Бутузова Татьяна Владимировна
Развитие фонематического восприятия
▼ Скачать + Заказать документы
Фонематические процессы принято разделять на фонематический слух и фонематическое восприятие.
Фонематический слух – основанный на физиологическом слухе, способность различать сложные звуковые ощущения (а особенно звуки речи, которые различаются по силе, высоте, длительности звучания и тембру). Иначе говоря, фонематический слух - это тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.
Публикация «Развитие фонематического восприятия» размещена в разделах
Для развития фонематического восприятия необходимо специальное обучение детей. Фонематическое восприятие – это специально выработанное умение различать фонемы родного языка и определять звуковой состав слова. Фонематическое восприятие включает в себя следующие операции: умение определять линейную последовательность звуков в слове, умение определять позицию звука в слове (начало, середина, конец, осознание и подсчёт количества звуков в слове. От сформированности фонематического восприятия зависит становление звукопроизношения, развитие лексико-грамматической стороны речи, развитие связанной речи, развитие фонематического восприятия, формирование навыков звукового анализа и синтеза, обучение чтению и письму. Для детей с системным нарушением всех сторон речи формирование фонематического восприятия является одной из важнейших задач коррекционного сопровождения.
Несформированность фонематического восприятия негативно сказывается на формирование звукопроизношения. При нарушении фонематического восприятия невозможно становление других фонематических процессов, формирующихся на его основе. Кроме того, страдает освоение лексико-грамматической категории языка и в свою очередь затруднение в освоении навыка чтения и письма (пропуски, перестановки, замены букв). Так как ведущим видом деятельности у дошкольников является игра, то в коррекционной работе широко используются игры и игровые приемы, соблюдая принцип «От простого к сложному». Примеры, рекомендованных игр:
Игра «Отгадай, что я делаю».
Дети сидят полукругом, взрослый за ширмой совершает
различные действия с предметами, после чего дети называют эти действия: рвет бумагу, наливает воду, стучит по тарелке и т. д.
Игра «Парад звуков»
Необходимый материал: картинки (пылесос, текущая вода, будильник, пила, молоток,. ,
- магнитофонная запись (звучание этих предметов,
-контуры этих предметов, вырезанные на картоне.
Ребенок, услышав определенный звук, должен выбрать соответствующую картинку и поместить ее на место (на вырезанный контур).
Игра «Сделай так же»
Необходимый материал:
-ритмичные музыкальные инструменты: 2 барабана, 2 бубна.
Взрослый за ширмой бьет в барабан определенное количество раз. Ребенок должен взять свои барабанные палочки и ударить в ответ на то, что он слышит.
Игра «Кто тебя позвал?
Упражнение направлено па различение по тембру максимально сокращенного звукокомплекса. Взрослый предлагает ребенку отвернуться и догадаться, кто из кто из родных позвал его.
Игра «Тихо — громко»
Взрослый предлагает ребенку воспроизвести слово различным по силе голосом (громко, тихо).
Игра в лото.
У детей картинки. Дети должны услышать слово, обозначающее изображенный предмет на картинке и закрыть ее карточкой.
Игра «Запомни и назови».
Взрослый называет 3-4 слова. Дети слушают и запоминают слова. Последовательность называния должна соблюдаться.
Игра «Подбери слово».
а) Взрослый читает 2 стихотворные строки, выделяя голосом последнее слово в начальной строчке. Ребенок должен выбрать одно слово из трех предложенных, добиваясь рифмы в стихе.
Шепчет ночью мне на ушко
Сказки разные. (перина, подушка, рубашка).
От грязнули даже стол
Поздним вечером. (сбежал, ушел, ускакал).
Две лисички, две сестрички
Отыскали где-то. (спички, щетку, ножик).
Говорила мышка мышке –
До чего люблю я. (сыр, мясо, книжки).
Сел в машину верный пес.
У него в чернилах. (лапа, шея, нос).
1. Фонематический анализ ряда гласных.
а) определение наличия гласного звука в ряду гласных звуков.
Речевой материал: сочетания из 2-5 гласных.
Процедура: Взрослый диктует ряд гласных звуков, ребенок реагирует движением (хлопок) на заданный звук.
Инструкция: Послушай и подними руку, если услышишь звук.
б) определение количества и последовательности звукового ряда гласных.
Речевой материал: ряд из гласных звуков (2-3).
Взрослый произносит звуковой ряд, просит ребенка сказать, сколько гласных звуков в ряду и перечислить их по порядку.
Инструкция: Прослушай и скажи, сколько звуков я назвала, назови их.
2. Выделение звука на фоне слова.
Предлагаются для выделения как гласные, так и согласные звуки. Инструкция: Подними руку, если в слове есть звук.
- назови и отбери картинки, в названии которых есть заданный звук;
- отложи столько фишек, сколько слов с заданным звуком я назвала.
3. Выделение первого ударного гласного из слова.
Слова предлагаются с интонированием, вразброс, возможно применение картинок.
Инструкция:
- назови первый гласный звук слова;
- подбери и назови (или картинки, начинающиеся с ударного гласного.
4. Вычленение первого согласного звука из слова.
Инструкция:
-назови первый согласный звук;
- подними синюю карточку, если первый согласный звук в слове твердый и зеленую, если первый согласный звук мягкий;
Аналогично проводятся игры на определение конечного согласного в слове, выделение ударного гласного из середины слова и т. д.
Итак, развитие фонематических процессов дошкольника способствует успешному формированию звукопроизношения, развитию лексико-грамматической категории языка, а также профилактики дисграфии, нарушения навыка чтения и письма (пропуски, перестановки, замены букв).