Лучший педагог года

Развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в ДОУ посредством дидактических игр

Татьяна Голикова
Развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в ДОУ посредством дидактических игр

В настоящее время увеличилось число детей с отклонениями в речевом развитии, в том числе и детей с общим недоразвитием речи, к тому же все речевые нарушения, как правило, носят комплексный характер. Они затрагивают все стороны речевого развития, в том числе и фонематический слух.

Фонематический слух играет ведущую роль при овладении звуковой стороной языка и включает: фонематическое восприятие, фонематические представления, фонематический анализ и синтез. Дети с нарушением фонематического слуха испытывают трудности при овладении звуковым анализом и синтезом слов, что влечет за собой разные виды отклонений, проявляющихся в дислексии и дисграфии, что приводит к затруднениям в чтении и к грубым нарушениям письма (пропуск, перестановка, замена букв) и является причиной неуспеваемости. Кроме того, нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребенок не воспринимает на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. Его словарь не пополняется словами, в состав которых входят труднопроизносимые звуки. В дальнейшем ребенок начинает значительно отставать от возрастной нормы. Таким образом, проблема развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в ДОУ является актуальной. Кроме того, без специально организованной коррекционной работы, речевые нарушения не исчезают.

Публикация «Развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в ДОУ посредством дидактических игр» размещена в разделах

В связи с этим развитие фонематического слуха является одним из направлений логопедической работы в ДОУ. Пути и средства ее осуществления различны. Среди них достойное место занимает дидактическая игра.

В игре ребенок ярче раскрывает свои способности, индивидуальность, активнее контактирует со взрослыми. Применение дидактических игр позволяет учить детей весело и без принуждения, помогает наряду с формированием и развитием фонематического восприятия организовать деятельность ребенка, обогащает его новыми знаниями, активизирует мыслительную деятельность, внимание, а главное, стимулирует речь. Кроме того, игру можно применять в различных вариантах, обновляя при этом речевой материал и включая в нее дидактический материал разноуровнего характера.

Работу по развитию фонематического слуха целесообразно начинать с узнавания неречевых звуков. Дети учатся на слух дифференцировать шум ветра, гудок машины, крик, звон колокольчика и т. д. При этом можно использовать дидактические игры следующего типа:

«Поймай звук» – логопед произносит ряд звуков, а ребенок, услышав заданный – хлопает;

«Кто это?» – логопед издает звук («ззз» – пищит комар, «ссс» – льется вода, «жжж» – жук жужжит, «ррр» – рычит тигр, а ребенок отгадывает, кто это или показывает соответствующую картинку.

На следующем этапе работы используются игры на формирование у дошкольников умений различать слова, близкие по звуковому составу. Взрослый произносит какое-нибудь слово (например, «вагон») правильно и неправильно («фагон, вакон»). Если произносит неправильно, то дети хлопают в ладоши.

Далее ведется работа по умению различать слоги. На этом этапе также хорошо зарекомендовали себя дидактические игры. Например, игры типа:

«Похлопаем» – логопед произносит слоги, среди которых есть заданный звук, ребенок хлопает, если услышит нужный;

«Услышишь лишнее – подними руку» – логопед произносит ряды слогов «па-па-ба», «ку-ку-гу», а ребенок поднимает руку, если услышит другой звук.

После этого отрабатывается умение различать фонемы (звуки) родного языка. Начинать следует с дифференциации гласных звуков. Дети соотносят звук с определённым образом («а-а-а» – плачет девочка, «в-в-в – дует ветер, «у-у-у – гудит поезд и т. д.).

Дифференциация согласных звуков проводится по 2 направлениям: по твердости – мягкости и по звонкости-глухости. На данном этапе работы используются такие игры, как: «Флажки» (взрослый называет звук, а ребёнок, определяя, какой этот звук: согласный мягкий или согласный твёрдый, поднимает флажок соответствующего цвета: синий или зеленый);

«Цветные ёжики» (взрослый произносит звук, а ребенок решает, какому ё жику: синему или зелёному, дружить с этим звуком); «Колокольчик» (взрослый произносит звук, а ребенок звонит в колокольчик, если звук звонкий звук, а если глухой, то не звонит).

Затем следует научить ребенка различать отрабатываемый звук не только в чужой, но и в собственной речи. Для этого можно предложить ребенку следующие игры: «Кто быстрее» (детям предлагается ряд картинок с изображением предметов, необходимо назвать все картинки и самостоятельно отобрать из них те, которые содержат изучаемый звук, кто быстрее, тот победил); ««Кому, какая картинка» и т. д.

