МААМ-картинки

Разрешение проблемы лжи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха

Анна Жихарева
Разрешение проблемы лжи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха

Технология работы

педагога-психолога муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

детский сад компенсирующего вида № 465

г. Нижнего Новгорода

Жихаревой Анны Эдуардовны

«Разрешение проблемы лжи у детей старшего дошкольного возраста

с нарушением слуха»

Публикация «Разрешение проблемы лжи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха» размещена в разделах

Дошкольное образование признано неотъемлемой частью российской образовательной системы и направлено на создание равных стартовых возможностей для начала обучения в школе, не зависимо от индивидуальных образовательных потребностей каждого ребёнка. Воспитание и обучение ребенка с нарушением слуха с самого начала строится по-особому. Такой ребенок раньше слышащих сверстников учится читать, писать, для овладения речью, счетом и знаниями об окружающем мире ему требуются специально организованные занятия. Работа строится в тесном взаимодействии со специалистами кабинета слуха и речи, занимающимися вопросом особенностей остаточного слуха, учителем-дефектологом, воспитателями, музыкальным руководителем, осуществляется тесный контакт с педагогом-психологом. В то же время, обращаясь к исследованиям Речицкой Е. Г и Пархалиной Е. В., можно сказать, что существенной особенностью детей с нарушением слуха в сравнении со слышащими сверстниками является более низкий уровень развития восприятия и наглядно-образного мышления.

Психологическая служба детского сада реализует следующие цели и задачи, которые сформулированы в соответствии с программой развития общеобразовательного учреждения, целью которого является: осуществление психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (на разных этапах развития) и согласно запросам общества:

1. Обеспечение комфортных психологических условий, способствующих всестороннему развитию каждого ребенка в соответствии с его потенциальными возможностями;

2. Содействие созданию благоприятного социально-психологического климата в коллективе детей и взрослых;

3. Формирование у детей и взрослых способностей к самопознанию, саморегуляции, самовоспитанию, саморазвитию;

4. Развитие навыков конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, осуществление профилактики конфликтного поведения детей и взрослых;

5. Повышение психолого-педагогической компетентности и психологической культуры субъектов воспитательно-образовательного процесса;

6. Содействие сохранению психологического здоровья участников воспитательно-образовательного процесса.

Реализация поставленных целей и задач строится по следующим направлениям:

1. Психопрофилактическая работа, целью которой является создание условий для полноценного психического развития ребенка;

2. Психодиагностическая работа, целью которой является определение хода психического развития ребёнка, соответствия возрастным нормам, создание программ индивидуальной работы;

3. Психокоррекционная и развивающая работа, целью которой является преодоление трудностей в развитии ребенка;

4. Психолого-педагогическое сопровождение талантливых детей;

5. Психолого-педагогическое сопровождение педагогов и родителей.

Действительность современного общества такова, что уровень социального и психологического здоровья детей неуклонно снижается и меня, и как человека, и как педагога-психолога не может не волновать данная проблема. Наряду со спектром задач, которые я решаю в своей профессиональной деятельности, особое место занимает оказание психологической помощи слабослышащим дошкольникам в преодолении трудностей в познавательном, коммуникативном и социальном развитии.

На определенном этапе развитие детей сопровождается ложью. Закрепится ли у ребенка это поведение или нет, зависит от реакции окружающих его взрослых. Обычно первой реакцией бывает пристыдить, на время лишить чего-то хорошего. Но наказание не всегда приносит желаемые результаты, поскольку ребенок может решить, что в следующий раз ему просто следует соврать получше. Если на ложь ребенка младше 6 лет можно не реагировать строго, и даже свести ситуацию к шутке, то на ложь ребенка старше 7 лет нужно реагировать немедленно, обсудить, что натолкнуло его на обман и какие возможные последствия это может иметь. Но как обсудить абстрактные нравственные понятия с глухим ребенком? Решая этот вопрос, я пришла к выводу, что наиболее доступная и понятная форма работы в данном случае – это проблемный рассказ по картинкам с подвижными частями.

Цель использования проблемных рассказов по картинкам с подвижными частями - развитие и актуализация нравственных чувств, развитие личности ребенка, активизация мыслительной деятельности.

Задачи, решаемые в ходе работы над проблемными рассказами :

1. Получение сведений о развитии и индивидуальных особенностях ребенка, его интересов, ценностей, внутреннего мира,

2. Выявление проблем, подлежащих психолого-педагогической коррекции,

3. Формирование нравственной личности, умеющей ориентироваться в системе моральных норм,

4. Развитие самосознания (Чего Я хочу, какой Я)

5. Стимулирование установления открытого, доверительного, доброжелательного отношения с социумом.

6. Преодоление трудностей, отклонений в развитии эмоционально-волевой сферы.

Теоретическая база для разработки технологии.

