Приложение МААМ

Развитие двигательной активности у дошкольников средствами логоритмики

Погорелова Наталия Николаевна
Развитие двигательной активности у дошкольников средствами логоритмики
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие двигательной активности у дошкольников средствами логоритмики

Инклюзивное воспитание стало необходимым в современном образовании. На сегодняшний день актуальным является проведение мероприятий в образовательных учреждениях, направленных на укрепление и сохранение здоровья детей.

В ДОУ поступают дети с нарушениями различных компонентов речи и двигательных функций. У детей наблюдается отставание психомоторного развития (снижение уровня ловкости и быстроты).

Публикация «Развитие двигательной активности у дошкольников средствами логоритмики» размещена в разделах

Одним из методов эффективного развития физических качеств и преодоления речевых нарушений является логоритмика.

Фактически, логоритмика представляет собой занятия, которые сопряжены с физической нагрузкой (бег, движения под музыку). При этом необходимо проговаривать фразы, контролировать свое дыхание, петь и т. д. Во время их выполнения ребенок подражает взрослому, повторяя за ним сделанное и сказанное.

Логоритмика может использоваться в самых разных случаях:

• Общее недоразвитие речи у детей.

• Заикание.

• У детей в возрасте 2,5-4 лет, когда активно формируется речь.

• У детей с ослабленным иммунитетом, которые часто болеют.

• При отставании в развитии координации движений и моторики.

• Нарушения звукопроизношения. Упражнения помогают детям со слишком медленной или быстрой речью, с плохой интонацией и т. д.

Логоритмические занятия помогают заинтересовать детей, удержать их внимание, вызвать живой, искренний интерес к процессу обучения. Логоритмика также позволяет использовать методы и приемы, которые помогают ребенку выдержать занятие в одном темпе, активизировать речь детей, избежать усталости и переутомления. Дети с удовольствием выполняют несложные подвижные игры с музыкальным сопровождением.

Что же такое логоритмика?

Логоритмика — это взаимосвязь речи, музыки и движения; это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Занятия логоритмикой могут присутствовать в любой педагогической деятельности.

Музыка не просто сопровождает движение, она создает драматургическую основу. Под влиянием регулярных логоритмических занятий у детей происходит положительная перестройка дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной и других систем, а также воспитание эмоционально - волевых качеств личности.

Логоритмика является частью коррекционной педагогики, в которой движения сопровождаются звуком.

К ее основным функциям относятся:

развитие мелкой и общей моторики;

развитие правильной координации;

• выработка правильного дыхания;

• выработка темпа речи;

развитие речевой памяти;

развитие слуховой функции;

• укрепление опорно-двигательного аппарата;

развитие сенсорики;

• улучшение равновесия;

• формирование правильной осанки и походки.

Занятия с детьми ОВЗ с использованием элементов логоритмики имеют большую актуальность при развитии и коррекции их психомоторных качеств (статической и динамической координации, переключаемости движений, мышечного тонуса, двигательной памяти и произвольного внимания во всех видах моторной сферы (общей, мелкой, артикуляционной) и речевого развития. И всё это можно отнести к коррекционным задачам.

Для достижения наибольшей результативности при проведении логоритмических занятий необходимо следующее:

— тесный контакт специалистов и музыкального руководителя;

— знание особенностей развития детей с ОВЗ с различной патологией;

— знание психомоторного и речевого уровня развития каждого ребенка.

Если нет возможности проводить отдельно логоритмическое занятие, то элементы логоритмики могут включать в обычное занятие воспитатели, инструктор по физкультуре, что сделает коррекционную работы более эффективной.

В непосредственно образовательной деятельности логоритмика может быть задействована на:

• Артикуляционной гимнастике

• Физкультминутках

Логоритмических играх

• Музыкальных занятиях

• Занятиях по физической культуре

Логоритмика может быть задействована в совместной деятельности с детьми во время режимных моментов:

1. Утренняя гимнастика с речевками и звукоподражаниями.

2. Проговаривание потешек, приговорок, чистоговорок во время режимных процессов — умывания, одевания на прогулку, подготовки к образовательной деятельности.

3. Речевые игры перед едой.

4. Логоритмические паузы.

5. Динамические паузы.

6. Физкультурные театрализации с использованием речевого материала.

7. Бодрящая гимнастика со звукоподражанием.

8. Подвижные игры с пением (на прогулке).

9. Игры малой подвижности (в группе).

Основные виды логоритмических упражнений.

При проведении логоритмических упражнений нужно в первую очередь руководствоваться теми проблемами, которые есть у конкретного ребенка, т. е. всегда важен индивидуальный подход. При этом выполнение каждого упражнения должно напоминать игру, чтобы у ребенка были только положительные эмоции от этого процесса.

Существует ряд важных правил при выполнении этих упражнений:

• С детьми, страдающими от заикания, нужно заниматься не менее четырех раз в неделю. Основной упор нужно делать на занятия по развитию речевого аппарата, нормализации его тонуса, а также улучшению темпа речи. В остальных же случаях достаточно двух раз в неделю.

•Важно быть готовыми к тому, что это достаточно длительный процесс, который может занять не менее 6 месяцев. И то, только в том случае, если занятия будут регулярными.

•Необходимо использовать в занятиях те игрушки, книжки и музыку, которые нравятся ребенку.

•Важно повторять упражнения до тех пор, пока у ребенка они не будут получаться на «отлично».

•Нужно правильным образом выбирать музыку – она должна соответствовать двигательной и текстовой части упражнений (для спокойных движений нужна более тихая музыка, а для динамичных занятий, соответственно, более бодрая).

•Всегда нужно быть на позитивном настрое. Если у ребенка что-то не получается, то не нужно демонстрировать свое недовольство этим, иначе он может замкнуться в себе.

Ходьба и маршировка

Данный тип упражнений в большинстве случаев является вводным и заключительным. Эти занятия положительно сказываются на осанке, формируют четкую координацию движений, закрепляют в детях понимание, где «лево», а где «право». У ребенка развивается слуховое внимание, потому что он учится слушать инструкции со стороны взрослого.

Используются различные варианты данных упражнений:

• Ходьба друг за другом, держась за веревку. Дети располагаются друг за другом, в левой руке они держат веревку. Под звуки барабана преподаватель (а затем и ребенок) ведет детей по кругу.

• Ходьба друг за другом боком приставными шагами (по канату). Руки опущены, дети передвигаются маленькими шагами, приподнимая ноги.

• Ходьба с перешагиванием через 5-6 кубиков (по 2-3 круга).

Упражнения на регуляцию мышечного тонуса

Важной целью этих упражнений является расслабление и напряжение определенных групп мышц. Без этих занятий сложно добиться необходимого уровня ловкости и координации движений у ребенка.

Используются различные виды упражнений:

«Побежали». Ребенок лежит на спине, его ноги согнуты в коленях, руки вытянуты вдоль туловища. В течение 1 минуты ноги начинают активно «бежать», при этом громко стуча ступнями по полу (голова и верхняя часть туловища должны оставаться неподвижными). После окончания ребенок остается в лежачем положении, полностью расслабив свои мышцы.

«Цветочек». Ребенок садится на корточки, его голова и руки опущены. Голова и корпус поднимаются, руки в стороны – цветочек расцветает. Далее цветочек вянет – подгибаются колени, падает корпус и голова.

Упражнения на развитие голоса, дыхания и артикуляции

Проведение этих упражнений позволяет сформировать правильное дыхание, которое необходимо для свободного произношения слов. Работа над голосом позволяет улучшить его основные характеристики (высоту, силу, а также сделать его более выразительным. Упражнения на артикуляцию позволяют улучшить подвижность артикуляционных органов, а также улучшить звукопроизношение.

Используются следующие упражнения:

«Буря в стакане». Ребенку следует периодически предлагать пить сок из трубочки. Необходимо менять диаметр трубочек, начиная с более толстых, постепенно переходя на тонкие. Скажите ему, что можно не только пить таким образом сок, но и выдыхать струю воздуха из трубочки. Продемонстрируйте это сами с помощью стакана воды и предложите ему самому сделать «бурю в стакане».

«Кораблик». Для упражнения понадобится бумажный кораблик, который нужно положить на стол с гладкой поверхностью. Сначала сами дуйте на этот кораблик, чтобы он «доплыл» до другого края стола, после чего предложите ребенку повторить за вами.

«Три медведя» (упражнение для детей с 3 лет). Сначала нужно прочитать ребенку эту сказку, после чего вместе с ним попытайтесь изобразить голоса всех трех медведей: низким, обычным и высоким голосом.

Это лишь небольшая часть возможных упражнений по логоритмике, которые используются на практике.

В частности, активно применяются следующие типы занятий:

• Пение. Положительно сказывается на интонации голоса, позволяет улучшить качество речи, организовать речевое дыхание в сочетании с мягким голосоизвлечением, свободной артикуляцией.

• Счетные упражнения. Помогают ребенку запомнить порядковый счет предметов.

• Пальчиковая гимнастика. Данные упражнения крайне важны, потому что они прямым образом воздействуют на определенную зону коры головного мозга, которая отвечает за речь.

• Игры на развитие памяти, внимания. Помогают развить навыки быстрого переключения между действиями.

• Игры на развитие мимики. Обязательны для проведения с детьми, у которых есть какие-либо речевые нарушения. Объясняется это тем, что для них характерна невыразительность мимики, что делает невыразительным и само произношение.

• Танцы. Положительно сказываются на осанке, улучшают пластику и чувство ритма. Разучивание танцевальных движений также проходит поэтапно. Большая их часть построена на жестах и пластических движениях.

Речевые игры могут быть представлены в различных видах: с музыкальным сопровождением и без него, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах и др. Использование стихотворного текста способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач.

Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев и общемоторных функций напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая координацию, мелкую и крупную моторику рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Упражнения разучиваются поэтапно: сначала движения, затем текст, потом все в комплексе. Овладение двигательными навыками, разучивание стихотворений и песен, постановка хореографических движений, должны проходить ненавязчиво, в игровой форме. Наряду с хореографическим и театральным движением, очень полезно использовать лепку несложных фигур, оригами, выкладывание несложных узоров мозаики под проговаривание текста игры

Ещё один плюс занятий по логоритмике - они групповые. Это помогает ребенку научиться работать в детском коллективе, находить с ним общий язык и учиться активно взаимодействовать.

Логоритмика для дошкольников позволяет улучшить следующие навыки:

развивается навык речевого выдоха при говорении;

• совершенствуется мелкая и крупная моторика;

• ребенок становится более ловким;

• улучшается интонация, мимика и темп речи;

развивается фонематический слух;

развивается подвижность органов артикуляции, за счет чего улучшается дикция;

• формируется правильная осанка;

развивается навык ориентации в пространстве;

гиперактивные дети становятся более спокойными, а медлительные, напротив, более бодрыми и шустрыми;

развиваются творческие способности;

• повышается общая выносливость организма.

Логоритмические занятия проводят учитель-логопед, музыкальный руководитель и воспитатель данной группы. Воспитатель проводит вводную часть занятия. Музыкальный руководитель сопровождает вводную часть музыкой. Вторую и третью части занятия, как правило, проводит учитель-логопед. Релаксацию может проводить любой специалист. Музыкальный руководитель может выполнять с детьми упражнения для развития координации движений, если не требуется музыкального сопровождения, или помогать коллегам, исполняя нужные мелодии. Занятие проводится на освоенном материале и не представляет сложности для детей. Дети должны получать удовольствие от того, что могут использовать свои знания и навыки. Занятия по логоритмике очень важны для каждого ребёнка. Это весело и интересно.

Необходимое условие для получения хороших результатов - взаимодействие всех педагогов и родителей. Логоритмические упражнения прекрасно подходят для домашних занятий, поэтому родителям следует уделять этому как можно больше свободного времени. Только совместная работа педагогов, логопеда и семьи поможет ребенку справиться с имеющимися у него речевыми и двигательными нарушениями.

Публикации по теме:

Повышение двигательной активности дошкольников на прогулке — игры на асфальте Лето — удивительная пора! И каждый peбёнок с нетерпением ждет, когда же наступит это прекрасное время. Для детей лето — особый период,.

Фотоотчет «Развитие двигательной активности у детей младшего возраста»Фотоотчет «Развитие двигательной активности у детей младшего возраста» "Развитие двигательной активности у детей младшего возраста". Фотоотчет. У детей раннего возраста отмечается огромный интерес к движениям.

Фотоотчет «Нетрадиционное оборудование и инвентарь для двигательной активности дошкольников»Фотоотчет «Нетрадиционное оборудование и инвентарь для двигательной активности дошкольников» В соответствии с годовым планом работы в "МБДОУ "Излучинский ДСКВ "Сказка" 10.02.2016 года был проведен смотр – конкурс «Нетрадиционное.

Снежные фигуры для развития двигательной активности дошкольниковСнежные фигуры для развития двигательной активности дошкольников С приходом зимы, первыми снегопадами мы начинаем думать как будем украшать наши участки. Ведь украшенный участок побуждает детей к активным.

Конспект ООД по физическому воспитанию в младшей группе «На лесной полянке». Развитие двигательной активности детейКонспект ООД по физическому воспитанию в младшей группе «На лесной полянке». Развитие двигательной активности детей «НА ЛЕСНОЙ ПОЛЯНКЕ» Цель: Накопление и обогащение двигательного опыта детей. Удовлетворение естественной потребности детей в движении,.

Развитие двигательной активности детей во время зимней прогулкиРазвитие двигательной активности детей во время зимней прогулки Специалисты утверждают, что без движения ребёнок не может вырасти здоровым и крепким. Движение – фундамент настоящего и будущего здоровья.

Развитие двигательной активности нестандартным способом. Сухой бассейнРазвитие двигательной активности нестандартным способом. Сухой бассейн Развитие двигательной активности нестандартным способом. Сухой бассейн —как средство оздоровления для детей. Сегодня придумано очень много.

Развитие двигательной активности у детей раннего возрастаРазвитие двигательной активности у детей раннего возраста Вопрос поддержания здоровья наших детей всегда актуален. Наиболее распространённым детским заболеванием является сколиоз. Именно не врождённый,.

Снежные постройки для развития двигательной активности дошкольниковСнежные постройки для развития двигательной активности дошкольников Чтобы зимние прогулки были в радость, каждый год на участке детского сада мы строим снежные постройки. Продумываем, для чего каждая скульптура.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие двигательной активности у дошкольников средствами логоритмики
Опубликовано: 5 марта 2024 в 22:30
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие двигательной активности у дошкольников средствами логоритмики» (включая файлы) размещена пользователем Погорелова Наталия Николаевна (УИ 651561) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД