Марина Пермякова
Занятие по развитию фонематического восприятия с использованием ИКТ в группе для детей с ЗПР 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 55 «УЛЫБКА»
(МБДОУ д/с № 55 «Улыбка»)
Непосредственно образовательная деятельность
по развитию речевого (фонематического) восприятия
в группе компенсирующей направленности для детей
с задержкой психического развития
старшего дошкольного возраста с 5-6 лет
Бинарное занятие
Тема: «Звуки [М], [М’]. Буква М.»
Составили и провели:
Учитель-логопед:
Публикация «Занятие по развитию фонематического восприятия с использованием ИКТ в группе для детей с ЗПР 5–6 лет» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие фонематического слуха
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2013
Пермякова М. Г.
учитель – дефектолог
Савчук И. Л.
г. Сургут
2013г.
Тема: «Звуки [М], [М’]. Буква М.»
Цели:
Коррекционно – образовательные:
• продолжать знакомить с согласными звуками [М], [М’] и их условным обозначением;
• уточнить артикуляцию звуков [М], [ М’];
• дифференцировать звуки на слух и в произношении;
• закреплять умение определять место звука в словах и обозначать на схеме, используя условные обозначения;
• учить соотносить звук и букву.
Коррекционно – развивающие :
• слуховую память, внимание, восприятие;
• умение концентрировать внимание;
• артикуляционную, мелкую, общую моторику, речевое дыхание.
Коррекционно – воспитательные :
• желание помогать друг другу;
• формировать навык самоконтроля;
• интерес к играм со звуками.
Оборудование: компьютер; слайды с персонажами; мультимедийные задания; диск «Музыка с мамой» Е. Железнова. Воздушные шары синего и зеленого цвета; корзинки синего и зеленого цвета, картинный материал; фасоль для дорожки; телеграмма; схемы слов, конфеты.
Ход занятия.
I. Организационный момент. (Слайд №3)
Здравствуйте ребята, вы знакомы с котом Леопольдом? Сегодня он хотел прийти к вам в гости, но его перехватили хитрые мыши. На своем пиратском корабле, они увезли его на остров, а нам прислали телеграмму.
Текст телеграммы
«Мы взяли в плен кота Леопольда. Привезите на наш остров конфет, и мы отпустим Леопольда. С помощью карты вы сможете найти наш остров»
Ух, какие мыши хитрые! Ну что ребята, отправимся в путешествие, выручать нашего друга?
II. Основная часть.
Отправляемся в веселое путешествие на корабле. Послушайте, как шумит море, и волны играют с ракушками. И мы поиграем.
1. Развитие мелкой моторики. Упражнение «Ракушки». (Слайд №4)
Е. Железнова (Музыка с мамой) «Ракушки».
«Пять маленьких ракушек - скорей на них смотри. Ших, волна сказала: «Осталось только три». Три маленьких ракушки лежат в морской траве. Ших, волна сказала: «Осталось только две». Две маленьких ракушки - опять бежит волна. Ших, волна сказала: «Ракушечка - одна». Последняя ракушка лежит перед тобой. Ших, волна сказала: «Нет больше ни одной».
2. Дыхательная гимнастика. Упражнение «Паруса». (Слайд №5)
Чтобы наш корабль шел быстрее, дружно поднимем паруса. Сделаем глубокий вдох и подуем.
3. Артикуляционная гимнастика.
Посмотрите, ребята, мы с вами приплыли на остров. Но это необычный остров. Где же искать кота Леопольда? Чтобы найти на острове нашего друга, хитрые мыши приготовили для нас различные игры и задания. На острове есть много кривых зеркал. Посмотрите, кто это в зеркале?
Упражнения:
«Лягушка» (Слайд №6)
Лягушка-квакушка
Улыбка до ушей!
Веселая подружка
И рыбок и мышей.
«Хоботок»
В гости к нам пришел слоненок- (Слайд №7)
Удивительный ребенок.
На слоненка посмотри-
Губы хоботом тяни.
«Заборчик» (Слайд №8)
Наши губки улыбнулись,
Прямо к ушкам потянулись.
Ты попробуй «И-и-и» скажи,
Свой заборчик покажи.
«Горка» (Слайд №9)
Спинка язычка сейчас
Станет горочкой у нас.
Ну-ка, горка, поднимись!
Мы помчимся с горки вниз!
4. Характеристика звуков. (Слайд №10)
Как много на острове пальм с кокосами! Я сорвала для вас два кокоса. Ой, а что это на них? Ребята, да это же загадки».
1. Волны катит на просторе
К берегам песчаным (море)
Какой первый звук в слове море?
Расскажите об этом звуке, – какой это звук? (Согласный, твердый, звонкий, обозначаем, синим цветом).
2. Зверь мохнатый любит мёд.
Если что-то не поймёт,
Может дико зареветь,
Потому что он (медведь)
Какой первый звук в слове медведь?
Расскажите об этом звуке, – какой это звук? (Согласный, мягкий, звонкий, обозначаем, синим цветом).
Отправляемся дальше по тропинке.
5. Развитие фонематического восприятия.
Ребята, посмотрите, что я нашла на острове! Какого цвета шарики? Ребята у каждого из вас шарики синего и зеленого цвета? Мы сможем продолжить путь, если правильно выполним задание. Если среди других звуков вы услышите твердый звук М - поднимите синий шарик, если мягкий звук МЬ - шарик зеленого цвета. А теперь найдем звуки М и МЬ среди слогов». Молодцы, ребята, вы справились с этим заданием.
6. Дифференциация звуков.
На острове живут шустрые обезьянки. Играя, они раскидали все картинки. Нам нужно их собрать. Картинки с твердым звуком М мы положим в синюю корзинку, а с мягким звуком МЬ - в зеленую.
7. Физ. минутка
«Обезьянки».
Е. Железнова (Музыка с мамой) «Обезьянки».
Обезьянки вышли погулять,
Обезьянки стали танцевать,
Одна из них пошла домой поспать,
Потому что ей надоело танцевать.
8. Определение места звука в слове. (Слайды №11, №12, №13)
А вот и наши хитрые мыши. Задумали нас запутать. Перепутали стрелки-указатели. Как же мы теперь пойдем? Как дорогу мы найдем! Чтобы отыскать нужную стрелку-указатель, нужно к каждой из стрелок подставить картинки. К первой стрелке – картинки со звуком М - в начале слова, ко второй со звуком М в середине слова, к третьей стрелке – указателю - со звуком М - в конце слова. Также со звуком МЬ. Молодцы, ребята! Нужная стрелочка мигает и указывает нам дорогу.
9. Игры с буквами. (Слайд №14, №15, №16)
Вот и высокий замок виден, где мыши спрятали Леопольда. Мыши высыпали на дорогу к замку камешки из мешка. А мы с вами, ребята, из этих камней проложим тропинку к замку. (Буква из фасоли - камешки). На воротах висит замок, нам надо его открыть. Сложим букву, и замочек откроется.
(Слайд №17) А вот и наш кот Леопольд! Он так рад встрече с вами ребята. Нам удалось справиться с заданиями мышей. А хитрые мыши уже дрожат от страха. И им тоже хочется подарков. Простим их, ребята? А что говорит всегда Леопольд? («Ребята, давайте жить дружно!»). Молодцы, ребята! А мы угостим его и мышей конфетами, которые мы привезли на нашем корабле в большом сундуке.
10. Итог занятия.
Ребята, вам понравилось путешествие? Как мы помогали коту Леопольду? Какие задания вам понравились? Какие задания для вас были трудными? Хотели бы вы отправиться в путешествие еще раз?