Получи документы

Развитие двигательной сферы у детей с общим недоразвитием речи

Алёна Блинова
Развитие двигательной сферы у детей с общим недоразвитием речи

В дошкольном возрасте закладываются основы психического и физического здоровья ребёнка. Одной из приоритетных задач, стоящей перед специалистами ДОУ, является формирование у воспитанников потребности в сохранении и укреплении здоровья, воспитание ценностного отношения к нему, способствование развитию всех физиологических систем, которые в дальнейшем и определяют темп, характер функционирования растущего организма.

Публикация «Развитие двигательной сферы у детей с общим недоразвитием речи» размещена в разделах

В настоящее время особую тревогу вызывает рост количества дошкольников с ОНР. Это понятие употребляется по отношениям к детям с различными сложными речевыми расстройствами, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне [2].

Такие дети не усваивают в полном объеме общеобразовательную программу детского сада и в дальнейшем им тяжело при поступлении в школу. Основные трудности проявляются при развернутых ответах на сложные вопросы школьной программы, дети не могут последовательно, грамотно и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников.

Наряду с общей соматической ослабленностью детям с общим недоразвитием речи свойственно отставание в развитии двигательной сферы, которое проявляется в плохой скоординированности выполняемых движений, неуверенности при выполнении дозированных упражнений, снижении скорости и ловкости выполнения заданий, отмечается недостаточная координация пальцев кисти руки (недоразвитие мелкой моторики, застревание на одной позе. Наибольшие трудности у таких детей проявляются при выполнении движений по словесной инструкции педагога.

Причины, обуславливающие эти нарушения, многообразны. С одной стороны – это возможные инфекции, интоксикации мамы в период её беременности (преимущественно на ранних стадиях внутриутробного и постнатального развития, воздействующие на мозг малыша. С другой стороны – это неблагоприятные микросоциальные условия, которые выступают как дополнительный фактор, усугубляющий состояние ребёнка.

В настоящее время системой образования на первое место выдвигаются задачи создания условий для становления личности каждого дошкольника в соответствии с его особенностями психического и физического развития, способностями и возможностями.

Создание оптимальных условий для каждого воспитанника в дошкольном образовательном учреждении, учитывая личностно- ориентированный подход, предполагает формирование адаптивной социально – образовательной среды, которая включает в себя всё многообразие различных типов образовательных учреждений.

С целью оказания специальной помощи детям с общим недоразвитием речи в нашей стране была создана система коррекционно - развивающего образования и компенсирующего обучения. Это качественно новый уровень организации образовательного процесса, позволяющий удовлетворить интересы и образовательные потребности конкретного ребёнка, учитывать его индивидуальные особенности, обеспечить полноценное образование и сохранить здоровье [1] .

Одним из компонентов коррекционной деятельности в ДОУ является физкультурно – оздоровительная работа. Основная цель данного блока - это оздоровление ребёнка, развитие его физических качеств, двигательных умений и навыков, активизация мелкой и крупной моторики пальцев рук, способствовать развитию речевой сферы, воспитание потребности в здоровом образе жизни.

Реализация данных задач происходит в соответствии с моделью двигательного режима дошкольников.

При проведении утренней гимнастики, в комплексы включаются упражнения для укрепления мышечного корсета ребёнка, продолжительный бег в медленном темпе способствует развитию выносливости.

Подвижные игры, проводимые на прогулке, такие как: «Мы весёлые ребята», «Ловишки», «Охотники и утки», «Ловкий мешочек», «Вышибалы», «Мышеловка» и др. способствуют развитию таких физических качеств как ловкость, быстрота.

Организованные походы в лес, катания на санках, лыжах, велосипедах развивают у детей силу, выносливость.

Во время гимнастики – побудки, проводимой после дневного сна, в комплексы включаются: разнообразные движения рук с максимальной амплитудой, повороты в стороны, упражнения из И. п. лёжа на спине, на животе, способствующие развитию гибкости, подвижности в суставах.

Физкультминутки должны носить игровой характер. Наибольшая эффективность достигается за счёт их разнообразия по форме проведения и по содержанию. С дошкольниками с ОНР целесообразно проводить физкультминутки, в которых речь взаимосвязана с движениями. Физкультминутки проводятся с целью сохранения умственной работоспособности детей, предупреждения утомления, профилактики нарушений осанки, способствуют развитию ловкости.

Например, можно предложить такую физкультминутку:

«Вот лягушки по дорожке скачут, вытянувши ножки.

На болоте две подружки, две весёлые лягушки.

Утром рано умывались, полотенцем растирались,

Ножками топали, ручками хлопали,

Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались.

Вот здоровья в чём секрет,

Всем друзьям физкульт – привет!

При проведении физкультурных занятий большое внимание отводится развитию умений и навыков воспитанников: выполняются разнообразные виды ходьбы и бега, лазание, подлезания, прыжки, метание и др. Учитывая то, что высококоординированные движения рукой управляются высшим отделом головного мозга и способствуют развитию речи ребёнка, особое внимание детям с ОНР стоит уделять развитию мелкой и крупной моторики рук, особенно пальцев. С этой целью рекомендуются следующие задания: «Падающая палка», «Чей волчок дольше прокрутится», «Кто быстрее поймает мышку», «У кого самые быстрые пальчики», «Палочка - моталочка» и др.

Таким образом, двигательная сфера дошкольников с общим недоразвитием речи имеет свою специфику, которая должна учитываться в педагогическом процессе с целью достижения положительной динамики у детей данной категории. При условии особой организации образовательного процесса, оказания коррекционно – педагогической помощи, возможно не только укрепить здоровье дошкольника, но и скорректировать имеющиеся нарушения, стимулировать развитие речевого центра, способствовать развитию полноценной личности, которая сможет успешно продолжить обучение в школе.

Литература:

1. Аксёнова Л. И., Архипов Б. А. Специальная педагогика : учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. Н. М. Назаровой. – 2 –е изд. – М. : Академия, 2002. – 400 с.

2. Поваляева М. А. Справочник логопеда. -5-е изд. – Ростов н / Д. : Феникс, 2006, - 445 с.

Публикации по теме:

Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Методическая разработка на тему: «Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством.

Развитие двигательной сферы у дошкольников с нарушением речи в ходе коррекционно-воспитательной работы «Развитие двигательной сферы у дошкольников с нарушением речи в ходе коррекционно – воспитательной работы» Воспитатель первой квалификационной.

Сказкотерапия, развитие мелкой моторики, развитие речи у детей с общим недоразвитием речиСказкотерапия, развитие мелкой моторики, развитие речи у детей с общим недоразвитием речи Приходя в мир, ребёнок вправе ожидать счастливого будущего и гармоничного развития. Нормальное развитие ребёнка связано с удовлетворением.

Готовность к обучению математике детей с общим недоразвитием речи У детей с ОНР наблюдаются значительные трудности формирования математических представлений, которые могут быть обусловлены не только недоразвитием.

Особенности формирования грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи Введение: Усвоение ребенком грамматического строя речи — сложный, многоуровневый процесс, которые связан с работой коры головного мозга.

Особенности диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи У детей с общим недоразвитием речи отмечаются значительные трудности в общении детей между собой и со взрослыми. Большинство детей с ОНР.

План-конспект занятия по развитию связной речи у детей с общим недоразвитием речи Программное содержание: • Коррекционно-образовательные задачи: расширение и конкретизация представлений о домашних животных. Совершенствование.

Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи средствами графических диктантов Дошкольный возраст – период интенсивного формирования всех органов системы организма. Именно в дошкольном возрасте формируются те двигательные.

Речевое мышление детей с общим недоразвитием речи Мышление взрослых и детей, имеющих нарушения речи, — одна из центральных проблем нейропсихологии и дефектологии. Ее особое значение определяется.

Формирование просодики у детей с нарушениями речи через развитие двигательной сферы Формирование просодики у детей с нарушениями речи через развитие двигательной сферы Ашихмина Алёна Александровна учитель-логопед муниципального.

Автор публикации:
Развитие двигательной сферы у детей с общим недоразвитием речи
Опубликовано: 27 января 2018 в 19:26
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД