух.

3) «Социально-коммуникативное развитие»

- развивать социальный и эмоциональный интеллект;

- формировать навык становления самостоятельности;

- формировать навык общения и взаимодействия ребенка с взрослым и сверстниками.

4) «Художественно-эстетическое развитие»

- развивать предпосылки восприятия детей через рассматривание картин;

- формировать элементарные представления о видах искусств посредством художественного слова.

5) «Физическое развитие»

- развивать мелкую моторику рук;

- совершенствовать навык координации движений и ориентировки в пространстве.

Методы и приемы:

- практические: опора на реальный объект, опора на иллюстрации, на словесные образцы речи логопеда;

- наглядные: прием демонстрации объекта, прием, направленный на формирование способа восприятия предметов одной родовой группы, их конкретных свойств и качеств;

- словесные: беседа, вопросы к детям.

Материалы и оборудование: иллюстрации, детская энциклопедия, Н. В. Чудаков «Я познаю мир» («Культура», «История», «Химия», А. Ликум «Скажи мне, почему» (т. 1, 4); карточки двух видов по методике Савенкова А. И. ; чашки, разные по форме, цвету, величине, назначению; ноутбук, фломастеры, стикеры.

Предварительная работа: прослушивание аудиозаписи М. Зотова «Старая чашка».

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная Игровые упражнения, двигательные паузы, физминутки.

Игровая Игровые ситуации.

Познавательно-исследовательская Наблюдения, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, познавательно-исследовательские проекты.

Коммуникативная Беседы, речевые ситуации, составление и отгадывание загадок, словесные игры, ситуативные разговоры, вопросы

Музыкальная

Слушание, игра на детских музыкальных инструментах, драматизации.

Изобразительная

Рисование, творческие проекты.

Восприятие

(художественной литературы и фольклора) Обсуждение.

Логика образовательной деятельности

Деятельность учителя-логопеда / Деятельность воспитанников / Ожидаемые результаты

Учитель-логопед, заходя в кабинет, удивляется разложенным тематическим карточкам на столе и побуждает детей к выбору темы. Дети проходят в кабинет и рассматривают картинки–темы исследований. Увидев на одной картинке чашку, вспоминают прослушанную ими вчера аудиозапись сказки М. Зотова «Старая чашка». Сформирована мотивация на познавательную деятельность.

Учитель-логопед уточняет, какие герои в сказке.

Дети рассказывают, что в сказке главная героиня – старая чашка. Одна из картинок, представленная на столе, очень её напоминает.

Сформирована грамматически правильная диалогическая речь

Учитель-логопед подхватывает идею схожести с чашкой на картинке (остальные картинки убирает, выдвигает гипотезу о том, что чашка бывает только с рисунком «яблочки», как на картинке. Дети отвечают, что на чашках могут быть и другие рисунки.

Учитель-логопед предлагает детям доказать это, узнать о свойствах чашки, и уточняет, какие способы поиска информации могут помочь. Воспитанники предлагают свои «методы» поиска информации: из интернета, наблюдая, из книг, уточнить у специалистов, друг у друга, поэкспериментировать, в конце предложили подумать самим. Сформирован навык развития социального и эмоционального интеллекта.

Учитель-логопед предлагает детям выполнить артикуляционное упражнение «Чашечка». Дети выполняют артикуляционное упражнение. Сформирован навык артикуляционной моторики.

Учитель-логопед направляет детей на самостоятельный поиск информации, предлагает обобщить и расставить приоритеты над методами поиска. Воспитанники обсуждают и совместно выбирают последовательность предложенных ими методов: от первостепенного к второстепенному и т. д.

Вначале предлагается обдумать самому, затем спросить друг друга, понаблюдать, посмотреть в книгах, в интернете, поэкспериментировать, уточнить у специалиста.

Дети самостоятельно начинают поиск информации.

Этому способствуют заранее подготовленный материал в книгах, открыта страничка в интернете; некоторые дети уточняют детали у персонала детского сада: у медицинской сестры, няни.

