Марина Красноруцкая
Проект «Развитие интереса к изодеятельности у старших дошкольников посредством использования нетрадиционных техник рисования»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие интереса к изобразительной деятельности у старших дошкольников посредством использования нетрадиционных техник рисования
Паспорт проекта
Тип проекта : Практико-ориентированный творческий
долгосрочный (сентябрь 2015 –май 2016)
коллективный
Участники: дети, родители, педагоги ДОУ
Публикация «Проект „Развитие интереса к изодеятельности у старших дошкольников посредством использования нетрадиционных техник рисования“» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- ИЗО. Проекты, проектная деятельность
- Нетрадиционные техники рисования
- Нетрадиционные техники рисования. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Рисование. Все материалы
- Старшая группа
- Темочки
Художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Эстетическое развитие является результатом эстетического воспитания. Составляющей этого процесса становится художественное образование - процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству.
«Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)».
См. пункт 2.6. ФГОС ДО.
Цель проекта :
Выявить влияние нетрадиционных техник рисования на развитие интереса к изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза:
Развитию интереса к изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста может способствовать использование нетрадиционных техник рисования.
Задачи проекта :
Раскрыть возможности использования нетрадиционных техник рисования в процессе развития интереса к изобразительной деятельности;
Апробировать систему работы, направленную на развитие интереса к изобразительной деятельности у старших дошкольников;
Конкретизировать и уточнить критерии диагностики уровней развития интереса к изобразительной деятельности у старших дошкольников;
Подобрать диагностические методики для изучения уровней развития я интереса к изобразительной деятельности у старших дошкольников;
Объект:
Процесс развития интереса к изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет:
Использование нетрадиционных техник рисования как условие развития интереса к изобразительной деятельности у старших дошкольников.
Ожидаемый результат проекта :
Для детей:
Повышение активности каждого ребёнка - участника проекта в использовании нетрадиционных техник и материалов в самостоятельной деятельности.
Проявление устойчивого интереса к изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Развитие сенсорных умений, мелкой моторики.
Для родителей:
Способствовать самореализации личности ребёнка в художественном творчестве, стимулировать стремление быть оригинальным в выборе средств своего замысла, давать оценку продуктам своей и чужой деятельности.
Для педагогов:
Используйте разные формы художественной деятельности: коллективное творчество, самостоятельную и игровую деятельность детей по освоению нетрадиционных техник изображения
Повышайте свой профессиональный уровень и мастерство через ознакомление, и овладение новыми нетрадиционными способами и приемами изображения
В планирование занятий по изобразительной деятельности соблюдайте систему и преемственность использования нетрадиционных изобразительных техник, учитывая возрастные и индивидуальные способности детей.
III основных этапа практической работы:
I этап – подготовительный:
•Создание творческой группы для разработки проекта.
•Составление анкеты для родителей, воспитателей.
•Разработка сценария, развлечений.
•Создание соответствующей развивающей среды.
II этап – основной:
•Подобрать художественное слово, пальчиковую гимнастику, дидактические игры;
•Внедрить в занятие по рисованию нетрадиционные техники рисования;
•Проведение групповых и индивидуальных занятий, внесение коррективов в план работы.
III – заключительный:
Продиагностировать развитие художественно-творческих способностей детей.
Ключевые события:
Интегрированная деятельность
Индивидуальная работа с ребенком
Сюрпризные моменты,
постановка проблемной ситуации
Тематические развлечения
Продуктивная деятельность
Музыкально-творческая постановка
Нетрадиционные изобразительные техники - это эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы создания художественного образа, композиции и колорита, позволяющие обеспечить наибольшую выразительность образа в творческой работе, чтобы у детей не создавалось шаблона.
Проблемой развития детского изобразительного творчества занимались А. В. Бакушинский, Д. Б. Богоявленская, А. А. Венгер, Н. А. Ветлугина, Т. Г. Казакова, Т. С. Комарова, А. В. Рождественская и др. В работах исследователей подчеркивается, что изобразительная деятельность вызывает большой интерес, удовлетворяет потребности ребенка в самостоятельности, в возможности что – то сделать своими руками, выразить себя в творчестве. Вместе с тем эта деятельность имеет большое значение для всестороннего развития ребенка. Поэтому так важно поддерживать интерес к изобразительной деятельности на протяжении дошкольного детства.
Одним из условий развития интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста может явиться использование нетрадиционных техник рисования. Использование нетрадиционных техник рисования вызывает у детей удивление, рождает оригинальные идеи, развивает фантазию и воображение.
Рисование в технике «по мокрому»
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая позволяет приобщить к творчеству не только детей, но и взрослых.
Рисовать по мокрому листу могут как старшие, так и младшие дошкольники.
Альбомный лист смачивают толстой кисточкой для рисования или губкой. Рисуют по мокрому листу легкими прикосновениями кисточки. При касании кисточкой с краской к мокрому листу, краска должна растекаться примерно на 1-2 сантиметра в диаметре вокруг кисточки.
Если краска не растекается, значит, лист не достаточно смочили. Если краска растекается очень сильно, значит, лишнюю воду нужно убрать сухой кистью или губкой.
При рисовании по мокрому листу на начальном этапе нужно дать ребенку возможность повозиться с красками, почувствовать нажим и увидеть результат.
Такой способ работы позволяет получить легкие, прозрачные цвета с мягкими переходами. Рисовать по мокрому листу можно все, что подскажет фантазия ребенка.
Монотипия пейзажная
Монотипия считается одной из простейших нетрадиционных техник рисования (от греческого monos - один, единый и tupos - отпечаток).
Это простая, но удивительная техника рисования красками (акварелью, гуашью и пр.) . Она заключается в том, что рисунок рисуется на одной стороне поверхности и отпечатывается на другую.
Полученный отпечаток всегда уникален, т. к. создать две одинаковых работы невозможно. Полученные кляксы можно оставить в первоначальном виде, или продумать подходящий образ и дорисовать недостающие детали. Количество красок в монотипии - любое.
Для рисования в технике «Монотипия» нам понадобится: плотная бумага любого цвета, гуашевые или акварельные краски, кисти, банка с водой, салфетки.
Самая простая техника монотипии для детей – это когда на одной половинке листа нарисовать все, что душе угодно, а потом согнуть бумагу пополам и получить зеркальное отражение картинки.
Лист бумаги сложить пополам
На одной половине листа нарисовать половину изображаемого предмета и опять сложить лист бумаги для получения отпечатка
Затем развернуть лист, и дорисовать рисунок, если это требуется.
Рисование ладошками
Мои детки очень любят рисовать. А если они рисуют необычным способом, то это их приводит просто в восторг. Рисование ладошками -это еще один из способов изображения окружающего мира. Рисовать с детьми ладошками я начинаю с раннего возраста. Они еще не умеют рисовать кисточкой и ладошка или пальчик самый оптимальный способ для маленького ребенка. Краску для малышей нужно наливать в плоское блюдце, чтобы ребенок мог легко обмакивать ладошки. С 5-ти летнего возраста дети ладошку уже могут раскрашивать кисточкой. На таких занятиях дети знакомятся со свойствами красок, с цветом, развивают художественный вкус, пространственное воображение. В процессе рисования ладошками происходит развитие мелкой моторики, сенсорики, цветовосприятия. С помощью ладошек можно создавать любые абстракции, рисовать сюжетные картинки. Переварачивая ладошку по разному, можно дорисовывать разные детали и воплощать любые задумки, наслаждаясь цветом.
Рисование восковыми мелками
Ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.
Кляксография
Кляксография- это методы размазывания
и разбрызгивания краски на листе бумаги
1 способ:
Набираем краску на кисть (побольше-побольше)
начинаем разбрызгивать ее, слегка ударяя кисть о палец или руку (можно просто встряхивать кисточкой)
На листе появится множество мелких и средних капелек.
2 способ:
Набираем краску на кисточку, ставим капельку на лист, делая небольшое пятно-капельку
Затем это пятно дуем из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги.
Рисование зубной щеткой
с использованием техники «набрызг»
Техника «набрызг» - разбрызгивание капель с которым в детском саду справляется зубная щетка, линейка или кусочек картона. Зубной щеткой набираем краску и линейкой проводим по поверхности щетки по направлению к себе. Темы для рисования могут быть совершенно любые.
Рисование свечкой
Углом восковой свечи на белой бумаги рисуется изображение (сугроб, дерево, снеговик, падающие снежинки)
Затем кистью на все изображение наносится краска
Вследствие того, что краска не ложится на жирное изображение свечой – рисунок, как бы появляется внезапно перед глазами у ребят.
ВЫВОД: Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку выразить в своих рисунках свое впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения их творческих способностей. Изобразительная деятельность, в частности, детское рисование является прекрасным средством не только эстетического развития, но и дает большие возможности для развития мелкой моторики рук.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребёнка. В дошкольном возрасте все дети любят рисовать, но рисование должно быть не самоцелью, а средством познания окружающего мира. Рисуя, ребёнок развивает определё нные способности: зрительную оценку формы, умение ориентироваться в пространстве, чувствовать цвета. Развиваются также специальные умения и навыки: зрительно-моторная координация, свободное владение кистью руки, что очень поможет будущему школьнику. Кроме того, занятия по рисованию доставляют детям радость, создают положительный настрой. Рисование оказывает влияние на то, что принято называть «мелкой моторикой», то есть ребенок развивает кисти рук, пальцы. Это тонкие координации, которые с одной стороны укрепляют связи между нейронами мозга и нервами в кистях. С другой же стороны — обратные сигналы от непослушных еще пальцев заставляют мозг обрабатывать новые массивы информации и, следовательно, развиваться. Развитие мелкой моторики рук дошкольников - это одна из основных задач воспитателя, ведь тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие речи ребенка. Использование прописей не всегда интересно дошкольникам, а вот использование нетрадиционных техник рисования стимулирует их активность. Все необычное привлекает внимание детей, заставляет их удивляться. У ребят развивается вкус к познанию нового, исследованиям, эксперименту. Дети начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, обогащается и активизируется их словарный запас. Каждый ребенок по своей природе - творец. Но, как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Создавая условия побуждающие ребенка к занятиям искусством можно раскрыть эти дремлющие до поры до времени творческие наклонности. Одним из приемов направленных на создание условий для творческого самовыражения ребенка, является организация работы с детьми с применением способов нетрадиционного рисования. Этот вид рисования привлекает своей простотой, доступностью, раскрывает105 возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. Главное в работе педагога, чтобы занятия, проводимые ими, приносили детям только положительные эмоции. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, - это будет подкреплять его уверенность в собственные силы. Причем, огромное значение при этом отводится применению нетрадиционных техник рисования. Дети рисуют пальчиками, ладошками, используют различные материалы для рисования : губку, ватные палочки, воск и многое другое. А это в свою очередь положительно сказывается на развитии их мелкой моторики. У детей развивается мускулатура пальцев, формируется сила и точность движений, улучшаются тонкие движения пальцев и кисти, закрепляются навыки осязательного обследования. Мы считаем, что использование нетрадиционных техник рисования помогает раскрепостить детей, вселить в них ту самую уверенность в своем умении, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге.
Нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка, развивает фантазию, воображение, мелкую моторику рук. «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок", – утверждал В. А. Сухомлинский. Применение нетрадиционных техник рисования способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах применения. Учить детей рисовать можно не только красками, карандашами, фломастерами, но и подкрашенной мыльной пеной, свечой, использовать клей для рисования. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования. Вот почему так важны в дошкольном возрасте занятия изобразительной деятельностью. Как известно, дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники изображения позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами. Это дает толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности [4]. Для проведения экспериментального исследования нами был подобран комплекс специальных заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук дошкольников на занятиях изобразительной деятельности. Важными условиями при разработке данных заданий и упражнений было создание благоприятных условий, способствующих развитию мелкой моторики детей, а так же соответствие их сложности уровню развития мелкой моторики дошкольников. На данных занятиях дети рисовали ладошками, ватными палочками, использовалось пластилиновое рисование. Дети с удовольствием рисовали, им было интересно непривычным для них способом изобретать что-то новое. И как оказалось, это положительно отразилось не только на развитии мелкой моторики детей, но и на общем развитии дошкольников, их интеллектуальной и эмоциональной сферах.
Таким образом, рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес. Их использование способствует интеллектуальному развитию ребенка, коррекции психических процессов и личностной106 сферы дошкольников. Они овладевают многими практическими навыками, которые позднее будут нужны для выполнения самых разнообразных работ, приобретают ручную умелость, которая позволит им чувствовать себя самостоятельными. Освоение трудовых умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. У детей воспитываются умения трудиться и добиваться желаемого результата. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые эмоции. Эмоции – это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, повергает в уныние, волнует ребенка, что характеризует его сущность, характер, индивидуальность. Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребенок начинает лучше понимать чувства других, учится преодолевать робость, страх перед рисованием, перед тем, что ничего не получится. Он уверен, что получится, и получится красиво. Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес, к рисованию начиная с младшего возраста, необходимо использовать нетрадиционные способы изображения. Такое нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов, в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Необычные способы рисования так увлекают детей, что происходит, так называемый «бунт» эмоций. Именно этих положительных моментов в жизни малышей должно быть как можно больше, так как в современной жизни очень много негатива. Это легко увидеть в рисунках наших детей, которые часто используют темные краски.