Когда ребенок научился различать отрабатываемый звук в собственной речи, начинается работа над формированием умения выделять звуки из состава слова, отделять их друг от друга, сравнивать между собой. Гласные лучше всего выделять из начала слова под ударением, а согласные, когда они стоят в конце слова (исключение составляют звонкие звуки) или в начале слова перед гласными. В этих позициях согласные звуки легче различаются, отделяются от других звуков. Когда данные задания уже не вызывают затруднения у ребенка, можно переходить к более сложным. Например, логопед называет слоги с разными звуками (та-ка-та; ба-па-ба) и предлагает ребенку повторить их; или задает вопросы «В тарелке суп или зуб? У мамы дочка или ночка?». И т. д.

Для автоматизации поставленных звуков в слогах и словах применяем игры и упражнения со стихотворными текстами, фольклорный материал. Это помогает ребятам легче преодолеть трудности произношения звуко-слоговых сочетаний.

Следующий шаг в работе по формированию фонематического слуха у детей с ОНР развитие навыка элементарного звукового анализа и синтеза. Эта работа осуществляется в определённой последовательности и на каждом этапе возможно использование дидактических игр :

– определение количества слогов в словах разной сложности («Подбери слову схему», «Отхлопай количество слогов»);

– выделение первого и последнего звука в слове («Звуковые домики», «Вагончики»);

– выделение слова с предложенным звуком из группы слов или из предложения («Ромашка», «Звуковые сундучки», Звуковые прятки»).

Таким образом, постепенно и в игровой форме идет формирование фонематического слуха у детей с ОНР. А хорошо развитый фонематический слух обеспечивает правильное формирование звукопроизношения, четкое и внятное произнесение слов.

Формирование фонематического слуха – это продолжительный и нелёгкий процесс. Чем раньше начинается специальная коррекционная работа в этом направлении, тем лучше будет результат. При этом полноценнее формируется смысловая сторона речи, лучше усваивается лексический материал.

Публикации по теме:

Звуковой лэпбук для развития фонематического слуха у детей дошкольного возрастаЗвуковой лэпбук для развития фонематического слуха у детей дошкольного возраста Целью данного пособия было сделать рабочую интересную для детей книжку с заданиями- играми. Не секрет, что в последнее время мы покупаем.

Доклад «Развитие речи посредством дидактических игр детей младшего дошкольного возраста»Доклад «Развитие речи посредством дидактических игр детей младшего дошкольного возраста» Доклад на тему «Развитие речи посредством дидактических игр детей младшего дошкольного возраста» Чем богаче и правильнее речь ребенка,.

Игры на развитие фонематического слуха для детей старшего и подготовительного к школе возраста Если Ваш ребенок уже знаком со звуками, Вы можете предложить ему сыграть в следующие игры: Услышишь звук – хлопни в ладоши.

Комплекс дидактических игр и упражнений по формированию фонематического слуха и восприятия у детей дошкольного возраста с ЗПР Комплекс дидактических игр и упражнений по формированию фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста с задержкой.

Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста Фонематическое восприятие - это способность воспринимать и точно дифференцировать все звуки речи. Дети с хорошим фонематическим восприятием.

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по математике посредством дидактических игр «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по математике посредством дидактических игр и упражнений».

Развитие математических способностей посредством дидактических игр для детей среднего дошкольного возраста (Слайд 1) Тема: «Развитие математических способностей детей среднего дошкольного возраста по средством дидактической игры.» Работая в детском.

Развитие слухового внимания и фонематического слуха детей дошкольного возраста. Памятка для родителей Уважаемые родители! Предлагаем Вашему вниманию ряд игр, которые можно использовать для развития речи детей[/i]! Определение звучания игрушек.

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста посредством дидактических игр МБДОУ "Детский сад №72 г. Йошкар-Олы "Солнышко" Кузнецова Е. И., воспитатель. Аннотация: Сенсорное развитие во все времена было и остается.

«Развитие фонематического слуха посредством игровых упражнений» При нормальном речевом развитии дети к 5 годам свободно пользуются развернутой фразовой речью, разными конструкциями сложных предложений.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в ДОУ посредством дидактических игр
Опубликовано: 13 октября 2019 в 19:14
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД