МААМ-картинки

Развитие фонематического восприятия у дошкольников

Ирина Бендерская
Развитие фонематического восприятия у дошкольников

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

г. Хабаровска

«Детский сад комбинированного вида №34»

Развитие фонематического восприятия у дошкольников.

Учитель – логопед: Бендерская И. Н.

Речевое развитие у дошкольников формируется с нарушениями часто именно из-за недостаточности фонематического восприятия. Поэтому так важно, как можно раньше научить ребенка различать звуки.

Публикация «Развитие фонематического восприятия у дошкольников» размещена в разделах

Фонематическое восприятие – это способность воспринимать и различать звуки речи – фонемы.

Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребенок не воспринимает на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. Его словарь не наполняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. В дальнейшем малыш начинает значительно отставать от возрастной нормы.

Работа по формированию фонематического восприятия и фонематических представлений должна проводиться систематически и планомерно как в группах компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи, так и в массовых группах дошкольных образовательных организаций. Задания для развития фонематических процессов необходимо включать в каждое занятие по речевому развитию дошкольников. Педагоги должны обладать определенным багажом для того, чтобы проводить работу по формированию фонематических процессов правильно.

Необходимо следить за тем, чтобы дети правильно называли согласные звуки (М, а не (ЭМ) или (МЭ) и т. д. и ни коем случае не путали звуки с буквами. Дошкольники должны усвоить, что буквы мы пишем и видим, а звуки произносим и слышим.

Всю систему по развитию у детей способности дифференцировать фонемы можно условно разделить на шесть этапов:

1 этап – узнавание неречевых звуков.

2 этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.

3 этап – различение слов, близких по звуковому составу.

4 этап – дифференциация слогов.

5 этап – дифференциация фонем.

6 этап – развитие навыков элементарного звукового анализа

Начинаем привлекать внимание малыша к неречевым звукам. Прислушиваясь к звукам окружающего мира развивается не только слуховое внимание, но и память, мышление, воображение и осознание чувствования окружающих ребёнка предметов и явлений.

Задайте ребенку вопросы:

- Что ты слышишь вокруг? Как можно назвать одним словом? (звуки)

Можно предложить послушать звуки леса, звуки птиц и т. д.

Полезно на первом этапе организовать игру: «Что звучало?»

Покажите ребенку детские музыкальные инструменты. Пусть он ими поиграет, послушает как они звучат, затем спрячьте их за ширмой. Ребенок должен угадывать что прозвучало.

Рассмотрите с ребенком рисунок, задайте ему вопросы:

- Кого ты видишь на картинке? (мальчика). Что он делает? (Барабанит)

- Какие звуки он издает, громкие или тихие? (громкие)

Упражняйте ребенка в воспроизведении ритмов вслед за вами или о отстукивании, прохлопывании ритмов по схеме.

Ребенок, который овладел навыками звукового анализа и синтеза легче научится читать и грамотно писать. (Анализ – делим слово на отдельные звуки. Синтез – составляем слово из звуков, то есть сам процесс чтения – это синтез)

Необходимо привлекать внимание ребенка к звучащему слову. Предлагаем ему раскрасить предмет тогда, когда он услышит его правильное название.

Слова: мук, бука, лук, вашка, рука, вукнукахашка, чашка, кукдукарашка.

Упражняйте детей в повторении за вами цепочек слов:

Мак – бак, вата – хата, банка – манка, кот – пот, мина – тина, дудка – будка и т. д.

Поупражняйте ребенка в подборе рифмы. В первый раз выполнить это задание помогут картинки. Ребёнок раскрашивает картинку, когда отгадает.

За деревней у моста Среди ёлок на лужайке

Повстречали мы … (кота). Испугал нас серый … (зайка)

Возле леса на опушке А потом в густом лесу

Мы увидели … (лягушку). Мы наткнулись на … (лису).

Познакомить с гласными звуками можно с помощью звукоподражания. Попросите ребенка докрашивать картинки и отвечать на вопросы:

Волк воет на месяц: «У-у-у!»

Девочка укачивает куклу: «А-а-а!»

Мальчик стонет от боли: «О-о-о!»

Жеребёнок резвится и ржё т: «И-и-и!»

Обратите внимание ребенка на то, что при произнесении звука У губы вытянуты трубочкой, при произнесении звука А рот широко открыт, при произнесении звука О губы округлены колечком, а при произнесении звука И губы растянуты улыбкой. Объясните ребенку, что звуки А, О, У, И – гласные, потому что ветерок выходит легко и свободно. Эти звуки можно долго петь.

Формируйте умение ребенка выделять начальный ударный гласный звук в словах. Произнесите ряд слов, акцентируя начальный ударный гласный звук, и попросите ребенка определить, с какого звука они начинаются: утка, уши, угли, улица, ослик, озеро, остров, облако, иглы, искры, изгородь, иней. Предложите сначала обвести картинки, названия которых начинаются со звука У, потом со звука А, далее со звука О и, наконец со звука И.

Поупражняйте ребенка в выделении начального гласного, когда он находится в безударной позиции (кроме звука О, который в безударной позиции звучит как А).

Предложите ребенку сказать, как кричит ослик. ИА! Можно провести звуковой анализ этого слова. Какой звук ослик произносит первым? И. Этот звук гласный, поэтому мы обозначим его красным кружком. Какой звук ослик произносит вторым? А. Этот звук тоже гласный, поэтому мы обозначим его тоже красным кружком. Теперь можно докрасить картинку. Аналогично проводится звуковой анализ слов: АУ, УА.

Попросите ребенка произнести названия картинок (кит, кот, аист). Потом вы произнесите эти слова, акцентируя внимание на конечном согласном. Выделите вместе с ребенком конечный согласный. (Т).

- Как ты думаешь, это гласный звук или нет? Нет. Этот звук не гласный, потому что его нельзя петь. Ветерок выходит и встречает преграду. Язычок поднимается и не выпускает его. Когда есть преграда, то этот звук согласный. Он согласился с преградой. Зато получился такой красивый согласный звук ТТТ. Таким способом знакомим ребенка с другими согласными. Когда мы будем проводить звуковой анализ слов, нужно следить за тем, чтобы звучание слов не расходилось с написанием.

Предложите ребенку рассмотреть картинку. Скажите ребенку: «Мальчик ест кашу: АМ!» попросите ребенка произнести это слияние звуков, а потом ответить на вопросы и выполнить задания:

- Что произносит мальчик, который ест кашу? (АМ)

- Какой звук он произносит первым? (А)

- Что ты знаешь о звуке А? (он гласный. Обозначим его красным цветом)

- Какой звук произносит мальчик вторым? (М)

- Какой это звук? (согласный, есть преграда – губы).

- Согласный звук будем обозначать синим цветом.

Под картинкой раскрашиваем схему слова АМ. Красный и синий кружок.

Потом рассказываем ребенку о том, что звук М может звучать твердо, обозначаем его синим цветом. А может звучать мягко – мяч. Звук МЬ обозначим зеленым цветом.

Поупражняйте ребенка во определении начального согласного в словах. Для этого произнесите слова, акцентируя первый звук: Таня. Там. Торт. Тачка. Тайна. Первый звук Т.

- Что ты знаешь об этом звуке? (Он согласный).

- Рассмотри картинки, обведи желтым карандашом только те предметы, названия которых начинаются со звука Т. (туча, труба, туфли, тапки).

- В схемах под картинками, названия которых ты обвел, раскрась кружок, который обозначает первый звук. Какой карандаш тебе понадобится? Почему? (Синий, потому что звук Т – согласный твёрдый).

Похвалите ребенка за то, что он научился выделять первый и последний согласный звуки в словах. Потом объясните, что согласный звук может находиться и в середине слова. Например, в слове «корова» звук К слышится в начале, в слове «мак» - в конце, а в слове «молоко» - в середине. Попросите рассмотреть картинки ниже, (щенок, кран, мишка). Назвать их и определить место звука в каждом слове. Раскрасить нужный кружок синим цветом. И в завершение предложите ребенку докрасить картинки.

Продолжаем формировать умение ребенка правильно проводить звуковой анализ слова. Попросите его рассмотреть картинку, назвать ее, сказать, сколько всего звуков в слове, перечислить звуки, из которых состоит слово по порядку, а затем обозначить их кружками соответствующего цвета в схеме:

Это осы. В слове «осы» всего три звука: О, С, Ы. Звук О – гласный. Я обозначу его красным кружком. Звук С – твердый согласный. Я обозначу его синим кружком. Звук Ы – гласный. Я обозначу его красным кружком.

Это уха. В слове «уха» всего три звука: У, Х, А. звук У – гласный. Я обозначу его красным кружком. Звук Х – согласный твёрдый. Я обозначу его синим кружком. Звук А – гласный. Я обозначу его красным кружком. Можно предложить ребенку для анализа слова: ива, ура, эму.

Закрепляем у ребенка навыки звукового синтеза и анализа слов. Не показывая картинки, предлагаем сказать, какие слова получатся из звуков:

Л, А, М, А – лама;

Л, И, С, А – лиса;

К, Р, А, Н – кран;

Л, И, С, Т – лист.

Затем ребенок проводит звуковой анализ слов, обозначая гласные звуки – красным цветом, твёрдые согласные – синим цветом, мягкие согласные – зеленым цветом.

Предложите ребенку рассмотреть и назвать картинки (осы, дом, рак, утка, тигр, аист, а потом соединить линией каждую картинку со схемой, соответствующей слову – названию. Затем попросите ребенка докрасить картинки.

Формирование умения проводить звуковой анализ и синтез слов происходит быстрее, когда выполняя задания ребенок оказывается в разных ситуациях. Я предлагаю познакомиться с компьютерными играми, направленными на развитие фонематического восприятия. Это диск с играми «Звуковой калейдоскоп». Игры привлекают внимание ребенка. Мотивируют его на задания.

Такие игры позволяют создать необходимые предпосылки для обучения детей грамоте и помогают предотвратить возможные нарушения при формировании в дальнейшем письменной речи.

Публикации по теме:

Развитие художественных способностей у детей раннего возраста. Развитие зрительного восприятия формыРазвитие художественных способностей у детей раннего возраста. Развитие зрительного восприятия формы Ранний возраст – период, когда зарождаются продуктивные виды деятельности ребенка, в частности - рисование. Их возникновение также тесно.

Дидактические игры для развития фонематического восприятияДидактические игры для развития фонематического восприятия Дидактические игры для развития фонематического восприятия Для детей старшей логопедической группы «КТО Я ТАКОЙ?» Цель: развитие фонематического.

Дидактические игры на развитие фонематического восприятия в средней группе детей с ОВЗДидактические игры на развитие фонематического восприятия в средней группе детей с ОВЗ Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный.

Игры на развитие фонематического слухаИгры на развитие фонематического слуха Умение различать фонемы без визуализации букв, определение звукового состава слова называется фонематическим слухом. Этот навык лежит в.

Игры для развития слухового внимания и фонематического восприятияИгры для развития слухового внимания и фонематического восприятия Игры для развития слухового внимания и фонематического восприятия Исправление недостатков звукопроизношения у детей заключается в постановке.

Игры на развитие фонематического слуха Красный – белый Цель. Нахождение звука в словах, воспринятых на слух. Оборудование. По два кружка на каждого ребёнка (красный и зелёный).

Консультация «Работа над развитием звукопроизношения и фонематического восприятия в младшей группе» В этой группе занятия проводятся фронтально. Подготовительные упражнения для развития пластичности и подвижности языка даются в профилактических.

Развитие фонематического восприятия у детей 6–7 летРазвитие фонематического восприятия у детей 6–7 лет Развитие фонематического восприятия у детей 6-7 лет Слух является непременным условием формирования речи. Ребёнок начинает говорить благодаря.

Развитие восприятия цвета у дошкольников Цвет-мощное средство эмоционального воздействия на человека. Нельзя недооценивать роль цветового восприятия в развитии и формировании детской.

Развитие восприятия цвета у младших дошкольников посредством использования разноцветных карточекРазвитие восприятия цвета у младших дошкольников посредством использования разноцветных карточек Цвет является значимым свойством объектов окружающего мира. Цвет нельзя выделить практическим путем, в ходе действий с предметами, как,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие фонематического восприятия у дошкольников
Опубликовано: 17 февраля 2021 в 08:56
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД