МААМ-картинки

Развитие интереса у дошкольников к народному искусству

Елена Куприянова
Развитие интереса у дошкольников к народному искусству

Статья

Развитие интереса у детей старшего дошкольного возраста к народному декоративному прикладному искусства

Развитие интереса у детей старшего дошкольного возраста к народному декоративному прикладному искусства

Актуальность.

Публикация «Развитие интереса у дошкольников к народному искусству» размещена в разделах

По мнению исследователей, в настоящее время все более обостряется противоречие в системе трансляции культурного опыта, что выражается в рассогласовании цели и средства, слова и чувства, мотива и поступка. В результате современная культура теряет индивидуально-личностные черты и национально-этническую самобытность, а человек утрачивает ценностные ориентиры, смысл жизни и чувство базового доверия к миру.

Выход из этой ситуации в возвращении к фундаментальным ценностям фольклорной культуры, создаваемой народом в процессе жизнеустройства и созидательного труда. Народная культура - феномен многогранный, многоаспектный, это - не столько мир предметов и связанных с ними обычаев, сколько мир вневременных по своей значимости идей, создающих целостное миросозерцание и миропонимание, наиболее значимой чертой, которого является духовность. Не случайно немецкий философ В. Шубарт писал о том, что русский народ обладает теми душевными качествами, которых нет ни у одного из европейских народов. Запад подарил человечеству самые совершенные виды техники, связи и государственного устройства, но лишил его духовности. Важной задачей отечественной педагогики является то, чтобы найти оптимальные пути эстетического воспитания детей, основанные на духовных ценностях народной культуры, и разработать эффективные способы их включения в систему образования на всех его уровнях, начиная с дошкольного.

С самого раннего возраста приобщать детей культуре русского народа, традициям. Научить детей доброте, терпению, умению помогать другим, то есть воспитывать в них те нравственные качества, которые у многих взрослых сегодня отсутствуют. Глубокий, духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, её глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и у ребёнка пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

Действительный член Российской академии образования, ректор Высшей школы народных искусств (института) В. Ф. Максимович отмечает, что невозможно воспитать: культурного человека - на антикультуре, эстетический вкус - вне эстетики и эстетического воспитания, патриотизм - на искажении истории своей Родины.

Д. С. Лихачёв обратил наше внимание на то, что русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи…Национальные отличия сохранятся и в 21веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний.

Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность, которая сможет развивать, сохранять народные традиции России.

Психолого-педагогические основы ознакомления детей старшего возраста с народным декоративным прикладным искусством

В современной эстетико-педагогической литературе взаимодействие ребёнка с народной культурой рассматривается как смысловое общение с опорой на художественный «язык» разных видов народного искусства. Уже в дошкольном детстве ребенок способен «присвоить» те человеческие мысли, чувства, идеалы, то отношение к жизни, которое выражено и опредмечено в народном искусстве. Успешность приобщения ребенка к культуре обусловливается способами восприятия мира, направленными на познание и самостоятельное создание художественной формы как универсальной способности в ее собственной эволюции (A.B. Бакушинский); предполагает не столько рационально-логическое, сколько эмоционально-образное познание жизни ; выступает средством освоения и выражения социокультурного опыта (B.C. Мухина); вызывает особое ценностное отношение к предмету или явлению, которое дает самую возможность создания художественного образа как «эстетического обобщения» и пробуждает «эстетическую позицию».

Народное декоративное прикладное искусство - результат творчества многих поколений мастеров. Оно едино в своей художественной структуре и необычайно разнообразно по своим особенностям, которые проявляются во всём, начиная с выбора и использования материала и кончая трактовкой изобразительных форм. Древнерусское искусство является предметом нашей национальной гордости. Самобытен, неповторим и бесценен его вклад в сокровищницу мировой культуры. Своими корнями оно уходит в далёкие дохристианские времена, в пору величия Киева, Чернигова, Новгорода, Суздаля, Владимира, Рязани. С тех далёких времён, благодаря археологическим раскопкам, до нас дошли эмали и серебряные браслеты, литые чаши с причудливыми орнаментами, скромные изделия безвестных мастеров. Вещи из металла были редкостью, поэтому их берегли, прятали в кладах.

Произведения искусства 10-13 веков хранят на себе отпечаток языческой символики, связанной с поклонением славян божествам неба, земли, воды (Ярило, Купала, Перун). Они создавались для украшения жилища, в память о торжественном событии, для хозяйственных нужд, на продажу, по специальному заказу.

Все произведения народного искусства создавались ручным способом, причём каждый мастер делал всё сам от начала и до конца. Двух одинаковых вещей не было. Тайны мастерства хранились и передавались от учителя к ученику, из поколения в поколение – таков был путь к совершенству.

Одним из наиболее доступных для освоения дошкольниками видов народной культуры является декоративное прикладное искусство. Декоративно-прикладное искусство является одним из самых древних видов искусств. Наверняка в каждой семье есть вещи, созданные человеком, народными мастерами — матрешки, посуда, расписанная гжелью или жостовской росписью, хохломские миски и ложки, платки, полотенца. И пусть они созданы не вручную, но до сих пор несут клад глубины русской души. Всегда при виде таких вещей возникает желание приобрести их, чтоб они радовали нас просто своим присутствием, без надлежащего использования.

Если посмотреть вглубь лексического значения «Декоративно-прикладное искусство», то можно увидеть, что с лат. decoro - украшаю, деятельность человека, направленная на создание нужного ему изделия. Декоративно-прикладное искусство — одно из важных средств приобщения детей к традициям русского народа.

С раннего детства, занятия с ребенком творческой деятельностью - является неоценимым шансом знакомства с традициями нашего народа. Для ребенка занятия лепкой, рисованием, конструированием — это настоящий праздник, куча новых эмоций, которыми он обязательно поделиться с вами.

Произведения народного искусства вносят в жизнь гармоничные формы, яркие краски, бодрые ритмы, мажорные чувства, позитивные идеи. Они в материализованной художественной форме воплощают извечные духовные ценности - коллективизм, правдолюбие, бескорыстие, доброта, толерантность, открытость и душевность, что способствует воспитанию людей, оптимистически воспринимающих жизнь, наделенных чувством гражданской ответственности и свободы. В свою очередь, народное декоративно-прикладное искусство воплощают образы, близкие жизненному опыту детей, благодаря простоте и выразительности формы, лаконичной яркости, доступности исполнительской техники.

Важно то, что народное прикладное искусство глубоко традиционно, что проявляется в преемственности средств создания одухотворенных бытовых вещей, но и в устойчивом сохранении наиболее характерных декоративных образов. Это художественное наследие сохраняется, развивается и передается от поколения к поколению в процессе эстетического и духовно-нравственного воспитания (H.A. Ветлугина, Н. С. Карпинская, Н. П. Сакулина, Е. А. Флерина, А. П. Усова).

Главный смысл широкого применения народного декоративного искусства в работе с дошкольниками – это воспитание предпосылок чувства глубокой любви к своей Родине, к своему народу, чувство патриотизма, самосознание, осознание своей национальной принадлежности. Вот почему в отечественной педагогике с давних времен (Ушинский К. Д., Флерина Е. А., Усова А. П., Сакулина Н. П., Шпикалова Т. Я., Неменский Б. М. и др.) проповедуется главный принцип: воспитывать детей в семье и в детском саду на искусстве близком, родном искусстве того края, где живет человек. Неменский Б. М. подчеркнул, что ребенка необходимо «привязать» всеми его чувствами, эмоциями к древу культуры его народа.

Видный педагог Сорока-Росинский В. Н. указывал на то, что человек, утративший свои корни, становится потерянным для общества. И ничего так не способствует формированию и развитию личности, ее творческой активности, как обращение к народным традициям, обрядам, народному творчеству.

Усова А. П., высоко оценивая воспитательное значение народного искусства, писала, что маленьким детям еще недоступно понятие о Родине. Воспитание в этом возрасте состоит в том, чтобы подготовить почву для них, вырастив в атмосфере, насыщенной живыми образами, яркими красками его страны.

В народном творчестве отображаются и исторически сохраняются присущие народу черты характера, мышления. Через народное творчество ребёнок дошкольного возраста получает первые представления о культуре своего народа. Не преувеличивая, можно сказать, что любовь к Родине зарождается в раннем детстве, именно в тот период развития ребёнка, который отличается особой восприимчивостью.

Богатство и разнообразие природы, труд и быт русского народа обусловили оригинальность и самобытность, удивительную свежесть и яркость народного творчества. Это творчество несёт в себе много народных традиций, оно тесно связано с тем, с чем живёт народ в настоящее время и с чем он жил в прошлом.

Народное декоративное искусство – часть национальной культуры. В нем появляются лучшие черты народа, общечеловеческие ценности: гуманизм, оптимизм, мудрость, смелость, извечное стремление к красоте. Высокие художественные достоинства содержания и формы народного искусства при одновременной доступности детям делают его незаменимым средством воспитания ребенка.

С давних пор русская дошкольная педагогика признаёт огромное воспитательное значение народного творчества. Результаты работы педагогов-исследователей, психологов (Князева О. Л., Махнева М. Д., Дыбина О. В., Ветлугина Н. П., Дбяченко О. В. и др., идеи выдающихся русских философов о значении личностной культуры для духовно-нравственного и патриотического развития человека (Ильин И. А., Лихачев Д. С. и др., доказывают необходимость приобщения детей к непреходящим общечеловеческим ценностям.

Значение развития интереса у детей старшего дошкольного возраста к народному декоративному прикладному искусству

Важную роль народного декоративно-прикладного искусства в воспитании детей отмечали искусствоведы, исследователи детского изобразительного творчества (А. П. Усова, Н. П. Сокулина, Т. С. Комарова, Н. Б. Халезова, Т. Я. Шпикалова, Т. Н. Доронова, А. А. Грибовская и другие). Ими отмечено, что ознакомление с произведениями народного декоративно-прикладного искусства побуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому их нужно включать в педагогический процесс в детском саду. Главной задачей педагога является умение заинтересовать детей, зажечь их сердца, развивать в них творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов. Педагог должен пробудить в ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что творить добро и красоту, приносит людям радость. Живопись народных мастеров лежит в основе различных видов деятельности, и как показала практика эффективно способствует развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение, важных для овладения определенным объемом знаний, на основе которого у детей формируются разнообразные художественно – творческие способности. А наличие художественно – творческих способностей у детей 5-7 лет является залогом успешного обучения в школе. Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного искусства новизну и элементы сказочности. В процессе создания предметов декоративно-прикладного искусства у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни. Эти знания прочны потому, что, как писал Н. Д. Бартрам, «вещь», сделанная самим ребенком соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизменно живее, интенсивнее, глубже и прочнее. Творческие способности детей при применении декоративно-прикладного искусства развиваются в разных направлениях: в предварительном создании эскизов на бумаге; в продумывании элементов узора; в расположении их на объемах; в создании предметов декоративного характера; в умении найти способ изображения и оформления предмета; в перенесении задуманного декоративного узора на изделие. В процессе работы с различными материалами дошкольники познают свойства разных материалов, возможности их преобразования и использования в своих работах. В процессе овладения приемами народной росписи у детей формируется свобода и раскованность всей руки, развиваются разные части руки (предплечье, кисти, пальцы, координация руки и глаза. Развитие детского творчества в декоративной лепке во многом зависит от умения детей работать с глиной, красками и соответствующими инструментами. Декоративная лепка способствует приобретению этих умений, так как предметы требуют тщательности в обработке, что достигается при помощи стеки, пальцев, мокрой салфетки. Следовательно, работа влияет на развитие мелких мышц кисти ребенка, учит работать кончиками пальцев, делает их более чувствительными, т. е. развивается рука, а это очень важно для обучения в школе. Также декоративно-прикладное искусство способствует формированию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. На занятиях по декоративно-прикладному искусству развивается речь детей, которая способствует обогащению и расширению словаря и словарного запаса. При рассматривании подлинных предметов декоративно-прикладного искусства и иллюстраций формируется связная речь, правильность произношения, умения описывать увиденное, рассказывать о созданном изделии. В узорах декоративных росписей, характерных для различных народных промыслов, соблюдается: ритм, симметрия, соразмерность отдельных элементов, счёт в выполнении орнамента. Всё это дает материал и для развития элементарных математических представлений. Воспитание любви к Родине является одной из главных задач нравственного и патриотического воспитания. При знакомстве детей с произведениями декоративно-прикладного искусства важно знакомить с самобытным творчеством. Дети узнают о самобытности, своеобразии декоративного искусства (типичность мотивов, цветовое и композиционное решение); о связи содержания орнамента с окружающей природой; связи искусства с бытом и жизнью народов нашей Родины. Также дети учатся умению составлять узоры на разные мотивы, отличать орнаменты от других. Узнают, что орнаментом украшают одежду, обувь и различные хозяйственные мешочки, сумочки. У детей проявляется интерес, а это зарождающееся чувство любви к родному краю, его истории, природе, труду людей. И от нас зависит, будут ли наши дети любить свой край, понимать его, тянуться к нему, поддерживать, уважать и развивать традиции. В своем творчестве дети передают те эстетические качества предметов, которые они увидели, выделили в процессе восприятия. Создавая свое изделие, декоративно-прикладное искусство дети отмечают, почему оно нравится, что в нем интересного, почему оно радует их, и наоборот, вызывает отрицательное отношение. Часто эстетическая оценка переплетается с нравственной. Поэтому выражение отношения к изображаемому или предмету – это проявление не только эстетической оценки, но и общественной направленности дошкольного творчества, что имеет важное значение для нравственного воспитания детей. Общественная направленность проявляется в том, что они создают что-то своими руками для других (поделки, игрушки в подарок малышам для игр, мамам, папам к праздникам). В этом случае дети испытывают особое чувство ответственности, стремление выполнять рисунок, лепку как можно лучше. Это способствует формированию у них чувства коллективизма, внимания и заботы о других детях, близких людях, потребность в добрых делах. На развитие интереса детей существенное влияние оказывает коллективный характер выполнения работы: дети, создавая каждый свое изделие, фигурку вместе составляет общую композицию. В процессе занятий по декоративно-прикладному искусству у детей воспитываются и нравственно-волевые качества: потребность доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности. При создании коллективных работ у детей воспитываются умение объединяться для общего дела, договариваться о выполнении общей работы, учитывать интересы друг друга, умение действовать согласованно, формируется умение уступать, выполнять свою часть работы самостоятельно, а если понадобиться, помочь другому. Включение ребенка в разные виды художественной деятельности, основанные на материал народного декоративно-прикладного искусства, - одно из главных условий приобщения ребенка к традициям русского народа и развития его художественно-творческих способностей. Не каждый ребенок приходит в мир, чтобы стать художником, но верно и то, что определенным потенциалом художественного развития обладает каждый вступающий в мир ребенок, и этот потенциал надо раскрыть. Важно, чтобы воспитатели сами были проникнуты чувством народного. Тогда они чутко и вместе с тем смело могут использовать и увлечь народным творчеством детей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, обобщая педагогический опыт работы по данной теме, можно сделать следующие выводы:

произведения народного декоративно – прикладного искусства воплощают образы, близкие жизненному опыту детей, имеющие игровой характер, а также обладающие яркостью внешнего вида, простотой и выразительностью формы, доступностью исполнительской техники;

окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они часть великого русского народа;

следует шире использовать фольклор во всем его многообразии (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.);

большое место в развитии интереса к декоративно - прикладному искусству должны занимать народные праздники, традиции;

произведения народного декоративно - прикладного искусства открывают ребёнку мир взглядом не одного «другого» с его индивидуальным видением, а глазами тысяч и тысяч других людей, поэтому в общение с ребёнком незримо вступает всё человечество с его многовековым опытом;

ознакомление детей с народной декоративной росписью, при систематичности этой работы, способствует развитию у детей интереса к декоративно-прикладномуискусству, чувства патриотизма, любви, уважения в своей Родине, народу.

Необходимым условием развития интереса к декоративно - прикладному искусству является использование народного искусства в педагогической работе с детьми. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством следует учитывать принцип интеграции, который реализуется в синтезе видов народного искусства : устного народного фольклора, музыкального фольклора, декоративно-прикладного искусства. А также во взаимосвязи с игровой и театрализованной деятельностью детей на народном содержании.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексахин, Н. Н. Художественные промыслы России. - М. : Народное образование, 2005

2. Александров, В. Н. : История русского искусства. - Минск: Харвест, 2004

3. Аверьянова, А. П. Изобразительная деятельность в детском саду. Изд. «Мозаика – синтез». 2003

4. Беляева, С. Е. : Основы изобразительного искусства и художественного проектирования. - М. : Академия, 2007

5. Даниленко, А. П. : Эстетическое воспитание школьников на занятиях изобразительным искусством. - Белгород: НИУ БелГУ, 2011

6. Горожанина, С. В., Куценко,Е. В. Гжельский керамический промысел — М. : Мелихово, 2006.

7. Жемчугова, П. П. Декоративно-прикладное искусство / П. П. Жемчугова. — СПб. : Литера, 2006. — 127 с.

8. Ильина,Т. В. : История искусств. Отечественное искусство. - М. : Высшая школа, 2005

9. Кириченко, Н. С. Формирование интереса к традициям народного декоративно-прикладного искусства у подростков на уроках технологии. Автореферат диссертации. - М., ., 2002.

10. Князева, О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры : Программа. Учебно-методическое пособие / О. Л. Князева, М. Д. Маханева. - СПБ. : Детство-Пресс, 2004.

11. Комарова, Т. С. Народное искусство в воспитании дошкольников (для педагогов дошкольных учреждений, руководителей изостудий) - М. : ПОР, 2006. - 256 с.

12. Лихачёв, Д. С. Русская культура. - Просвещение. 1999.

13. Максимов, Ю. В. У истоков мастерства: Народное искусство в художественном воспитании детей. Просвещение. 1983 г., 184с.

14. Максимович, В. Ф. Пути совершенствования системы подготовки кадров в учебных заведениях народных художественных промыслов : дис.. канд. пед. наук [Текст] / В. Ф. Максимович. — М., 1989. — 163 с

15. Молотова, В. Н. : Декоративно-прикладное искусство. - М. : ФОРУМ, 2010

16. Маёрова,К. : Русское народное прикладное искусство. - М. : Русский язык, 1990

17. Попова, О. С. : Русские художественные промыслы. - М. : Знание, 1984

18. Рондели, Л. Д. : Народное декоративно-прикладное искусство. - М. : Просвещение, 1990

19. Сорока-Росинский, В. Н. : Проблемы русской национальной школы // Педагогика 1996.- № 3, - С. 75-81

20. Стародуб, К. И. : Рисунок и живопись. - Ростов н/ Д: Феникс, 2011

21. Скоролупова, О. А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративным искусством. Москва 2007.

22. Усова, А. П. Русское народное творчество детскому саду. -М. : Издательство "Просвещение".1972. 77 с.

Куприянова Е. Д.

Публикации по теме:

День семьи в старшей группе. Семейная викторина по народному декоративно-прикладному искусству ДЕНЬ СЕМЬИ «Народное декоративно-прикладное искусство» ЦЕЛЬ: Формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры детей и их родителей.

Развитие интереса дошкольников к чтению через реализацию проекта «Книга растит человека» Уважаемые коллеги, разрешите представить вашему вниманию деятельность дошкольного педагогического коллектива №141 «Маленькая страна» по.

Развитие познавательного интереса у младших дошкольников на основе представлений о природе Цель: 1. Ознакомить с явлениями неживой природы, представителями животного и растительного мира, проводить их сравнительный анализ, устанавливать.

Презентация «Развитие у дошкольников познавательного интереса к миру природы средствами технологии лэпбука» «Развитие у дошкольников познавательного интереса к миру природы средствами технологии лэпбука". Выполнила:воспитатель подготовительной.

Сценарий досуга «Фестиваль игровых конкурсов «Русская душа». Формирование у детей интереса к народному творчеству Фестиваль игровых конкурсов «Русская душа» Цель: организация досуга, популяризация и возрождение интереса к народному творчеству. через.

Опыт работы «Развитие интереса младших дошкольников средствами театральной деятельности» Актуальность опыта работы. Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел.

Развитие познавательно-исследовательского интереса дошкольников посредством привлечения к простейшим экспериментам «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте.

Развитие познавательного интереса у старших дошкольников посредством ознакомления с природой и проектной деятельности «Мир, окружающий ребенка- это прежде всего мир природы, с бесконечными богатствами явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь в природе, вечный.

Развитие познавательного интереса у дошкольников в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности .

Эссе «Развитие речевого интереса у дошкольников»Эссе «Развитие речевого интереса у дошкольников» «Нет на земле гимна торжественнее, чем лепет детских уст.» Виктор Мари Гюго В период дошкольного детства, никто иной, как взрослые являются.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие интереса у дошкольников к народному искусству
Опубликовано: 23 февраля 2018 в 11:57
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД