Татьяна Григоренко
Развитие двигательной активности на занятиях учителя-дефектолога (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность организации двигательной активности - особенностью детей с ЗПР является высокая утомляемость, из этого следует, что активизация двигательной активности является немаловажно значимой работой как в НОД, так и на занятиях учителя дефектолога.
Публикация «Развитие двигательной активности на занятиях учителя-дефектолога (из опыта работы)» размещена в разделах
- Двигательная активность ребенка
- Дефектология. Материалы для дефектологов
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опыт работы, практика
- Темочки
Цель включения двигательной активности в занятия : снятие мышечного напряжения, смена статической деятельности и динамической, предупреждение утомляемости и привлечение детей к самостоятельной двигательной активности.
Задачи:
1. Активизация ВПФ через динамические упражнения.
2. Развитие координации и ориентировки в пространстве на бытовом уровне.
3. Вовлечение детей в самомассаж как способ борьбы с утомляемостью и снятию мышечного напряжения.
Формы работы :
• динамические паузы,
• физминутки,
• свободное перемещение детей в учебной деятельности,
• самоммассаж.
Двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребёнка. Удовлетворить эту потребность можно, создав условия:
• Организация предметно-пространственной развивающей среды
• Организация двигательной деятельности детей
Предметно-пространственная развивающая среда должна удовлетворять потребность детей в движении, формировать положительный эмоциональный настрой, так как от этого зависит психологическое здоровье воспитанников.
Развитие двигательной активности на занятиях учителя-дефектолога происходит в непосредственной детской деятельности, здесь можно рассмотреть как ориентировку на собственном теле с использованием движений и прочтением стихотворений, ориентировку в пространстве, это перемещение по пространству кабинета, перемещение в заданном пространстве, Так же сюда можно отнести развитие мелкой и крупной моторики, по развитию мелкой моторики подобраны физминутки и пальчиковые игры в соответствии с лексическими темами, так же в качестве физминуток используется имитация движений, которые так же связаны с лексическими темами, что немаловажно для детей с ЗПР, так как им необходимо неоднократное повторение изучаемого материала. Развитие двигательной активности хорошо прослеживается на занятиях по ФЭМП что способствует более лучшему усвоению темы, так как ребенок проживает все на собственном примере и тактильно. Здесь так же можно рассмотреть отработку пространственных предлогов, как и на занятиях по развитию речи на, в, под, над, за, перед. Здесь при движении закрепляются такие понятия как спереди-сзади, справа-слева, вверху-внизу. Так же хорошо помогают развивать двигательную активность игры с мячом, которые помогают в отработке ласкательных существительных, в закреплении прилагательных. Так же двигаясь по пространству кабинета, детям проще классифицировать предметы по группам. Детям очень нравятся виды работ у доски, что тоже позволяет им подвигаться, а не засиживаться. Хорошо помогают в развитии координации занятия на фитболах, но ввиду наших пространственных условий, такой вид деятельности нам не всегда доступен. Детям очень нравятся дорожки с препятствиями, что помогает активизировать их внимание, сосредоточенность и координацию. То, что ребенок пропустил через себя, сделал практически, позволяет ему наиболее точно запомнить и в дальнейшем воспроизвести, нежели мы ему это расскажем на словах или покажем картинки.
В заключении хочется привести знаменитое высказывание: «Движение – это жизнь!». А для детей с ОВЗ движение должно стоять на первом месте так как через работу с пальчиками развивается речь, через работу с крупной моторикой развивается координация и ориентировка, улучшается кровообращение, что способствует активизации работы головного мозга.
Вывод: активизация двигательной активности на занятиях способствовала : увеличению работоспособности детей, концентрации внимания, развитию координации и наглядному ориентированию в пространстве, дети учатся приемам самомассажа, что помогает им самостоятельно снимать мышечное напряжение.