светлана муканалиева
Формирование готовности дошкольника к школьному обучению
▼ Скачать + Заказать документы
Я хочу поделиться своей статьей, с которой я выступала на Всероссийской научно-практической конференции
Формирование готовности дошкольника к школьному обучению
Готовность ко бучению в школе_важнейший итог воспитания и обучения дошкольника в детском саду и в семье. Проблема готовности ребенка к школе занимает важное место в исследованиях педагогов и психологов. Одним из важных показателей готовности детей систематическому обучению является психологическая готовность. Данный вид готовности проявляются в наличии у ребенка учебной мотивации, которая помогает ему эффективно вникнуть в учебный процесс.
Публикация «Формирование готовности дошкольника к школьному обучению» размещена в разделах
Целью нашей работы стало определения уровня психологической готовности старших дошкольников к систематическому обучению в школе Исследование проводилось с опорой на программу (Н. И. Гуткина, составляющую из трех основных блоков, каждый из которых включает из себя несколько методик.
С помощью таких методик, как «Сказка», «Домик», «Да и нет»,мы сделали выводы о состоянии мотивационной сферы ребенка. Для уточнения данного вывода было проведено обследование интеллектуальной и речевой сферы с помощью методик «Сапожки», «Звуковые прядки», «Последовательность событий».
Результаты эксперимента показали, что у большинства детей достаточно ярко выражена познавательная потребность,которой недостаточно для успешного обучения в школе, и только 29%обследованных детей оказались готовы к школе. В связи с этим,целью формирующего этапа эксперимента стало проведение специальной работы, направленной на формирование у старших дошкольников мотивационной готовности к обучению в школе. В формировании активность детей на занятиях. Обучение детей умению видеть и понимать умственную задачу, использование разных способов, побуждающих к творческому выполнению задания, выделения предмета познания _все это способствовало повышению познавательной активности ребенка, выступает побудительным мотивом развития навыков учебной деятельности.
План работы по формированию у старших дошкольников мотивационной готовности к обучению в школе был насыщен разнообразными видами деятельности_играм,экскурсиями,занятиями,развлечением,досугом. Ознакомление детей со школой начали с прогулки к зданию 1 сентября. Дети наблюдали за торжественной церемонией первого дня нового учебного года Следущее посещение школы было непосредственно связано с содержанием учебной работы в школе, знакомством с библиотекой, спортивным и актовым залами, наблюдением за первоклассниками.
Организованная после экскурсии сюжетно-ролевая игра «Школа»способствовала закреплению у детей знаний о школе и формировании. Интереса к обучению. Развлечение,проведенное совместно с первоклассниками, обеспечило создание у детей положительного эмоционального настроя, формирование собственного успеха. Выразить в рисунке свои впечатления, представления о школе помогло детям рисование «Чем я буду заниматься в школе»
Вся эта работа равномерно распределялась в течении 3 месяца. Повторное диагностическое обследование позволило нам сравнить полученные результаты и увидеть динамику развития мотивационной и познавательной сферы ребенка. В результате приведенной работы повысился уровень развития мотивационной и произвольной сферы. Психологически готовыми к школьному обучению в мотивационной сферы оказалось 62% детей, что выше первоначальных показателей.
В ходе проведенной работы мы увидели, что походу занятий у старших дошкольников возникают и широкие социальные мотивы учения,в частности потребность в общении со взрослым его умений и возможностей. Это происходит в следствии уважительного отношения взрослого к ребенку и в следствии развития мотивационной сферы будущего школьника и его самосознания.
Таким образом, организация социальной работы по формированию мотивации и произвольности позволяет развить или сформировать у старшего дошкольника мотивационную готовность к обучению в школе. Проведенное обследование показывает,что большинство детей обладают теми психолгическими новообразованиями, которые составляют понятие «мотивационная готовность к школе»,как одного из компонентов психологической готовности.