Папки-передвижки

Развитие духовно-нравственных качеств личности у детей дошкольного возраста, проживающих в условиях детского дома

Оксана Лазаренко
Развитие духовно-нравственных качеств личности у детей дошкольного возраста, проживающих в условиях детского дома

Вопрос о том, как развивать духовно-нравственные качества личности ребёнка, становится всё более важным для нашего общества. В воспитании детей детских домов эта проблема ещё более актуальна.

Основы духовности и нравственности личности закладываются в дошкольном возрасте. Именно в этом возрасте у детей складывается первоначальное понимание нравственных норм, формируются моральные суждения и оценки.

Публикация «Развитие духовно-нравственных качеств личности у детей дошкольного возраста, проживающих в условиях детского дома» размещена в разделах

Духовность – это внутренняя опора человеческого бытия, благодаря которой личность обретает способность выходить за пределы ближайших потребностей бытия и строить жизнь в соответствии с представлениями о смысле человеческой жизни и высшими идеалами (Н. А. Коваль).

Нравственное развитие – это формирование у детей «нравственной шкалы отношений», с помощью которой ребёнок может «измерить» свои и чужие поступки с общечеловеческих позиций добра и зла и не только оценить, но и подчинить своё поведение нравственным нормам. Нравственное развитие – одна из центральных линий психического развития ребёнка. Оно теснейшим образом связано с развитием эмоциональной сферы личности. Нравственное развитие невозможно, если ребёнок не может понять эмоциональное состояние другого человека, не способен управлять своими эмоциями. Этот аспект включает три взаимосвязанные сферы: становление нравственного сознания, развитие нравственных переживаний и чувств, формирование нравственного поведения.

Проблемы в развитии эмоциональной сферы у детей, живущих в закрытых детских учреждениях, негативно сказываются на формировании личности и возможности подготовки детей к дальнейшей жизни в социуме. Последствия социально-эмоциональных нарушений, усиленные биологическими и педагогическими факторами, а также спецификой жизни ребёнка ограниченном замкнутом коллективе, достаточно серьёзны. Прежде всего это искажения характера и форм общения со взрослыми и сверстниками, затрудняющие процесс социализации и становления личности, девиантное и деликвентное поведение.

Подавляющее большинство исследователей отмечают в качестве основных эмоциональных нарушений у детей, воспитывающихся в детском доме или интернате, высокий уровень агрессивности, эмоциональная холодность, тревожность и враждебность по отношению ко взрослому, аффективность поведенческих проявлений, неспособность конструктивного выхода из конфликта.

Эмоциональная сфера, как правило, слабо дифференцирована, а эмоции имеют примитивный и уплощённый характер.

Социально-эмоциональные нарушения проявляются в пассивном отношении к окружающему, в низкой эмоциональной вовлечённости в общение, в эмоциональной глухоте. Отсутствие эмпатических тенденций и неадекватность эмоционального реагирования порождают нарушения межличностных отношений, препятствуют формированию навыков речевой коммуникации.

Всё это настойчиво требует активного внедрения в практику педагогов детского дома психологических средств коррекции эмоциональной сферы как основы духовно-нравственного воспитания личности.

Духовно-нравственное развитие, как и любой другой аспект воспитания детей в детском доме, требует комплексного психолого-педагогического подхода. В этой связи возрастает важность формирования гуманных отношений между педагогами и детьми.

Духовно-нравственное развитие на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие. Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования. Это доказывает особую значимость и актуальность разработки программы по духовно-нравственному образованию и воспитанию детей. В процессе работы над проблемой мы познакомились с опытом работы по духовно-нравственному развитию дошкольников, сложившимся в последние годы в разных регионах России. Особенность существующих программ в том, что они содействуют сохранению духовного здоровья детей, знакомят их с основами православной культуры. Но есть у них и ряд, с нашей точки зрения, недочетов: перегруженность информацией, использование абстрактных понятий, отсутствие взаимодействия образовательного учреждения с институтом семьи. Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства.

Принципы духовно-нравственного развития дошкольников :

Основной принцип духовно-нравственного развития - построение жизни на основе требований христианского совершенства (свободное признание правила - «Уклонись от зла и сотвори благо»,

Гуманистическая направленность воспитания (отношение педагога к воспитаннику как к ответственному субъекту собственного развития) реализуется путем формирования отношения к себе, к миру и с миром (любовь к ближним).

Природосообразностъ (воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития человека сообразно его полу и возрасту).

Кулътуросообразностъ (воспитание должно строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры, в данном случае православия, и особенностями, присущими традициям тех или иных регионов).

Светский характер образования и законности (соответствие действующему законодательству РФ).

Принципы отбора содержания образования:

Научность и каноничность (сочетание современных достижений педагогики и психологии с каноничностью).

Учет требований программ.

Многоуровневостъ (показ широкой картины мира с учетом возрастных возможностей детей).

Принципы организации непосредственно-образовательной деятельности

Наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, научность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний, связь теории с практикой обучения и жизнью, воспитание в процессе обучения; вариативный подход. Для реализации программы мы предлагаем следующие методы: наглядный, словесный, практический.

Наглядный метод используется во время:

• чтения педагогом рассказов;

• экскурсий в музей, храм;

• наблюдений;

• показа сказок (педагогом, детьми);

• рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;

• проведения дидактических игр;

• экскурсий по городу, целевых прогулок;

• моделирования сказок.

Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе

• чтения литературных произведений воспитателем;

• чтения стихотворений детьми, воспитателем;

• бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;

• ответов на вопросы педагога, детей;

• проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);

• сообщения дополнительного материала воспитателем;

• загадывания загадок;

• рассматривания наглядного материала;

• рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;

• разбора житейских ситуаций;

• проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров;

• чтения литературных произведений родителями.

Практический метод используется, когда необходимо

• организовывать продуктивную деятельность;

• провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);

• приготовить с детьми различные блюда (овощной или фруктовый сок, картофельное пюре, овощной суп и др.);

• оформить коллекцию семян для занятия;

• сшить кукол к сказкам;

• организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений, а так же конкурсы, викторины;

• провести экскурсии различной направленности;

• изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.

Формы работы с детьми:

• Факультативные занятия, беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.

• Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей.

• Проведение совместных праздников.

• Просмотр слайд - фильмов, диафильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения.

• Экскурсии, целевые прогулки (по городу, району).

Детская благотворительность.

• Тематические вечера духовно-нравственной направленности (живопись, музыка, поэзия).

• Организация выставок (совместная деятельность детей и взрослых).

• Постановка музыкальных сказок духовно - нравственного содержания.

• Творческие вечера.

• Организация совместного проживания событий взрослыми и детьми.

Таким образом, в программе прослеживается несколько направлений работы.

1. Духовно-образовательное (НОД, беседы, устные поучения).

2. Воспитательно-оздоровительное (праздники, игры подвижные и назидательные, ролевые и строительные, про гулки, экскурсии, походы).

3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии, концерты, просмотр диафильмов).

4. Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам).

Работа по духовно-нравственному развитию ставит своей целью достичь следующих результатов:

• Усвоение ребенком добродетели, направленность и открытость его к добру, состояние близости души, внутреннего мира к Вышнему.

• Формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений с взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира.

• Потребность и готовность проявлять сострадание и сорадование.

• Субъективное психоэмоциональное благополучие.

• Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества.

• Приобщение к опыту православной культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах.

• Деятельное отношение к труду.

• Ответственность за свои дела и поступки.

Главный результат заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.

Публикации по теме:

Воспитание духовно-нравственных качеств у младших школьников «Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем.

Единство подхода родителей и учителя в вопросах формирования духовно-нравственных качеств личности (младший школьный возраст) Во все времена человечество заботилось о воспитании подрастающего поколения. Доброму отношению к людям, родной земле, труду на ней, ненависти.

Формирование духовно-нравственных ценностей у детей раннего возраста Русская православная церковь Московский Патриархат Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе.

Формирование духовно-нравственных качеств посредством народной игрушкиФормирование духовно-нравственных качеств посредством народной игрушки Задачи. -Познакомить детей с историей возникновения народных игрушек. -Способствовать проявлению и развитию у детей творческих способностей,.

Конспект образовательной деятельности «Доброта». Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста В настоящее время проблема межличностных отношений людей в первую очередь связывается с дефицитом воспитанности и культуры, а также с неустойчивостью.

Проект «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности»Проект «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» Уважаемые коллеги, хочу сегодня представить проект по духовно-нравственному воспитанию "Формирование у детей духовно-нравственных качеств.

Презентация проекта «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» (часть 2)Презентация проекта «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» (часть 2) Продолжим знакомство с проектом по «Формированию у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности». Почему.

Рекомендации по формированию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Часть 2Рекомендации по формированию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Часть 2 (окончание) Ранее мною был представлен первый блок правила поведения педагогов. Сегодня представляю разработанные рекомендации по следующим.

Рекомендации по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возрастаРекомендации по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста В декабре прошлого года закончила магистратуру по направлению "Педагогика дошкольного детства". писала диссертацию на тему «Формирование.

Влияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольниковВлияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольников Сформированность нравственных ценностей является одним из важных показателей целостной личности, самостоятельной и ответственной. Интуитивно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие духовно-нравственных качеств личности у детей дошкольного возраста, проживающих в условиях детского дома
Опубликовано: 31 марта 2023 в 19:56
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД