Вера Якунина
Развитие фонематического слуха. Сопоставление слов, близких по звуковому составу
▼ Скачать + Заказать документы
Исправлению недостатков произношения у детей посвящено множество современных методических пособий. К сожалению, максимальное внимание в них уделяется автоматизации звуков, а развитию фонематического восприятия должного внимания нет. Именно поэтому, очень часто, можно услышать от логопедов – практиков, что звуки автоматизируются очень сложно.
Публикация «Развитие фонематического слуха, Сопоставление слов, близких по звуковому составу» размещена в разделах
Талантливый логопед Ткаченко Татьяна Александровна разработала уникальную методику формирования фонематического восприятия, которая в 1999 году была допущена, а затем рекомендована Минобразования и науки РФ. Данная методика состоит из пяти этапов работы:
1этан. Речевое внимание.
2этап. Сопоставление одинаковых звукокомплексов по мелодике (высоте, длительности, силе, тембру).
3 этап. Сопоставление слов близких по звуковому составу.
4 этап. Сопоставление слогов.
5 этап. Сопоставление звуков.
Работая на логопедическом пункте детского сада, где основной диагноз «Дислалия», для развития фонематического восприятия речи я работала по методике Татьяны Александровны.
Последние годы, я работаю на группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ, имеющих тяжё-лые нарушения речи. Задания третьего этапа работы, по методике Ткаченко Т. А., я обогатила картинными материалами, т. к. моим воспитанникам подобрать подходящее слово, при работе по сопоставлению слов, на начальном этапе, очень сложно и непонятно. Поэтому, начиная работу над сопоставлением слов, я использую опору на зрительный анализатор, а не только на слуховой, потому как детям, с тяжёлыми нарушениями речи, очень сложно начинать работу с опорой, только, на слуховой анализатор. Опора на зрительный анализатор, в самом начале работы, помогает детям понять принцип работы.
Затем необходимо, постепенно, убирать картинные материалы и работать, исключительно, с опорой слухо-вой анализатор.
Огромное спасибо Ткаченко Татьяне Александровне за уникальную методику по формированию фонематического восприятия.
Я хочу поделиться своими картинными материалами, которые сделала благодаря методике Татьяны Алек-сандровны.
Уважаемые коллеги, начинайте работу над коррекцией речи с формирования фонематического восприятия, а не с обогащения словаря.
Фонематическое восприятие - это основа красивой и правильной речи!