Наталья Михайленко
Развитие коммуникативной функции речи у дошкольников с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад компенсирующего вида «Тополёк»
Практикум:
«Развитие основ диалогического общения в системе коммуникативного поведения дошкольников».
Учим детей задавать вопросы различной типологии.
(подготовительная группа)
Учитель-логопед высшей категории:
Михайленко Н. И.
г. Волгодонск 2013
Коррекционно-образовательные цели. Учить детей задавать вопросы разной типологии с помощью графического символа.
Публикация «Развитие коммуникативной функции речи у дошкольников с ОНР» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
Коррекционно-развивающие цели. Развивать речевую активность, интерес к профессии учителя. Развивать коммуникативные умения. Развивать внимание, словесно-логическое мышление, воображение.
Коррекционно-воспитательные цели. Воспитывать у детей уважение к взрослым. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности.
Оборудование. Схемы - модели (вопросы, написанные вопросы; микрофон. Презентация
Предварительная работа. Игры – ситуации «На корабле», «Путешественники», беседы на основе картинок, нарисованными детьми. Составление загадки об учителе. Диалог с представителями профессий: психолог, логопед, воспитатель.
Ход занятия.
Уважаемые гости, сегодня наши дети покажут свои коммуникативные умения.
1. Организационный момент. Дети входят в кабинет и, представляясь и знакомясь с гостями, проходят на место («Здравствуйте, я – Яня Мирошниченко, а как вас зовут?»).
2. Беседа.
Логопед: Друзья, вы много играете в разные игры; в игре «Магазин» - вы – продавец, в игре «Больница» - вы – доктор, а сегодня мы ждём в гости человека, профессию которого вы должны угадать. Задавайте вопросы, а по моим ответам «Да» и «Нет» вы поймёте о ком идёт речь.
Дети: Этот человек работает с предметами? Нет. Он работает с людьми? Да. Он работает со взрослыми людьми? Нет. Он работает с детьми? Да. Он – воспитатель? Нет. Он учит детей? Да. Этот человек учитель? Да! Учительница!
Логопед: Дети, а вы хотели бы повторить загадку об этой профессии и дополнить её фотографиями, чтобы получилась фото-загадка для других детей, которые также как вы собираются в школу?
3. Составление загадки.
Логопед: Внимание на экран.
У неё много детей, она их очень любит, но это не …мама.
Она всегда занимается с детьми, но это не …воспитатель и не логопед.
Она даёт детям знания, но это не …книга.
Она заботиться о детях, но это не …мама и бабушка (родственники).
4. Беседа с учителем.
И сегодня у нас в гостях учитель. Встречайте, у нас в гостях Лариса Николаевна!
Учитель: Я пришла к вам по приглашению Н. И. Она мне сообщила, что вы интересуетесь разными профессиями. И особенно вас волнует школа и профессия учителя, ведь вы готовитесь стать первоклассниками. У вас есть ко мне вопросы?
Дети с помощью логопеда и опорных сигналов здороваются с учителем и задают ему вопросы.
Логопед: Дети, на мониторе компьютера вы увидите картинки, которые помогут вам сформулировать вопросы.
Описательные: Трудная ли у вас профессия? Что вы любите делать на своём рабочем месте? Когда вы приходите на работу? Где находится школа, в которой вы работаете?
Каузальные: Почему вы выбрали эту профессию? Для чего и зачем, по вашему мнению, человек должен учиться? Как ученик должен себя вести в школе? Почему уроки нужно делать каждый день?
Субъективные: Что вы чувствуете, когда ваши дети хорошо (плохо) учатся? Что вы знаете о том как учился ваш папа? А вы любите детей, которые плохо учатся?
Воображаемые: Как вы думаете, что было бы если дети не учились в школе? Если в школе не ставили оценок?.
Оценочные: Как вы оцениваете свою работу? Как вашу работу оценивает директор школы? Вы устаёте на работе?
Последующие: Что вы делаете, когда приходите домой? Что вы будете делать на пенсии?
Учитель отвечает на вопросы. Логопед помогает детям. Следит за тем, чтобы дети не обращались ко взрослому по имени и отчеству, смотрели в глаза.
5. Итог занятия.
Дети благодарят учителя за беседу.
Учитель произносит прощальные слова и дарит детям карандаши, предваряя подарок загадкой.
Не похож на человечка, но имеет он сердечко,
И работе круглый год он сердечко отдаёт.
Пишет он, когда диктуют, он и чертит, и рисует.
А сегодня вечерком он раскрасит вам альбом.