Сформирован навык становления самостоятельности.

Развит интеллектуально-творческий потенциал личности детей.

Развиты предпосылки восприятия детей через рассматривание картин.

Сформированы элементарные представления о видах искусств посредством художественного слова.

Учитель-логопед зачитывает юным исследователям некую информацию из книг. Дети внимательно слушают, задают уточняющие вопросы.

Сформировано восприятие художественной литературы. Развиты предпосылки ценностно-смыслового восприятия словесного искусства. Сформирована грамматически правильная диалогическая речь.

Педагог в игровой форме предлагает детям игру «Какая чашка?»

Учитель-логопед выставляет на стол чашки разные по цвету, форме, назначению и выполненные из разных материалов.

Педагог предлагает детям посмотреть на размеры кофейной и чайной чашки.

В прочитанной учителем-логопедом книге есть информация о том, что каждая чашка по-своему «поёт». Дети рассматривают чашки, трогают их, отвечают на вопросы учителя-логопеда.

Воспитанники определяют различие чашек по весу (фарфоровая и глиняная); по форме, по цвету, рисунку, назначению (кофейная, чайная).

Дети обращали внимание на слегка потрескавшиеся края старой чашки и совершенно гладкие – у новой.

Воспитанники проводят эксперимент с ложкой: ударяя слегка по внутренней стенке каждой чашки.

Закреплен навык словообразования качественных прилагательных.

Сформирован навык представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.

Сформирован навык фонематического слуха.

Учитель-логопед напоминает детям, что необходимо схематически зафиксировать на «листиках-помощниках» свои находки. На столе разложены листики, фломастеры для пиктографического письма. Воспитанники записывают значками и символами на листочках полученную информацию.

Развито ассоциативное мышление и творческие способности.

Педагог предлагает детям немного отдохнуть - выполнить пальчиковую гимнастику.

Дети повторяют за педагогом, загибая пальчики:

Раз ромашка, два ромашка –

Вся в цветах у мамы чашка!

Развита мелкая моторика рук.

Учитель-логопед помогает детям сгруппировать полученные ими данные Воспитанники обмениваются информацией.

Сформирован навык общения и взаимодействия ребенка с взрослым и сверстниками.

Педагог интересуется. Что же интересного дети узнали о чашке.

Все пиктограммы раскладываются на стол, схожие пиктограммы группируются, обсуждаются детьми.

Развито мышление, творческие способности, речь ребенка.

Учитель-логопед предлагает воспитаннику (по желанию) рассказать о полученной информации. Для этого докладчик одевает атрибуты – академический головной убор и мантию. Докладчик рассказывает о свойствах чашки: «Удивительный мир чашки», пользуясь своими пиктограммами.

Сформирован навык эмоциональной отзывчивости, сопереживания.

Сформирован навык общения и взаимодействия ребенка с взрослым и сверстниками.

Учитель-логопед предлагает детям добавить не услышанный от докладчика материал. Воспитанники делятся своим «багажом» знаний. Уточнения детей более глубокие и содержательные, развернутые.

В завершение педагог рекомендует детям нарисовать дома рисунок понравившейся чашки; при желании – собрать дополнительный материал в папку «ученого». Дети обсуждают, какие чашки можно нарисовать.

Подведение итога - что нового узнали дети на занятии.

Публикации по теме:

Давайте познакомимся…Давайте познакомимся… Здравствуйте уважаемые коллеги!Свою первую запись в блоге хочу начать с презентации своей любимой группы раннего развития "Солнышко".В.

Расписание непосредственно образовательной деятельности в младшей разновозрастной группе Расписание непосредственно образовательной деятельности в младшей разновозрастной группе День недели Приоритетные направления Образовательная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в НОД «Удивительный мир чашки» (по Савенкову)
Опубликовано: 7 февраля 2014 в 19:22
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в НОД «Удивительный мир чашки» (по Савенкову)» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Юмаева (УИ 191172) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД