Папки-передвижки

Развитие интереса к трудовой деятельности у старших дошкольников как фактор готовности к школьному обучению

Татьяна Кузнецова
Развитие интереса к трудовой деятельности у старших дошкольников как фактор готовности к школьному обучению

Проблема готовности дошкольников к предстоящему обучению в школе отнюдь не нова, она всегда находилась в центре внимания педагогов и психологов с тех пор, как появились общественные учебные заведения. Однако ее решение неизменно меняется в зависимости от новых тенденций в самой системе образования, которые в свою очередь отражают изменения, происходящие в общественном сознании. Характерные для последних лет перемены в содержании и структуре системы образования обострили проблему качественной подготовки ребенка к школе. Успешная адаптация ребенка к школьной жизни в значительной степени определяется готовностью к школьному обучению, сформированной в период дошкольного детства.

Публикация «Развитие интереса к трудовой деятельности у старших дошкольников как фактор готовности к школьному обучению» размещена в разделах

Теоретический анализ данной проблемы показал, что психолого-педагогическая готовность к школе в современных условиях рассматривается, прежде всего, как готовность к школьному обучению или учебной деятельности. Этот подход основан на периодизации психического развития ребенка и смены ведущих видов деятельности, то есть это переход от игровой деятельности – к учебной [1]. Учёные подчёркивают, что степень готовности к школе – это в значительной мере вопрос социальной зрелости ребёнка, которая проявляется в стремлении занять новое место в обществе, выполнять общественно значимую и общественно оцениваемую деятельность. Приступая к школьному обучению, ребёнок должен быть готов не только к усвоению знаний, но и к кардинальной перестройке всего образа жизни.

Согласно Л. С. Выготскому, обучение в школе расценивается взрослыми как труд, который ценится, его нельзя пропустить или отменить, как, например, поход в детский сад. В дошкольном возрасте ребенок еще играет, в младшем школьном возрасте он уже учится – трудится, получая знания. В исследованиях Е. А. Климова показано, что именно в дошкольном возрасте в процессе игры у ребенка развиваются предпосылки качеств субъекта труда, которые впоследствии окажут влияние на становление его трудовых отношений [2].

К поступлению ребенка в школу у него формируются следующие качества субъекта труда : складываются определенные представления о труде и профессиях взрослых; формируются отдельные трудовые умения и навыки; усваиваются мотивы выполнения трудовых поручений; развивается способность удерживать и самостоятельно ставить цель деятельности; формируются некоторые личностные качества, обеспечивающие успешность трудовой деятельности, такие, как: трудолюбие, настойчивость, целеустремленность [3]. Такая активная позиция ребенка, где максимально проявляется его самостоятельность, инициативность, произвольность, способствует формированию внутренней позиции школьника, самостоятельному стремлению удовлетворения возникающей познавательной потребности [1]. Активность ребенка в поисках и получении знания позволяет ему быстрее адаптироваться к нормам и требованиям школьной жизни, учиться с удовольствием.

Подготовка к школе предполагает целенаправленно организованное, основанное на знании закономерностей психического развития и возрастных особенностей, потребностей ребенка, педагогическое руководство деятельностью ребенка (учебной, игровой, трудовой, в процессе которой происходит развитие внутренних сил ребенка - мышления, нравственно-волевых качеств, творческой активности, навыков культуры поведения, формируются предпосылки учебной деятельности, осуществляется физический и духовный рост ребенка.

Однако, изучение практического материала показывает, что формирование школьной готовности через организацию детской трудовой деятельности не находит должного воплощения в практике работы дошкольных образовательных учреждений. При существующем многообразии образовательных программ, реализуемых в детских садах, главным в деятельности педагогов остается стремление осуществить программные требования, добиться, чтобы дети усвоили сумму знаний и умений, которые определены часто без учета реального уровня развития детей. Тогда как значение труда заключается в воспитательном воздействии на личность ребенка, удовлетворении потребности в совместной деятельности, способствующей развитию индивидуальных качеств, школьной зрелости [4]. Самостоятельность и активность ребенка теряется в непрерывном потоке знаний извне, перекрывая канал формирования знаний изнутри, по собственному желанию и воле. Ребенок остается объектом воздействия, но не полноправным субъектом образовательного процесса.

Возможные причин сложившегося положения могут заключаться в отсутствии четких ориентиров в методике руководства трудовой деятельностью дошкольников с учетом обновления содержания приобщения детей к труду в образовательном процессе детского сада, а так же в недостаточности знаний педагогов о механизмах формирования школьной зрелости у детей старшего дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности. Поэтому современная ситуация формирует необходимость обновления подходов к организации трудовой деятельности дошкольников, поиска актуальных методов и средств, способствующих эффективному развитию их индивидуальности.

Мы полагаем, что для решения задач формирования готовности к школе педагогический процесс в детском саду необходимо целенаправленно ориентировать на неуклонное обогащение самостоятельного детского опыта, создавая условия для проявления субъектной позиции ребенка в учебной деятельности, в общении и познании. Это возможно достигнуть путем конструирования педагогического процесса на основе принципов интеграции образовательного содержания, взаимосвязи и взаимодополняемости разных видов детской деятельности, их единой направленности на развитие самостоятельности, инициативы, творчества, сотрудничества и социальных устремлений дошкольников.

Формирование активной целеустремленной личности на ранних этапах ее развития, способной к самореализации, творчеству, удовлетворению своих интересов в избранном деле и к самосовершенствованию возможно через воспитание человека как субъекта труда, субъекта, ответственного за процесс восприятия и усвоения нового учебного материала, применение его на практике. Все эти факторы будут способствовать формированию школьной зрелости у будущего первоклассника, и являться профилактикой социальной дезадаптации ребенка при поступлении в 1 класс.

Литература:

1. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. М., МГУ, 1996. – 64 с.

2. Истратова О. Н., Кузнецова Т. С. Возможности формирования предпосылок качеств субъекта труда при подготовке ребенка к школе; Известия ЮФУ. Технические науки. – Научно-технический и прикладной журнал № 10 (135). 2012г. Тематический выпуск: Педагогика и психология.

3. Климов Е. А. Психолоrия профессиональноr о самоопределения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М. : Издательский центр «Академия», 2004. – 304 с.

4. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников : Учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Н. К. Ледовских, В. Д. Калишенко и др. ; Под ред. С. А. Козловой. – М. : Издательский центр «Академия», 2002. – 192 с.

Публикации по теме:

Анализ интеллектуальной готовности к школьному обучению В последнее время уделяется много внимания вопросу о выделении детей, не готовых к школьному обучению и имеющих трудности школьной адаптации.

Формирование у детей старшего дошкольного возраста готовности к школьному обучению Формирование у детей старшего дошкольного возраста готовности к школьному обучению через реализацию тематических проектов и связь с социумом.

Основные аспекты готовности ребенка к школьному обучению Физиологическая готовность ребенка к школе. Этот аспект означает, что ребенок должен быть готов к обучению в школе физически. То есть состояние.

Воспитание общественной направленности трудовой деятельности у старших дошкольников Совершенствование процесса трудового воспитания начиная с дошкольной ступени – одна из важнейших задач образования. Семья является естественной.

Формирование психологической готовности к школьному обучению у мальчиков и девочек Статья в сборнике "Актуальные проблемы психологии и педагогики в современном образовании" Материалы III международной научно-практической.

Формирование готовности дошкольника к школьному обучению Я хочу поделиться своей статьей, с которой я выступала на Всероссийской научно-практической конференции Формирование готовности дошкольника.

Консультация для родителей «Психологические аспекты готовности ребенка к школьному обучению» Поступление в школу – знаменательное и важное событие в жизни. Его ждут с нетерпением и тревогой. Вся семья надеется, что вчерашний малыш.

Консультация «Кризис семи лет и проблема готовности к школьному обучению» Современная возрастная психология, признающая качественные (а не только количественные) изменения личности ребенка в процессе его психического.

Перспективный план работы с детьми 6–7 лет по формированию готовности к школьному обучению № Мероприятие Задачи Сроки 1. Рассматривание старого Букваря, Азбуки, тетрадей, грамот, фотографий родителей. Рассказ воспитателя о своём.

Проблемы готовности к школьному обучению УДК 373. 291 Бакланова Т. Н. студентка 5 курса Тюменского Государственного Университета Институт педагогики психологии Профиль: начальное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие интереса к трудовой деятельности у старших дошкольников как фактор готовности к школьному обучению
Опубликовано: 30 сентября 2019 в 18:47
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД