Ольга Гиргеева
Развитие детского творчества и игрового замысла
▼ Скачать + Заказать документы
Первоначальные ростки творчества могут появиться в различной деятельности детей, если для этого созданы необходимые условия. От воспитания зависит успешное развитие таких качеств, которые в будущем обеспечат участие ребенка в творческом труде.
Публикация «Развитие детского творчества и игрового замысла» размещена в разделах
Психологические и педагогические исследования, а также практика ДОО доказывают, что начало развития творческих способностей детей падает на дошкольный возраст, когда меняется характер их деятельности по сравнению с ранним детством. Этот новый тип деятельности Л. С. Выготский характеризует как переход к творческой деятельности, “если иметь в виду тот факт, что во всех видах деятельности дошкольника возникают совершенно своеобразные отношения мысли к действию, именно возможность воплощения замысла, возможность идти от мысли к ситуации, а не от ситуации к мысли. Возьмете ли вы игры, возьмете ли вы рисунки, возьмете ли вы труд, -везде и во всем вы будете иметь дело с совершенно новыми отношениями, которые возникают между мышлением и действиями ребенка”.
Воображение старших дошкольников приобретает все более активный характер, у них развивается способность к творческой деятельности. Конечно, ни дошкольник, ни даже школьник не пытается передать какую-то отвлеченную мысль в образной форме.
Первоначальный замысел возникает в процессе деятельности. Дальнейшем задача ставится до начала игры, действия ребенка подчиняются замыслу, который вначале еще неустойчив и может меняться под влиянием случайных впечатлений.
Глубокий и сложный процесс преобразования и усвоения жизненных впечатлений происходит в играх.
Наличие творческого воображения в игровой деятельности доказывается тем, что обычно дети в одной сюжетной игре объединяют различные впечатления-комбинируют виденное в жизни с образами, взятыми из книг, постановок, фильмов. Способность использовать свои представления и знания имеет большое значение для умственного развития ребенка. Благодаря этому он начинает понимать связи, которые существуют между различными явлениями жизни, и правдиво изображать их.
Таким образом, в дошкольном возрасте закладываются основы творческой деятельности ребенка, которые проявляются в развитии способности к замыслу и его реализации, в умении комбинировать свои знания и представления, в искренней передаче своих чувств.
В различных возрастных группах творческая игра имеет определенный характер развития. В младшем возрасте, когда воображение ребенка еще недостаточно развито, организующим началом игр являются игрушки, различные материалы, а также подражания товарищам. Цель возникает в процессе игры и легко сменяется под воздействием различных впечатлений.
На четвертом году ребенок способен определить, во что он хочет играть, кем он будет. Но и в этом возрасте интерес к действию часто преобладает над устойчивостью цели.
Опыт показывает, что уже на пятом году жизни можно приучать детей не только обдуманно выбирать игру, ставить цель, но и распределять роли. Важно, чтобы воображение каждого ребенка было направленно на осуществление замысла.
Появление длительной игры говорит о новом, более высоком этапе развития игрового творчества.
Старшие дошкольники смелее и разнообразнее комбинируют в игре свои знания, почерпнутые из наблюдений, книг и рассказов взрослых.
Особый характер приобретает замысел в играх-драматизациях, которые отличаются от обычной творческой игры тем, что создаются по готовому сюжету, взятому из книги. План игры и последовательность действий определенны заранее.
Маленькие дети тоже иногда играют в театр или кино и приглашают посмотреть взрослых или своих сверстников. Но зрители им нужны только как принадлежность театра.
Таким образом, в играх дошкольников замысел получает значительное развитие-от случайно, по ассоциации возникающей цели до сознательно задуманной темы игры, от подражания действиям того или иного до передачи его переживаний чувств.
И. М. Сеченов доказал, что игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка. Многократно повторение действий взрослых, подражание их моральным качествам влияют на образование таких же качеств у ребенка.
Игровое творчество проявляется и в поисках средств для изображения задуманного. Дети реализуют свой замысел с помощью речи, жестов, мимики, употребляя разные предметы, сооружения, постройки.
Таким образом, игровое творчество развивается под влиянием воспитания и обучения, уровень его зависит от приобретенных знаний и привитых умений, от сформированных интересов ребенка. Кроме того, в игре с особой силой проявляются индивидуальные особенности детей, так же влияющие на развитие творческого замысла.