Наталья Никольникова
Развитие дружеских взаимоотношений дошкольников в музыкально-игровых ситуациях
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольная педагогика выделяет следующие условия развития дружеских отношений между детьми:
наличие эмоционально-положительной атмосферы в группе сверстников;
создание обстановки радости общения детей друг с другом;
включение детей в конкретную содержательную деятельность, в которой целесообразно создавать такие ситуации, которые бы вызывали положительные моральные чувства, действия, поступки;
планомерное педагогическое руководство.
Публикация «Развитие дружеских взаимоотношений дошкольников в музыкально-игровых ситуациях» размещена в разделах
- Дружба. Учимся дружить
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Из всех видов искусства - музыка получает наибольший эмоциональный отклик в душе ребенка, в связи с чем её необходимо использовать в педагогическом процессе детского сада как можно шире.
«В процессе музыкального воспитания, - пишет Н. А. Ветлугина, - особенно успешно формируется нравственный облик ребенка». Совместное слушание музыки, пение углубляют и обостряют восприятие произведение искусства. Наиболее живые, эмоционально подвижные дети своими непосредственными восклицаниями, жестами, обращением к сверстникам вызывают отклик у более пассивных детей, заряжают их бодрым настроением. Музыка побуждает дошкольника к активным действиям. Ребенок сосредотачивает на ней внимание, прислушивается, радуется, иногда начинает подпевать сверстнику или взрослому. Поэтому необходимо использовать музыку как педагогическое развивающее средство.
Объединение различных игровых ситуаций с использованием сюжетов песен о дружбе и друзьях,при ведущей роли музыки, музыкальных видов детской деятельности, закономерным образом будет способствовать развитию дружеских взаимоотношений старших дошкольников. Подобная музыкально-игровая ситуация – это закодированная социальная задача, предлагаемая ребенку на языке музыки и в музыкально-игровой форме. Результатом решения таких ситуаций становятся личностные достижения ребенка в сфере взаимоотношений со сверстниками, его удовлетворенность содержанием, ходом и результатом совместной музыкально-игровой деятельности.
Необходимо создавать благоприятную атмосферу в группе, содействующую развитию дружеских взаимоотношений старших дошкольников.
На этом этапе необходимо ввести в развивающую среду музыкальные произведения для улучшения эмоционального климата в группе и настроения детей. Детские песни сопровождают основные режимные моменты, начиная с утреннего приема детей. Они будут способствовать укреплению дружеских взаимоотношений сверстников и положительному эмоциональному настрою в группе. Предлагаются следующие детские песенки: «От улыбки станет всем светлей», «Песенка друзей», «Настоящий друг», «Ничего на свете лучше нету».
Следует развивать у детей старшего дошкольного возраста умения совместной деятельности, доброжелательности в музыкально – игровых ситуациях.
На этом этапе осуществляем развитие умений дружеского общения, взаимовыручки. Предлагаются следующие музыкально – игровые ситуации и музыкальные игры : «Поссорились», «Найди друга водяному», «Музыкальное лото», «Узнай по голосу».
Организовывать совместную музыкально – исполнительскую деятельность старших дошкольников. Музыкально – игровые ситуации, используемые на этом этапе, направлены на совместную музыкально – исполнительскую деятельность детей. Эти ситуации объединяют детей, помогают им договариваться, помогать друг другу, активно взаимодействовать в привлекательных для них видах детской музыкальной деятельности. Предлагаются такие музыкально – игровые ситуации : «Поиграем на ложках», «Придумаем вместе танец», «Готовим музыкальный спектакль».
Необходимо создать эмоционально – положительную обстановку в группе; музыкально – игровые ситуации должны быть направлены на активизацию и развитие умения детей доброжелательно общаться; педагог осуществляет включение детей в музыкально – игровые ситуации, которые вызывают положительные чувства, действия, поступки у старших дошкольников, так как именно они лежат в основе становления дружеских взаимоотношений старших дошкольников.
Эффективность этой работы будет обусловлена рядом педагогических условий:
- наличие соответствующего музыкального материала, направленного на развитие у детей дружеских отношений и отвечающего музыкальным интересам дошкольников;
- использование музыкально - игровых ситуации, направленных на развитие дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста;
- включение педагогом детей в музыкально – игровые ситуации, которые затрагивают нравственное чувство у старших дошкольников и влекут за собой соответствующие поступки.
Литература
1. А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста : Учебно – методическое пособие. - ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС»,2010 г.
2. Методика музыкального воспитания в детском саду / под ред. Н. А. Ветлугиной, - М. : Просвещение,1976.
3. Радынова О. П. Музыкальное воспитание дошкольников. - М. : Просвещение: Владос,1994.
4. Малахова Л. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2008.
5. Аникеева Н. П. Игра в педагогическом процессе. - Новосибирск, 2000.
6. Болотина Л. Р., Комарова Т. С., Баранов С. П. Дошкольная педагогика. – М., 1997.
7. Бондаренко А. К. Словесные игры в детском саду. - М., 1998.
8. Вахнина Н., Степанова А. Подружить всегда нас рад, наш любимый детский сад. Дошкольное воспитание, - № 5, 2007
9. Запорожец А. В., Маркова Т. А. Игра и её роль в развитии ребенка дошкольного возраста. - Москва, 1998 г.
10. Игры для детей от 2 до 6 лет. - Москва : Росмэн, 2000 г.
11. Николенко Л. А. Игры в педагогическом процессе. Методические рекомендации. - Псков, 1997г.