Папки-передвижки

Развитие фонематического восприятия: возрастные нормы, игры для развития фонематического восприятия

Екатерина Кравцова
Развитие фонематического восприятия: возрастные нормы, игры для развития фонематического восприятия
▼ Скачать + Заказать документы

Фонематическое восприятие — это различение на слух звуков речи. Фонематическое восприятие является основой для понимания смысла сказанного. Ведь, заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно иное его значение: «коза-коса», «дом-том», «бочка-почка».

Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов (даже не обладая возможностью выговорить все звуки, ребенок сохраняет структуру слова «кар-ти-на»«ти-ти-та», основой легкости овладения грамматическим строем языка, успешного освоения письма и чтения.

Публикация «Развитие фонематического восприятия: возрастные нормы, игры для развития фонематического восприятия» размещена в разделах

Возрастные нормы развития фонематического восприятия

Первый год жизни: на третьей неделе ребенок должен проявлять сосредоточение на резких звуках; в два месяца начинать прислушиваться к более тихим шумам; в три месяца малыш без труда отыскивает взглядом источник звука, реагирует на него улыбкой, комплексом оживления, с удовольствием слушает музыку; с четырех месяцев ребенок начинает подражать звукам; к полугоду различает свое имя; к концу первого года жизни малыш различает часто употребляемые слова.

Второй год – фонематическое восприятие активно развивается. Несмотря на то, что речь еще далека от совершенства, ребенок уже может различать все фонемы родного языка. К концу второго года малыш в состоянии определить на слух неверно произнесенный звук в речи взрослых, но собственное произношение еще не контролирует.

Третий год – возможность ребенка определять неверно произнесенный звук в собственной речи. Если этот навык фонематического восприятия не сформируется к трем годам, то ребенок не сможет овладеть правильным звукопроизношением.

Четвертый год – фонематическое восприятие совершенствуется. Ребенок уже владеет навыком различения сходных фонем на слух и в собственном произношении, что служит фундаментом для освоения звукового анализа и синтеза.

Пятый год – формируется звуковой анализ — умение определять последовательность и количество звуков в слове. Только обладая навыками анализа и синтеза, ребенок сможет успешно освоить чтение и письмо.

Игры для развития фонематического восприятия

1. Различение на слух неречевых звуков:

«Что звучало?»

Предложите ребенку закрыть глаза, послушать разные звуки и отгадать, что звучало.

«Шумящие мешочки»

Вместе с малышом насыпьте в мешочки или коробочки крупу, пуговицы, скрепки и т. д. Ребенок должен отгадать по звуку потряхиваемого мешочка, что у него внутри.

«Волшебная палочка»

Взяв карандаш или палочку, постучите ею по разным предметам. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стену, миску.

Ребенок отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет звучит.

«Жмурки»

Ребенку завязывают глаза, и он двигается в сторону звенящего колокольчика, бубна, свистка…

«Похлопаем»

Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков.

2. Различение звуков речи по тембру, силе и высоте голоса:

«Узнай голос»

Ребенок отгадывает голоса близких людей (называет человека, который сказал фразу, имя,).

«Громко-тихо»

Договоритесь, что ребенок будет выполнять определенные действия, когда вы произносите слова громко и когда тихо.

«Три медведя»

Ребенок отгадывает, за кого из персонажей сказки говорит взрослый.

Более сложный вариант — ребенок сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса.

3. Различение сходных по звучанию слов:

«Слушай и выбирай»

Перед ребенком картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом, дом). Взрослый называет предмет, а ребенок поднимает соответствующую картинку.

«Верно-неверно»

Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда услышит правильный вариант произношения.

4. Различение слогов:

«Похлопаем»

Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на, отхлопывая слоги.

Более сложный вариант — предложить ребенку самостоятельно отхлопать количество слогов в слове.

«Что лишнее?»

Взрослый произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па», «фа-фа-ва-фа-фа», … Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.

5. Различение звуков:

• Объяснить ребенку, что слова состоят из звуков. Поиграть в звуки. Комарик говорит — зззз, ветер дует — сссс, жук жужжит — жжжж, тигр рычит — рррр. Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто (что) его издает.

• Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданный звук.

6. Освоение навыков анализа и синтеза:

«Сколько звуков»

Взрослый называет один, два, три звука, а ребенок на слух определяет и называет их количество.

«Похлопаем»

Взрослый проговаривает ряды слов, а ребенок должен хлопнуть, когда услышит слово, начинающееся с заданного звука.

Более сложный вариант — заканчивающееся на заданный звук или содержащее его в середине.

Уделяя внимание развитию фонематического восприятия, вы облегчаете ребенку процесс освоения правильного звукопроизношения, а в дальнейшем чтения и письма.

Публикации по теме:

Игры и упражнения на развитие восприятия у детей с нарушенным зрениемИгры и упражнения на развитие восприятия у детей с нарушенным зрением Основной формой обучающего воздействия на ребенка с ОВЗ, в наших группах компенсирующего вида для детей с нарушением зрения, являются дидактические.

Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Разноцветный коврик»Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Разноцветный коврик» .

Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Волшебные цветы»Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Волшебные цветы» Предлагаю дидактическую игру для развития фонематического слуха. Известно, что фонематический слух формируется к 5 годам. В этом возрасте.

Дидактические игры на развитие фонематического восприятия в средней группе детей с ОВЗДидактические игры на развитие фонематического восприятия в средней группе детей с ОВЗ Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный.

Игры на развитие фонематического слухаИгры на развитие фонематического слуха Умение различать фонемы без визуализации букв, определение звукового состава слова называется фонематическим слухом. Этот навык лежит в.

Игры на развитие фонематического слуха Красный – белый Цель. Нахождение звука в словах, воспринятых на слух. Оборудование. По два кружка на каждого ребёнка (красный и зелёный).

Мастер-класс по созданию игры для развития тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровьяМастер-класс по созданию игры для развития тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья Цель: • развивать тактильные ощущения ребенка; • побуждать выполнять двухступенчатую словесную инструкцию; • формировать умение брать предмет,.

Приёмы развития фонематического слуха у детей на подготовительном этапе при формировании произношения Логопедическое воздействие при формировании правильного произношения предусматривает несколько этапов. На подготовительном этапе ведётся.

Развитие тактильного восприятия у детей с ДЦПРазвитие тактильного восприятия у детей с ДЦП Консультация для педагогов К тактильной чувствительности (осязанию) относят ощущения прикосновения, давления, боли, тепла, холода и др.).

Развитие восприятия цвета у дошкольников Цвет-мощное средство эмоционального воздействия на человека. Нельзя недооценивать роль цветового восприятия в развитии и формировании детской.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие фонематического восприятия: возрастные нормы, игры для развития фонематического восприятия
Опубликовано: 13 апреля 2020 в 20:58
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие фонематического восприятия: возрастные нормы, игры для развития фонематического восприятия» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Кравцова (УИ 1284790) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД