Приложение МААМ

Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на детских музыкальных инструментах

Ольга Анатольевна Канцемалова
Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на детских музыкальных инструментах
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процесс игры на детских музыкальных инструментах.

Ритм – один из центральных, основополагающих элементов музыки, обусловливающий ту или иную закономерность в распределении звуков во времени и является природным качеством человека. Вне ритма не проходит никакой жизненный процесс, и в этом процессе ритм проявляется как социальная необходимость гармоничного развития. Именно через ритм, как одной из форм общественного сознания, происходит естественное овладение различными видами двигательной деятельности. Именно ритм является в человеке и духовной и физической сущностью. При помощи ритма происходит отражение воспитанников духовного мира в двигательных действиях, "живой" телесности, выразительности чувств и эмоций, ярко проявляется индивидуальная духовность субъекта в процессе взаимодействия физического и эстетического воспитания, и поэтому его развитие очень важно на начальном этапе обучения. Развитие ритма приводит нас к понятию – чувство музыкального ритма. Чувство музыкального ритма – это комплексная способность, включающая в себя восприятие, понимание, исполнение, созидание ритмической стороны музыкальных образов. И для более эффективного его развития можно включать в НОД различные детские музыкальные инструменты.

Публикация «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на детских музыкальных инструментах» размещена в разделах

В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Развитие чувства ритма способствует развитию речи, помогает более легкому запоминанию стихотворений, развиваются интеллектуальные способности ребенка. Что же такое ритм?

Ритм – это чередование различных длительностей звуков в музыке.

Чувство ритма – это способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоционально выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить.

Какова же природа ритма? Исследователи делают акцент на том, что ритмическое воспитание не может быть только слуховым, ведь ритм имеет в основе своей движение. Поэтому в развитии чувства ритма должно участвовать всё наше тело. Ещё одно важное наблюдение касается того, что в основе чувства ритма лежит восприятие выразительности музыки.

Из всех музыкальных способностей чувство ритма развивается сложнее всего. Существует мнение, что развить его невозможно, так оно является врожденным. Но современные исследования и практическая деятельность педагогов-музыкантов доказали обратное. Самое главное, это начать как можно раньше. Уже с 5 лет это будет гораздо сложнее. Поэтому моменты по развитию чувства ритма, я советую включать уже с младшей группы, а какието формы работы и в раннем возрасте. Это использование речевых и музыкальных игр, пальчиковая гимнастика, ритмические упражнения. Ритм присутствует во всех моментах музыкального занятия : в пении, слушании, танцах, музыкально-ритмических движениях, в ритмических играх с музыкальными инструментами. Музыка воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребёнка. На положительных реакциях дети лучше и быстрее усваивают материал, незаметно учатся говорить правильно. Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается. Хороших результатов можно добиться только при совместной работе педагогов. Музыкальный руководитель сочетает музыку, речь и движения, воспитатель или логопед продолжает эту работу на речевых занятиях, при разучивании стихов к утренникам, и в игровой деятельности детей. Такая комплексная форма предупреждает речевые нарушения у детей и способствует развитию личности в целом.

Элементарное музицирование с дошкольниками предполагает широкое использование детских музыкальных инструментов, прежде всего шумовых, поскольку именно эти инструменты просты и наиболее доступны детям дошкольного возраста. Кроме того, они составляют самое привлекательное, что есть для маленьких детей в музыке. Внешняя привлекательность и необычность инструмента – главное, определяет интерес к нему и желание взять его в руки. Техническая легкость игры на шумовых, ударных инструментах, их способность тотчас же откликаться на любое прикосновение располагают и побуждают детей к звукокрасочной игре, а через неё – к простейшей импровизации.

В процессе игры на детских музыкальных инструментах развиваются музыкальные способности и прежде всего все виды музыкального слуха : звуковысотный, метроритмический, ладогармонический, тембровый, динамический и чувство музыкальной формы.

Кроме этого, музицирование является важным источником постижения системы средств музыкальной выразительности, познание музыкальных явлений и закономерностей. Оно способствует развитию тонкости и эмоциональности чувств. Дети открывают для себя мир музыкальных звуков, различают красоту звучания разных инструментов, совершенствуются в выразительности исполнения. У них активизируется музыкальная память и творческое воображение. Помимо музыкальных способностей развиваются волевые качества, сосредоточенность, внимание, усидчивость, благоприятное эмоциональное состояние детей.

Развитием чувства ритма рекомендуется заниматься с самого раннего возраста и в доступной для дошкольников форме : ритмические упражнения и игры. В игровой форме дети овладевают движениями общей и мелкой моторики, учатся находить ритмическую организацию в музыке и речи, выкладывать орнаментальные узоры. Работа по развитию чувства ритма ведётся в процессе овладения детьми различных видов деятельности на музыкальных и физкультурных занятиях, на занятиях по рисованию, аппликации, развитию речи, в ходе подвижных, хороводных, дидактических игр и игр-драматизаций.

Примерные упражнения по развитию чувства ритма у детей :

Двигательное упражнение «Ноги и ножки» (для детей от 2-х лет)

Большие ноги шли по дороге: топ-топ, топ-топ, топ-топ (ходьба в медленном темпе, четко опуская ногу на всю стопу).

Маленькие ножки бежали по дорожке: топа-топа-топа-топ, топа-топа-топа-топ (бег на носках с остановкой на последнее слово).

Упражнение «Непослушный дождик» (для детей от 3 лет)

Дождик - кап! Дождик - кап! То сильней, то тише (ударять указательным пальцем одной руки по ладони другой).

Не стучи, не стучи, Не стучи по крыше! (Грозить пальцем)

Непослушный какой! (Укоризненно покачать головой).

Погоди, не лейся! (Грозить пальцем)

Заходи к малышам (поманить руками).

И в тепле погрейся! (Положить ладони на плечи, скрестить ладони на груди).

Словесно - ритмические игры :

Игры с именами

«Назови и прохлопай своё имя» (в соответствии со слогами)

«Назови и прохлопай своё имя ласково»

«Угадай своё имя по хлопкам».

«Назови и прохлопай имя своего друга»

«Придумай ритмичные движения к своему имени»

Хлопки можно заменить другими движениями - притопами, ударами кулачков, шлепками по щекам и т. д.

Игры по типу «Вопрос - ответ» (педагог задаёт вопрос, а ребёнок с помощью звучащих жестов и речевых формул должен на него ответить).

Ритмическое озвучивание стихов

Отхлопывать по показу педагога сильную долю, метр, ритм стихотворения. Можно добавить к хлопкам комбинацию из звучащих жестов (хлопки, шлепки).

Проблемой развития чувства ритма занимались такие педагоги, как Карл Орф, Эмиль Жак-Далькроз, Н. А. Ветлугина, А. Н. Зимина.

Известно, что в основе системы Э. Жак-Далькроза понятие ритма положено как универсальное начало.

Система музыкального воспитания, созданная немецким композитором Карлом Орфом построена на элементарном музицировании, где ведущую роль занимает ритм и музыкально-ритмическое воспитание. Упражнения основаны на метрической структуре слова, речи, мелодико-интонационном произнесении, характере звучания. Во главе воздействия на ребёнка в этой системе находится музыкально-театрализованная игра, в которой гармонично объединены пение, речь, жест, танец игра на музыкальных инструментах. Речевые упражнения, мелодекламация, различные творческие задания способствуют как развитию чувства ритма, так и творческому началу в деятельности детей.

Т. Э. Тютюнникова создала программу "Элементарное музицирование с дошкольниками", которая успешно прошла апробацию во многих садах и учебно-воспитательных комплексах г. Москвы. В основу программы положены принципы музыкальной педагогики Карла Орфа, сочетающиеся с достижениями отечественной детской музыкальной педагогики.

Основными видами деятельности на занятиях являются: пение, игра на детских музыкальных инструментах, речевые упражнения и движение ("пластический жест"). Программа органично вписывается в раздел по музыкальному воспитанию в детском саду, который предполагает обучение игре на музыкальных инструментах. Занятия по данной программе развивают чувство ритма, прививают навык ансамблевого музицирования, способствуют развитию любви и интереса к музицированию, создают предпосылки к формированию творческого мышления детей.

"Ритмическая мозаика" А. И. Бурениной. В основу программы вошли идеи швейцарского музыканта и педагога Эмиля Жака Далькроза и его последователей. Данная программа "…является музыкально - ритмическим психотренингом для детей и педагогов, развивающим внимание, волю, память, подвижность и гибкость мыслительных процессов, направленных также на развитие музыкальности и эмоциональности, творческого воображения, фантазии, способности к импровизации в движении под музыку, что требует свободного и осознанного владения телом" (А. И. Буренина).

"Этот удивительный ритм" И. Каплунова, И. Новоскольцева. Данное пособие очень доступно и постепенно вводит детей в метроритм, стимулирует детский интерес и желание заниматься, развивает чувство ритма, основано на игровых заданиях. В основе разработок - идея об интеграции движения и его перцепции в эмоционально окрашенной и субъективно значимой для ребёнка игровой деятельности.

Данная книга поможет музыкальным руководителям развить в ребёнке чувство ритма. Упражнения и игры по развитию чувства ритма должны обязательно включаться в каждое музыкальное занятие, как неотъемлемая часть. Для лучшего усвоения каждая предлагаемая игра может неоднократно повторяться и варьироваться в течение всего учебного года. Предлагаемая методика условно разделена на четыре ступени, каждая из которых соответствует возрастной группе. Занятия по развитию чувства ритма должны носить непринуждённый игровой характер, без каких-либо замечаний детям и только с положительной оценкой.

Развитие музыкальных способностей осуществляется в процессе совершенствования слуха и умения согласовывать свои движения с музыкой. Необходимо возможно раньше начать развивать эти умения в доступной форме: ритмических упражнениях, музыкальных игр, танцев, хороводов.

Необходимо приучать детей к самостоятельному творчеству, предлагать детям творческие задания различной сложности в зависимости от их возраста, индивидуальных интересов и способностей.

Основная работа по развитию чувства ритма происходит на музыкальном занятии. Но дети, придя домой, часто повторяют то, чему они научились на музыкальном занятии : танцевальные движения, музыкально-ритмические упражнения. Не всегда у ребёнка всё получается. Родители должны подсказать ему, как правильно выполнить то или иное движение, как сделать это красивее.

Рекомендации родителям

1. Слушайте музыку (она улучшает настроение, способствует эмоциональному развитию).

2. Учите ребёнка воспроизводить мелодию хлопками, постукиванием, пением. Если малыш ещё не научился самостоятельно выполнять задание, хлопайте его ручками, взяв их в свои руки; отстукивайте ритм или дирижируйте его рукой.

3. Поощряйте движения под музыку : устройте парад, маршируя и стуча в барабаны.

4. Хорошо помогает для развития чувства ритма игра на детских шумовых инструментах. Возьмите коробочки или бутылочки, насыпьте в них немного любой крупы – вот и получился незатейливый инструмент. Можно использовать деревянные палочки или ложки. Пусть ребёнок воспроизводит ритм любой услышанной музыки на этом «инструменте». Меняйте темп движений (то быстрее, то медленнее).

5. Инсценируйте детские потешки, песенки, стихи.

6. Чаще интересуйтесь у детей, что нового они выучили на музыкальном занятии.

7. Играйте с детьми дома, на прогулке, во время чтения стихотворения, игры на шумовых инструментах, в любое время года и дня.

Для того чтобы воспитанники раскрыли свои таланты, благодаря полученным в детском саду навыкам, просто необходимо продолжать работу по этой интересной, увлекательной теме и дальше.

Ведь как сказал в 1910г. швейцарский педагог и композитор Эмиль Жак Далькроз – ритм формирует тело и дух человека, избавляет от физических и психологических комплексов, помогает осознать свои силы и обрести радость жизни через творчество.

Публикации по теме:

Игра на детских музыкальных инструментах в детском саду Требование гуманизации образования, выдвинутое психологами и педагогами, предполагает большое внимание к развитию музыкальных способностей.

Картотека стихов для озвучивания на детских музыкальных инструментахКартотека стихов для озвучивания на детских музыкальных инструментах «С добрым утром» Задремали звёзды золотые, Задрожало зеркало затона, Брезжит свет на заводи речные И румянит сетку небосклона. Улыбнулись.

Консультация для родителей «Детские игры на развитие чувства ритма»Консультация для родителей «Детские игры на развитие чувства ритма» Консультация для родителей "Детские игры на развитие чувства ритма" Вся наша жизнь — это ритм. Развитие чувства ритма помогает улучшить.

Консультация для родителей и педагогов «Роль шумового оркестра в развитии чувства ритма у детей дошкольного возраста» Консультация для родителей и педагогов "Роль шумового оркестра в развитии чувства ритма у детей дошкольного возраста ". Здравствуйте, уважаемые.

Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры»Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры» "Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры"консультация для педагоговитоговая работа.

Музыкально-дидактическая игра на развитие чувства ритма «Подружись с ритмом»Музыкально-дидактическая игра на развитие чувства ритма «Подружись с ритмом» «…не забывайте никогда, что Библия музыканта начинается словами: «В начале был ритм» Г. Нейгауз Ритм – чередование долгих и коротких длительностей.

Музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма «Волшебные капельки», «Весёлые матрёшки», «Танцующие цветы»Музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма «Волшебные капельки», «Весёлые матрёшки», «Танцующие цветы» Музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма: «Волшебные капельки», «Весёлые матрёшки», «Танцующие цветы». Чувство ритма.

Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста через инновационные музыкально-игровые технологии Презентация "Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста через инновационные музыкально-игровые технологии" (для конкурса по обмену.

Развитие чувства ритма на невербальном материале в процессе работы над преодолением нарушений слоговой структуры словаРазвитие чувства ритма на невербальном материале в процессе работы над преодолением нарушений слоговой структуры слова Слоговая структура слова - это взаиморасположение и связь слогов в слове. В норме у ребёнка к 3-м годам слоговая структура слова нарушается.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на детских музыкальных инструментах
Опубликовано: 13 апреля 2024 в 11:25
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на детских музыкальных инструментах» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Анатольевна Канцемалова (УИ 3412752) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД