Получи документы

Развитие художественного восприятия у детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства

татьяна алексеева
Развитие художественного восприятия у детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства

Развитие художественного восприятия у детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства

Алексеева Татьяна Григорьевна, воспитатель первой квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад №141 «Пилеш» г. Чебоксары

xonurik@mail.ru

Аннотация

Предмет. Художественное восприятие у детей старшего дошкольного возраста

Публикация «Развитие художественного восприятия у детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства» размещена в разделах

Цель. Разработка системы работы по развитию художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста

Результаты. В результате планомерно проводимой работы по ознакомлению народным декоративно-прикладным искусством уровень художественного восприятия дошкольников значительно вырос. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге и объёмных предметах.

Вывод. Сделан вывод о том, что значение ознакомления дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством в детском саду, является интересной и многогранной темой, она помогает развивать не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, своей стране. Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством дошкольников заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка.

Ключевые слова: художественное восприятие

Раскрывая понятие художественного восприятия, многочисленные психолого-педагогические источники трактуют его с разных позиций. Наиболее точно и полно раскрывают его такие авторы как О. А. Соломенникова, Т. Г. Казакова, З. А. Богатеева говоря о том, что художественное восприятие – это процесс формирования целостного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и действительности.

На сегодняшний день федеральный государственный стандарт дошкольного образования диктует новые принципы воспитания и развития, в том числе и к художественному развитию, говоря о том, что художественно-эстетическое развитие предполагает восприятие художественной литературы, и фольклора; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, музыкальной и др.).

Решая задачи художественно-эстетического развития, мной было решено, оптимально использовать народное декоративно-прикладное искусство, которое будет направлено на развитие художественного восприятия детей. Знакомство детей с народными промыслами, мастерством народных умельцев и русским фольклором, позволит детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.

Целью моей углубленной работы стало: разработка системы работы по развитию художественного восприятия детей.

Поставленная цель решалась через следующие задачи:

образовательные: познакомить детей с художественными росписями народных умельцев; развивать способности различать стили в декоративном искусстве и использовать их отдельные элементы в своём творчестве;

развивающие : совершенствовать технические навыки в рисовании кистью (легко касаться бумаги, делая точки, действовать всей поверхностью кисти, проводя полосы, мазки); развивать творческие способности детей; развивать чувство композиции в связи с построением узора на различных формах; развивать чувство цвета;

воспитательные : способствовать развитию роста интереса детей к народному творчеству; повышения художественной, творческой активности у детей; способствовать формированию эстетического вкуса и эстетического идеала; способствовать развитию у детей чувства прекрасного; воспитания в детях любви к Родине, уважение к труду людей, создающих эту красоту; способствовать формированию художественного вкуса детей.

Для достижения поставленных целей и задач по данной теме, мной определены направления работы:

1. Составление перспективно-тематического планирования по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством.

2. Разработка серии сценариев по декоративному рисованию.

3. Составление плана работы с родителями.

Первое с чего началась моя работа - это создание предметно-пространственной среды, которая в себя включает:

- центр практической деятельности (столы, мольберт);

-создание и оформление мини-музея «Полка-красоты» (уголок старины и предметов искусства). Данный музей периодически обновляется в зависимости от изучения вида ДПИ.

С последовательностью моей работы ознакомления детей с различными видами ДПИ предлагаю познакомиться на примере хохломской росписи.

На первом этапе идет знакомство с хохломской посудой. Мы с ребятами рассматриваем ложки, вазы, тарелки с хохломской росписью, знакомимся с материалом, фактурой, узором. Знакомство проходит с использованием компьютерных презентаций которые рассказывают об истории возникновения промысла.

Рассматривание хохломской росписи

Далее идет оформление мини- музея «Полки красоты», куда ставится вся хохломская посуда. Дети могут самостоятельно потрогать ее, при желании используют как образец при рисовании, лепке, аппликации.

«Полка красоты»

Следующим этапом является непосредственно-образовательная деятельность по ознакомлению с хохломской росписью, во время которой дети украшают бумажные тарелки элементами хохломской росписи. В конце занятия организуется выставка детских работ.

Выставка детских работ по аппликации «Хохломская роспись»

Наряду с традиционными (аппликация, рисование красками, я также использую и нетрадиционные техники рисования при работе по ознакомлению с элементами ДПИ. Например, рисование пластилиновыми жгутиками (на приготовленную основу (тарелки черного цвета с красной каймой) наносится хохломской узор пластилиновыми жгутиками зеленого, красного и желтого цветов. Жгутики изготавливаются при помощи шприца, опущенного на некоторое время в горячую воду, затем пластилин выдавливается из него).

Оформление бумажных тарелок пластилиновыми жгутиками

Для закрепления полученных знаний я использую дидактические игры по разным видам росписи: например, «Найди пару», «Составь узор», «Узнай элементы узора» и т. д.

С целью приобщения к народному декоративно-прикладному искусству использую разнообразные формы работы с детьми:

развлечения (например, «Ярмарка», «В гостях у мастера» и т. д.);

• праздники, как форма коллективной работы;

• экскурсии (по Арбату). Данная форма работы организуется совместно с родителями.

Тесное сотрудничество с семьями воспитанников имеет большое значение в моей работе. В группе для родителей организуются индивидуальные и групповые консультации, информационные стенды, например, на тему «Значение народной игрушки в воспитании детей», выставки «Дымковская игрушка», «Золотая хохлома», мастер- классы на тему «Народное творчество в саду и дома», где родители самостоятельно украшают глиняные игрушки.

В результате планомерно проводимой работы по ознакомлению народным декоративно-прикладным искусством уровень художественного восприятия дошкольников значительно вырос. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге и объёмных предметах.

Таким образом, значение ознакомления дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством в детском саду, является интересной и многогранной темой, она помогает развивать не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, своей стране. Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством дошкольников заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка.

Литература:

1. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой М. А. Васильевой. -3-е изд. испр. и дом. М. : Мозаика-синтез, 2014. – 368 с.

2. Казакова Т. Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб. пособие для студентов вузов. — М. : Гуманитар. ид. центр ВЛАДОС. — 2006. — 255с.

Публикации по теме:

Развитие творческих способностей детей средствами декоративно-прикладного искусства «Развитие творческих способностей детей средствами декоративно – прикладного искусства» Ишеева Людмила Вадимовна Воспитатель высшей категории.

Воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами региональной культуры и искусства Все мы, родители и педагоги, хотели бы видеть своих детей счастливыми, эмоционально-благополучными, преуспевающими в делах, учебе, ответствен-ными,.

Формирование художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста на материале изобразительного искусства Изобразительная деятельность детей старшего дошкольного возраста, определяется развитием психических процессов, опытом познания окружающего.

Конспект досуга по ознакомлению детей с предметами декоративно-прикладного искусства «В русской горнице» в старшей группе Цель: • Закрепить у детей знания о народных промыслах: дымковском, хохломском. Познакомить детей с гжельской росписью, расширить знания.

Особенности восприятия детьми произведений декоративно-прикладного искусства. Значение приобщения детей к ДПИОсобенности восприятия детьми произведений декоративно-прикладного искусства. Значение приобщения детей к ДПИ Воспитатель ИЗО МБДОУ № 51 : Леснюк С. В. г. Невинномысск Важную роль народное искусство играет в воспитании детей дошкольного возраста.

Проект «Приобщение детей к культуре и быту народов ханты и манси посредством народного декоративно-прикладного искусства» Проект «Приобщение детей к культуре и быту народов ханты и манси через народное декоративно – прикладное искусство». Данный проект включает.

Развитие зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушение зрения, средствами конструирования Дети, с которыми я работаю – это дети с особыми образовательными потребностями, имеющие различные заболевания глаз: косоглазие, амблиопию,.

Реферат «Эстетическое воспитание дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства в условиях ФГОС» Содержание Введение ….3 Глава 1. Сущность эстетического воспитания ….5 1.1 Понятие эстетического воспитания.

Особенности декоративно-прикладного искусства Урала Сообщение на тему: «Особенности декоративно – прикладного искусства Урала» Могут руки людей сделать чудо любое: И по белому полю можно.

Уголок народного декоративно-прикладного искусстваУголок народного декоративно-прикладного искусства Уголок народного декоративно-прикладного искусстваВведение Народное декоративно-прикладное искусство нашей страны – неотъемлемая часть культуры.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие художественного восприятия у детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства
Опубликовано: 21 января 2019 в 09:26
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД