Разработка урока географии в 10 классе «Природные ресурсы мира»

Галина Галюк
Разработка урока географии в 10 классе «Природные ресурсы мира»

Разработка урока

«Природные ресурсы мира», 10 класс

Цели:

обучающие

- на основе группового метода работы познакомиться с видами природных ресурсов и их размещением на планете;

- определить наиболее ресурсообеспеченые страны мира и лидеров

по отдельным видам ресурсов;

развивающие

- продолжить формирование навыков картографического анализа;

- формировать УУД, в частности, коммуникативные.

Оборудование: политическая карта мира,

карты отдельных видов природных ресурсов,

учебники,

раздаточный материал (дополнительная литература).

Предварительная подготовка: подбор учебной литературы, таблиц,

подготовка сообщения «Виды природных ресурсов»

Ход урока:

1. Оргмомент.

2. Исходя из наличия карт и раздаточного материала, определите тему сегодняшнего урока. Верно, наш разговор сегодня будет о природных ресурсах. Впервые вы узнали о них еще на уроках природоведения и географии в 5-6 классах. Давайте освежим в памяти те знания.

3. Сообщение ученика «Виды природных ресурсов».(За основу можно взять материал учебников географии 6 и 8 класса).

В тетради записываем определение «Природные ресурсы – запасы различных природных богатств, которые человек использует для своей жизнедеятельности».Схема:

Природные ресурсы

Исчерпаемые Неисчерпаемые

а) возобновимые энергия Солнца

• земельные энергия ветра

• пресные воды энергия приливов

биоресурсы геотермальная энергия

ресурсы МО

б) невозобновимые

• минеральные

4. Работа в группах. Каждой группе дается индивидуальное задание.

1. Пользуясь текстом учебника и дополнительным материалом, выясните, что такое природные и экономические ресурсы.

Выясните степень ресурсообеспеченности разных стран мира и зависимость от этого показателя степени экономического развития. Объясните свою позицию.

Определите характер размещения ПР на планете и покажите примеры на карте (самые ресурсообеспеченные страны и т. д.)

==================================================

2. Пользуясь картой минеральных ресурсов и тектонической,

взаимосвязь между формами рельефа и видами пол. ископаемых.

Выделите регионы и страны-лидеры по запасам и добыче основных видов пол. ископаемых (топливных, рудных, химических).

Определите экологические проблемы и пути их решения. Покажите страны, успешно решающие их.

==================================================

3. Пользуясь картой земельных ресурсов, определите климатические пояса и регионы мира-лидеры.

Выясните структуру земельного фонда мира. Определите и покажите страны-лидеры по количеству обрабатываемых земель.

Определите, где на планете наблюдается расширение площадей

блэндов и опустынивания. Какие меры против этого есть?

==================================================

4. Пользуясь картой «Водные ресурсы», определите источники поступления пресной воды, зоны максимального загрязнения вод и их причины. Покажите это на карте.

Расскажите о мировом водопотреблении и борьбе с дефицитом воды.

==================================================

5. По карте биоресурсов определите два лесных пояса планеты. Используя карту природных зон, подумайте, в чем их различие.

Определите наиболее и наименее лесистые страны и регионы.

Приведите факты по лесопользованию, определите отрицательные последствия неконтролируемой вырубки.

==================================================

6. По карте «Ресурсы МО» определите виды этих ресурсов, части МО, где эти виды добываются, последствия использования.

Укажите самые загрязненные места в МО, объясните причины.

Расскажите о перспективах использования ресурсов океана.

==================================================

7. Подумайте, как человек использует энергетические ресурсы Солнца, ветра, земных недр, приливов. Страны какого уровня развития могут себе это позволить и почему?

Расскажите о рекреационных ресурсах планеты. Укажите наиболее посещаемые туристами регионы и страны.

=================================================

5. Выступления групп по итогам своей работы. В тетрадях необходимо записывать рейтинги стран по запасам различных видов ресурсов.

6. Итог урока. Может ли страна, имеющая разнообразные природные

ресурсы, умных и энергичных граждан быть слабой? Есть ли взаимосвязь между ресурсообеспеченностью и уровнем экономического развития?

7.Домашнее задание: знать материал урока. Определить, о каких видах ресурсов мы не вспомнили (агроклиматические, ресурсы животного мира).

8. Рефлексия. Метод «Солнышко дарит оценки». Каждый на заранее приготовленном листке рисует солнце (улыбающееся – я доволен собой и уроком, грустное – мне не понравилось). Возможно выставление на этом же листке двух оценок – первая – себе за работу на уроке, вторая – уроку в целом.

Примечание: Такая форма работы позволяет рассмотреть тему «Природные ресурсы мира» за 2-3 часа вместо 7-8, предусмотренных программой. Но данный урок разумнее проводить в сдвоенном варианте. Это позволит подробно выслушать все группы и даст время на высказывание своих версий другим ребятам. В случае, если развернется дискуссия по какому-то из выступлений, возможно перенесение окончания работы на 3-й урок.

Публикации по теме:

Конспект урока окружающего мира во 2 классе «Как животные воспринимают мир» Методическая разработка урока окружающего мира 2 класс Тема: «Как животные воспринимают мир» Составила: Забоева Ирина Геннадьевна.

Конспект урока окружающего мира в 4 классе «Зона арктических пустынь» Тема: Зона арктических пустынь Цели: сформировать у учащихся понятие «Арктика»; учить находить и показывать ее на карте полушарий; ознакомить.

Конспект урока окружающего мира в 3 классе «Наши ближайшие соседи» Технологическая карта урока окружающего мира Учитель:Антинг Валентина Германовна Дата проведения: 02. 04. 2014 г. Класс: 3в Тема. Наши.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Разработка урока географии в 10 классе «Природные ресурсы мира»
Опубликовано: 24 марта 2020 в 06:07
+39Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
31 марта. День травянчиков на МААМ

Мы всегда тянемся к чему-то новому, необычному, близкому к природе. А в повседневной жизни, среди серых будней, – ищем радости и праздника, свежих впечатлений. Немало позитивных эмоций смогут нам...

31 марта. День рождения К.Чуковского

Поэзия Корнея Чуковского такая живая, красочная и захватывающая, что запоминается на всю жизнь. Еще не умея читать, все мы уже знаем наизусть его строки. Только по-настоящему талантливый поэт мог написать...

Консультация для родителей «Правила поведения в железнодорожном транспорте и...
Уважаемые родители! Сегодня мы с вами поговорим о правилах поведения вблизи железнодорожных путей. В связи с имеющими место случаями смертельных травм на...
Фотоотчёт «Витамины наши друзья»
С детьми старшей группы была проведена беседа «Витамины наши друзья» . Цель : показать значимость овощей и фруктов для развития, роста и здоровья...
Мастер-класс по пластилинографии с элементами рисования пастелью «Весенний тюльпан»...
Цель: создать условия для оформления детьми тюльпана в смешанной технике. Задачи: Образовательные: уточнить представления детей о весенних цветах, о...