Алёна Блинова
Развитие двигательной сферы у детей с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольном возрасте закладываются основы психического и физического здоровья ребёнка. Одной из приоритетных задач, стоящей перед специалистами ДОУ, является формирование у воспитанников потребности в сохранении и укреплении здоровья, воспитание ценностного отношения к нему, способствование развитию всех физиологических систем, которые в дальнейшем и определяют темп, характер функционирования растущего организма.
Публикация «Развитие двигательной сферы у детей с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
В настоящее время особую тревогу вызывает рост количества дошкольников с ОНР. Это понятие употребляется по отношениям к детям с различными сложными речевыми расстройствами, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне [2].
Такие дети не усваивают в полном объеме общеобразовательную программу детского сада и в дальнейшем им тяжело при поступлении в школу. Основные трудности проявляются при развернутых ответах на сложные вопросы школьной программы, дети не могут последовательно, грамотно и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников.
Наряду с общей соматической ослабленностью детям с общим недоразвитием речи свойственно отставание в развитии двигательной сферы, которое проявляется в плохой скоординированности выполняемых движений, неуверенности при выполнении дозированных упражнений, снижении скорости и ловкости выполнения заданий, отмечается недостаточная координация пальцев кисти руки (недоразвитие мелкой моторики, застревание на одной позе. Наибольшие трудности у таких детей проявляются при выполнении движений по словесной инструкции педагога.
Причины, обуславливающие эти нарушения, многообразны. С одной стороны – это возможные инфекции, интоксикации мамы в период её беременности (преимущественно на ранних стадиях внутриутробного и постнатального развития, воздействующие на мозг малыша. С другой стороны – это неблагоприятные микросоциальные условия, которые выступают как дополнительный фактор, усугубляющий состояние ребёнка.
В настоящее время системой образования на первое место выдвигаются задачи создания условий для становления личности каждого дошкольника в соответствии с его особенностями психического и физического развития, способностями и возможностями.
Создание оптимальных условий для каждого воспитанника в дошкольном образовательном учреждении, учитывая личностно- ориентированный подход, предполагает формирование адаптивной социально – образовательной среды, которая включает в себя всё многообразие различных типов образовательных учреждений.
С целью оказания специальной помощи детям с общим недоразвитием речи в нашей стране была создана система коррекционно - развивающего образования и компенсирующего обучения. Это качественно новый уровень организации образовательного процесса, позволяющий удовлетворить интересы и образовательные потребности конкретного ребёнка, учитывать его индивидуальные особенности, обеспечить полноценное образование и сохранить здоровье [1] .
Одним из компонентов коррекционной деятельности в ДОУ является физкультурно – оздоровительная работа. Основная цель данного блока - это оздоровление ребёнка, развитие его физических качеств, двигательных умений и навыков, активизация мелкой и крупной моторики пальцев рук, способствовать развитию речевой сферы, воспитание потребности в здоровом образе жизни.
Реализация данных задач происходит в соответствии с моделью двигательного режима дошкольников.
При проведении утренней гимнастики, в комплексы включаются упражнения для укрепления мышечного корсета ребёнка, продолжительный бег в медленном темпе способствует развитию выносливости.
Подвижные игры, проводимые на прогулке, такие как: «Мы весёлые ребята», «Ловишки», «Охотники и утки», «Ловкий мешочек», «Вышибалы», «Мышеловка» и др. способствуют развитию таких физических качеств как ловкость, быстрота.
Организованные походы в лес, катания на санках, лыжах, велосипедах развивают у детей силу, выносливость.
Во время гимнастики – побудки, проводимой после дневного сна, в комплексы включаются: разнообразные движения рук с максимальной амплитудой, повороты в стороны, упражнения из И. п. лёжа на спине, на животе, способствующие развитию гибкости, подвижности в суставах.
Физкультминутки должны носить игровой характер. Наибольшая эффективность достигается за счёт их разнообразия по форме проведения и по содержанию. С дошкольниками с ОНР целесообразно проводить физкультминутки, в которых речь взаимосвязана с движениями. Физкультминутки проводятся с целью сохранения умственной работоспособности детей, предупреждения утомления, профилактики нарушений осанки, способствуют развитию ловкости.
Например, можно предложить такую физкультминутку:
«Вот лягушки по дорожке скачут, вытянувши ножки.
На болоте две подружки, две весёлые лягушки.
Утром рано умывались, полотенцем растирались,
Ножками топали, ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались.
Вот здоровья в чём секрет,
Всем друзьям физкульт – привет!
При проведении физкультурных занятий большое внимание отводится развитию умений и навыков воспитанников: выполняются разнообразные виды ходьбы и бега, лазание, подлезания, прыжки, метание и др. Учитывая то, что высококоординированные движения рукой управляются высшим отделом головного мозга и способствуют развитию речи ребёнка, особое внимание детям с ОНР стоит уделять развитию мелкой и крупной моторики рук, особенно пальцев. С этой целью рекомендуются следующие задания: «Падающая палка», «Чей волчок дольше прокрутится», «Кто быстрее поймает мышку», «У кого самые быстрые пальчики», «Палочка - моталочка» и др.
Таким образом, двигательная сфера дошкольников с общим недоразвитием речи имеет свою специфику, которая должна учитываться в педагогическом процессе с целью достижения положительной динамики у детей данной категории. При условии особой организации образовательного процесса, оказания коррекционно – педагогической помощи, возможно не только укрепить здоровье дошкольника, но и скорректировать имеющиеся нарушения, стимулировать развитие речевого центра, способствовать развитию полноценной личности, которая сможет успешно продолжить обучение в школе.
Литература:
1. Аксёнова Л. И., Архипов Б. А. Специальная педагогика : учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. Н. М. Назаровой. – 2 –е изд. – М. : Академия, 2002. – 400 с.
2. Поваляева М. А. Справочник логопеда. -5-е изд. – Ростов н / Д. : Феникс, 2006, - 445 с.