Научно-методической основой для разработки технологии явились : работа Речицкой Е. Г. и Пархалиной Е. В. «Готовность слабослышащих дошкольников к обучению в школе», где даются психолого-педагогические характеристики состояния личностного и интеллектуального развития детей с нарушением слуха, работа Мухиной В. С. «Возрастная психология», где раскрываются причины и пути профилактики и коррекции лжи дошкольника.

Причины детской лжи:

1. Страх наказания, страх разочаровать взрослых.

2. Желание самоутвердиться, добиться внимания и признания.

3. Фантазирование как следствие живого, любознательного ума.

4. Когда ребенок начинает лгать постоянно, это значит, что у него накопились проблемы.

5. Наличие у ребенка проблем, требующих решения;

6. Дурной пример окружающих - как детей, так и взрослых.

Нормативно-правовыми документами, регламентирующими деятельность педагога-психолога в системе образования, определяющими приоритетные направления, явились:

1. Конвенция о правах ребенка

2. Закон Российской Федерации «Об образовании»

3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

4. Этический кодекс практического психолога в системе образования

5. Положение «О службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации»

6. Письмо Министерства образования РФ от 07.04.1999 №70/23-16 "О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования"

7. Письмо Министерства образования РФ от 27.06.2003 N 28-51-513/16 «О методических рекомендациях по психолого–педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования»

8. Письмо об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения

9. Методические рекомендации к организации кабинета педагога-психолога дошкольного учреждения

10. Должностная инструкция педагога-психолога.

Критерии результативности технологии.

• эффективность взаимодействия родителей, детей и педагогов;

• повышение уровня психолого-педагогической компетентности педагогов;

• повышение уровня развития эмоционально-волевой и коммуникативной сферы;

• развитие самосознания, нравственных качеств, личности ребенка;

• развитие познавательных процессов.

Описание технологии.

Применение этого метода считаю актуальным, начиная со старшей группы. К этому возрасту достаточно развитое наглядно-образное мышление и воображение, накопленный жизненный опыт детей и умение пользоваться остаточным слухом создают благоприятные условия для восприятия смысла рассказа по картинкам. Индивидуальные занятия проходят 1 раз в неделю. Эмоциональный отклик ребенка на проблемную ситуацию, отношение к героям рассказа, предлагаемые ребенком пути выхода из ситуации выступают одновременно диагностическими показателями и инструментами развития и по необходимости, коррекции развития личности ребенка в отношении лжи.

Для детей, имеющих склонности к «вредному» фантазированию и лжи разработан цикл коррекционно-развивающих занятий, который, кроме составления рассказов по картинкам, включают в себя коммуникативные игры и упражнения.

При проведении коррекционно-развивающих занятий придерживаюсь следующей структуры:

•Вводная часть. Ритуал приветствия.

• Цель: настроить ребенка на работу, установить эмоциональный контакт. Состоит из игр и упражнений, направленных на создание эмоционально-благополучной атмосферы.

•Основная часть.

• Цель: коррекция эмоционально-личностной сферы ребенка. В нее входят составление рассказов по картинкам, а так же упражнения для развития познавательной сферы, игры на развитие навыков общения, подвижные игры, которые способствуют переключению внимания ребенка с одного вида деятельности на другую.

•Заключительная часть. Ритуал прощания

• Цель: закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Заканчиваем занятие либо символическими движениями, либо стихотворением.

Занятия проходят в сенсорной комнате, которая делится на две зоны: обучающую и игровую.

Для работы требуются цветные картинки с подвижными элементами: у персонажей – подвижные руки и ноги, съёмные нос, рот, глаза для возможности сменить выражение лица, подвижные предметы для передачи эффекта их перемещения.

В своей работе большое внимание уделяю наглядности, поскольку большую часть информации ребенок с нарушением слуха получает через зрение. Так же использую следующие методы: словесный, практический, самостоятельное творчество, аудиовизуальный, диалог, вопросы, художественное слово.

Составление рассказов по картинкам с подвижными элементами направлены на развитие логического мышления и воображения ребенка, развитие познавательного интереса, коммуникативных навыков и формирование «нравственного иммунитета». Эффективность занятий оценивается по качественным характеристикам ответов детей на вопросы по составленным рассказам, отзывам педагогов об изменении характера общения детей друг с другом. Дети становятся более чуткими и внимательными в отношениях со сверстниками, взрослыми, получают возможность актуализировать удовольствие от честных, правдивых поступков, получают пример поведения, способствующего удовлетворению потребности в признании в кругу своего общения.

Публикации по теме:

«Нетрадиционные формы работы педагога с родителями» Нетрадиционные формы работы педагога с семьей. Выполнила: воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида № 417 г. Нижнего Новгорода.

Кабинет дефектолога Презентация на тему: "Кабинет дефектолога" Я, Макаренко Алеся Васильевна, учитель-дефектолог, Муниципального бюджетного дошкольного образовательного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Разрешение проблемы лжи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха
Опубликовано: 10 декабря 2014 в 22:03
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД