МААМ-картинки

Развитие коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность

Надежда Бойцова
Развитие коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность

Яковлева Надежда Петровна,

воспитатель МАДОУ №29 «Сказка»

Развитие коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность

“Ввести ребёнка в мир человеческих отношений — одна из важных

задач воспитания личности ребёнка дошкольного возраста”

В. А. Сухомлинский

Публикация «Развитие коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность» размещена в разделах

Общение - одна из самых важных человеческих потребностей, основной способ жизни человека и условие его развития. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире, социализироваться, стать социально ценной личностью.

В настоящее время всё чаще мы сталкиваемся с нарушениями в области общения, а также с развитием нравственно-эмоциональной и этической сферы детей. Это обусловлено чрезмерной «интеллектуализацией» воспитания, и общей «технологизацией» нашей жизни. Уже ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка - это телевизор или компьютер, а любимым занятие стало просмотр мультиков или компьютерные игры. В связи с этим дети стали все меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. Но не стоит забывать о том, что живое, непосредственное человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений, развивает их.

Задача современного дошкольного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определённым запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных, этических норм поведения, ненасильственного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

В связи с этим проблема социально-коммуникативного развития - развитие ребенка во взаимодействии с окружающим его миром, становится особо актуальной на современном этапе.

Особую актуальность проблемы развития коммуникативных способностей приобретают в старшем дошкольном возрасте, так как именно этот период признан отечественными психологами и педагогами (Н. Н. Поддьяковым, В. С. Мухиной, Л. А. Венгером и другими) как сенситивный, то есть «максимально чувствительный и обладающий благоприятными условиями для формирования определённой способности или типа деятельности организма». Также старший дошкольный возраст – это своеобразный "мостик" между детским садом и школой, период, когда ребёнок, интуитивно сам или с подачи взрослого, встаёт перед более высокими требованиями к особенностям и возможностям собственной коммуникации.

Итак, вспомним что же такое коммуникация.

Коммуникация (от лат. communiko- делаю общим, связываю, общаюсь)- это общение с целью передачи определенной информации, чтобы собеседник понял ее смысл.

Коммуникативная деятельность предполагает :

-взаимообогащения детей новым опытом познания, формами взаимодействия;

- освоение детьми разными видами деятельности;

- установление эмоционального взаимодействия с детьми и воспитателем.

Традиционно в коммуникационном процессе обычно выделяют вербальную и невербальную коммуникацию.

Вербальная осуществляется посредством речи.

Невербальная коммуникация предполагает :

-визуальные виды общения, т. е. жесты, мимику, позы;

-пространственно-временную организацию общения, контакт глазами;

-акустическую систему, включающую паралингвистический (тембр голоса, тональность) и экстралингвистический (паузы, смех, плач и др.)

-тактильную систему (прикосновения, пожатия руки, объятья).

Коммуникация в первую очередь подразумевает взаимодействие, которое происходит между участниками диалога.

Для того, чтобы коммуникативная деятельность была успешной, необходимо овладеть коммуникативными умениями, что и становится основной задачей работы для педагога.

Именно театрализованные игры – одно из самых эффективных средств развития социально-коммуникативных навыков ребенка, в котором наиболее ярко реализуется педагогический принцип: учить играя.

Обращение к внутреннему миру с помощью театрализованных игр, сказочных историй, способствует усвоению детьми новых образцов творческого поведения и перенесению их в естественные жизненные ситуации.

Таким образом, вопрос развития коммуникативных качеств у дошкольников актуален и одним из эффективных путей решения данного вопроса я вижу через организацию театрализованной деятельности.

Диапазон опыта представлен системой мероприятий по развитию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством организации театрализованной деятельности.

Коммуникативная направленность этой деятельности активизирует развитие свободного общения со взрослыми и детьми, что включает:

- развитие потребности в общении со взрослыми и сверстниками;

- развитие умения вступать в процесс общения;

- развитие умения ориентироваться в партнерах и ситуациях общения;

-развитие умения соотносить средства вербального и невербального общения;

- становления умения согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями собеседника;

-воспитание желания доверять, помогать тем, с кем общаешься и поддерживать их;

-применение индивидуальных умений при решении совместных задач;

-развитие умения замечать эмоциональное состояние партнера и адекватно реагировать на него;

-воспитание желания проявлять чуткость, отзывчивость по отношению к партнерам, сопереживать им.

Технология опыта

Целью моей педагогической деятельности является развитие у детей СТАРШЕГО дошкольного возраста коммуникативных навыков посредством организации театрализованной деятельности.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

1. Создание условий для реализации творческой активности детей дошкольного возраста, способствующих развитию коммуникативных навыков

2. Разработка системы мероприятий, развивающих занятий, направленных на решение спектра проблем, касающихся развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста.

3. Определение организованных форм театрализованных игр и представлений, как одного из средств развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста.

1) Для успешности в работе в данной области необходим материал в виде (оформила картотеки)

- игр и упражнений на развитее коммуникативных навыков;

-упражнения на развитие речевых и мимических движений;

-упражнения на развитие координации слова с движением;

-творческие задания на развитие пантомимики;

-литературный материал для обыгрывания

при проектировании предметно-пространственной среды в нашей группе, и в детском саду, обеспечивающей театрализованную деятельность и развитие творческих способностей детей, мы соблюдали принципы построения предметно-пространственной среды и учитывали:

Индивидуальные социально-психологические особенности ребенка.

Они предполагают стремление ребенка участвовать в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, а также время от времени возникающую потребность в уединении.

В нашей группе оборудован центр театрализованной деятельности, который содержит несколько видов кукольных театров, ширмы, библиотеку, фонотеку. Рядом с театральным центром находится «Уголок тишины» (уютный диван, магнитофон, где ребенок, слушая тихую приятную музыку, может побыть один, отдохнуть, рассмотреть иллюстрации к стихотворению, сказке, репетировать свою роль.

Уитывали Интересы, склонности, предпочтения и потребности.

В целях реализации индивидуальных интересов, склонностей и потребностей детей предметно-пространственная среда должна обеспечивать право и свободу выбора каждого ребенка на любимое занятие или театрализацию любимого произведения. Поэтому у нас разные виды кукольного театра; пальчиковый, би-ба-бо, имеются шапочки-маски для игр драматизаций. Материал периодически обновляется с учетом интересов разных детей.

Любознательность, исследовательский интерес, творческие способности.

Развитие любознательности и исследовательского интереса основано на создании возможностей для моделирования, поиска и экспериментирования с различными материалами. Для этого у нас имеется необходимый природный и бросовый материал, ткани, костюмы для ряжения. У нас имеются музыкальный зал, где проходят театрализованные занятии, репетиции, концерты и праздники.

Возрастные и половые особенности.

При проектировании «центра театрализованной деятельности» мы учитывали половые и возрастные особенности, оборудование и материал пополнялся, учитывая как мальчиков, так и девочек.

Итак, при проектировании предметно-развивающей среды мы, прежде всего, заботились о том, чтобы ребенку было комфортно, приятно находиться в этой обстановке, чтобы каждый день дарило ему радость, чтобы все стимулировало самостоятельную активность детей, создавал атмосферу эмоционального благополучия, творчества.

Для успешной работы мной создана предметно-пространственная среда: в группе оборудовнны театральные уголки для самостоятельной деятельности детей с различными видами театров; изготовлены элементы костюмов, декораций, сделана картотека театральных этюдов, упражнений по ритмопластике, игр на выражение различных эмоций, игр - превращений, игр для развития мимики и пантомимики, коммуникативных игр - упражнений.

В своей работе по воспитанию и развитию дошкольников через театрализованную деятельность, я использую принципы организации театрализованной деятельности :

• наглядность в обучении - осуществляется на восприятии наглядного материала (иллюстрации, видеоматериалы и др.);

• доступность - театрализованная деятельность детей составлена с учетом возраста воспитанников, построена по принципу дидактике (от простого к сложному);

• проблемность - направлена на поиск разрешения проблемных ситуаций;

развивающий и воспитательный характер обучения - направлен на расширение кругозора, на развитие патриотических чувств и познавательных процессов.

На основе анализа сформированности коммуникативных способностей в театрализованной деятельности поставила перед собой цели и задачи, продумала формы организации, методы их выполнения, составили перспективный план.

Задачи развития коммуникативных способностей через театрализованную деятельность

1. Воспитывать и развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности.

2. Совершенствовать исполнительские умения детей в создании художественного образа, используя игровые, песенные и танцевальные импровизации.

3. Продолжать обогащать и активизировать словарь детей, употреблять в речи существительные, прилагательные, глаголы, наречия, предлоги, закреплять правильное произношение всех звуков. Продолжать учить детей пользоваться прямой и косвенной речью. Развивать диалогическую и монологическую речь. Учить придумывать коротенькие рассказы и сказки.

4. Продолжать воспитывать гуманные чувства, формировать представления о честности, справедливости, доброте. Воспитывать отрицательное отношение к жесткости, хитрости, трусости. Развивать способность анализировать свои поступки, поведение сверстников. Формировать у детей чувство сотрудничества и взаимопомощи.

5. Развивать творческую самостоятельность детей, побуждая передавать настроение.

6. Воспитывать артистические качества, раскрывать творческий потенциал детей, вовлекая их в различные театрализованные представления. Предоставить детям возможность выступать перед сверстниками, родителями и другими гостями.

Формы и методы театрализованной деятельности

В начале работы определила формы организации: занятия, обучение на которых носит развивающий характер, праздники, развлечения, самостоятельная театрализованная деятельность, театрализованные игры, спектакли.

Занятия включают в себя:

· Работа над интонационной выразительностью речи

· Творческие задания на мимику, жесты и пантомимику

· Танцевальное творчество, игры на пластику

· Песенное творчество

· Игры и игровые ситуации

· Импровизации небольших инсценировок

На одних занятиях доминировал какой-то один из указанных видов деятельности, на других занятиях все виды деятельности объединялись одной темой. Проводили и комплексные занятия, в которых объединяли все виды деятельности, чередовали их, находили черты близости и различия в произведениях, средствах выразительности каждого вида искусства, по-своему передающих образ.

Методы организации игр - драматизаций в работе с дошкольниками :

• метод моделирования ситуаций - предполагает создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, этюдов;

• метод творческой беседы - предполагает введение детей в художественный образ путем специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога;

• метод ассоциаций - дает возможность будить воображение и мышление ребенка путем ассоциативных сравнений и затем на основе возникающих ассоциаций создавать в сознании новые образы.

Общими методами руководства игрой - драматизацией являются прямые (воспитатель показывает способы действия) и косвенные (воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному действию) приемы.

В процессе работы по формированию у детей коммуникативных способностей в театрализованной деятельности мною были использованы методы и приемы:

1. Вербальные:

· Чтение художественной литературы

· Объяснение, сопровождаемое показом (мимика, жесты, интонация)

· Беседа по содержанию произведения

2. Наглядные (визуальные)

· Рассматривание иллюстраций, фотографии

· Просмотр мультфильмов и фильмов (по русским народным сказкам, стихам Маршака, рассказам Носова)

· Пример (яркий, показательный, достойный подражания)

3. Ситуативно-игровые методы

· Игровые ситуации

· Создание воспитывающих ситуаций

· Проблемные ситуации.

Работа по созданию театрализованных представлений осуществлялась поэтапно.

На начальном этапе внимание детей старалась акцентировать на таких способах общения, как обращение по имени при высказывании, адресованном конкретному ребёнку, контакт глазами, телесные прикосновения, улыбка. Как известно, атмосфера доверия, установленная на этом этапе, является предпосылкой и условием успешности педагогической работы на всех дальнейших этапах.

На промежуточном этапе игровые ситуации позволяли ребёнку выражать свои желания, интересы, ориентируясь на собственные потребности и желания других детей. На каждом занятии воспитанникам предоставлялась возможность говорить о себе, своих ощущениях, высказывать своё собственное мнение, при этом слушать других, ждать своей очереди. У детей постепенно углубляется интерес к театрализованным играм. Они учатся сочетать в роли движение и текс, движение и слово, развивать чувство партнёрства, использовать пантониму 2-3х действующих лиц.

На завершающем этапе проводились специальные развивающие занятия с использованием игровых ситуаций (ЭТЮДОВ) на развитие способности ребёнка понимать эмоциональные состояния свои и других людей; на формирование умения выражать эмоции и чувства в движении, мимикой, голосом, на развитие способности переживать.

Такие этюды развивают у детей внимание и воображение, способность понимать эмоциональное состояние другого, умение выразить свое. они проводятся под музыку.

Этюды на развитие :

памяти: «Запомни свое место», «Запомни свою позу»;

внимания: «Будь внимателен», «Конон для малышей»;

на выразительность текста: «Это я! Это мое!», «Отдай»;

на преодоление двигательного автоматизма: «Флажок»;

на тренировку отдельных групп мышц: «Сосулька», «Шалтай- Балтай», «Петрушка прыгает»;

на выражение основных эмоций: «Удивление», «Цветок», и т. д.

Разыгрываем с детьми русские народные сказки: «Колобок», «Теремок», «Репка», и другие. Беру отдельные сюжеты полюбившихся детям сказок, - «Три медведя», «Рукавичка», «Зимовье зверей», с использованием элементов костюма и декораций.

В работе использую игры на словообразование, составление рассказа, так как ребенка старшего дошкольного возраста привлекает повествование-импровизация, у него проявляется интерес к творческому рассказыванию, сочинению разных типов фраз.

Известно, что словесное русское народное творчество, используемое в организованной образовательной деятельности, заключает в себе поэтические ценности. Знакомство дошкольников с народным творчеством делает их речь более выразительной, эмоциональной, развивает интерес к своим истокам, корням, культуре.

Артистические способности детей развивались от выступления к выступлению. Совместное обсуждение постановки спектакля, коллективная работа по его воплощению, само проведение спектакля- всё это сближало детей, делало их союзниками, партнёрами в общем деле.

На всех этапах работы мною активно использовался такой метод, как похвала, адекватная реальным достижениям ребёнка, позволяющая расширить его представления о своих возможностях.

Организуя театрализованную деятельность, я обеспечиваю условия для взаимосвязи ее с другими видами деятельности в образовательном процессе.

В ходе непосредственно образовательной деятельности стараюсь включать театрализацию как игровой приём (вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки). Например: в гости приходит Лисичка, которая путает цвета, и дети ей рассказывают о них.

Совместная деятельность воспитателя с детьми. В работе использую игровые ситуации на прогулке, организовываю игры-драматизации в игровых комнатах, чтение художественной литературы с последующим обыгрыванием сюжетных эпизодов в течение дня, игры-рисования на свободную тему. Все это является толчком для творческой мысли, идеи, требующей воплощения.

Театрализованная игра в самостоятельной деятельности детей. Вечером наблюдаю, как после прочтения сказок в театрализованных играх отражаются персонажи и сюжеты, взволновавшие детей, как они пропускают через себя характер героев. И вижу результат своей работы. Как постепенно «растворяется» закомплексованность и дети преодолевают страхи.

Дошкольное образование предполагает взаимодействие всех участников воспитательного процесса: детей, педагогов, родителей. Признание приоритета семейного воспитания требует таких отношений семьи и образовательных учреждений, которые определяются сотрудничеством и доверительностью.

Основные направления работы с родителями:

- Создание развивающей среды.

- Постановка кукольных представлений.

- Исполнение родителями ролей в праздниках.

- Постановка спектаклей – драматизаций

-Совместные интегрированные мероприятия по театрализованной деятельности.

Участие родителей в совместной с дошкольниками и педагогами деятельности, будь то их помощь в изготовлении атрибутов, участие в спектаклях и праздниках, вызывает у детей много эмоций, обостряет чувства гордости за родителей, которые участвуют в совместных театрализованных постановках.

Особое место занимает работа над проектом ….

В результате проведенной работы дети стали самостоятельно, без вмешательства взрослых разрешать многие конфликты, больше играть. Снизилась агрессивность тех, кого называют «проблемными» детьми, и, наоборот, повысилось участие «замкнутых», уменьшилось количество демонстративных реакций, т. е. повысились коммуникативные способности.

В качестве результатов работы по организации театрализованной деятельности в группе можно назвать следующее: дети становятся более эмоциональными, более мобильными. Они учатся понимать искусство и высказывать свои впечатления открыто и честно.

Призеры и участники каких конкурсов…

Критерием результативности опыта является положительная динамика развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста. Если на начальном этапе у 36 % детей был низкий уровень коммуникативных склонностей, то на завершающем этапе у 78% детей средний уровень, а у 20% -высокий уровень сформированности.

Повысилась творческая активность детей. 26% воспитанников имеют высокий уровень; 72 %-средний и лишь у 2 % детей низкий уровень активности.

Улучшились навыки общения детей. На начальном этапе у 56% воспитанников отмечался низкий уровень сформированности навыков, на завершающем этапе у 64% детей средний уровень, а 36% воспитанников имеют высокий уровень сформированности навыков.

Таким образом, театрализованная форма воспитания - одно из эффективных средств развития коммуникативных качеств у дошкольников.

Развитие творческих способностей дошкольников средствами театрального искусства - занятие трудоемкое, но увлекательное, поэтому считаю опыт своей работы доступным и возможным для применения педагогами в ДОУ и родителям для занятий со своим ребёнком дома.

? Хотелось бы также отметить, что у родителей наметилась положительная тенденция понимания нравственных аспектов в воспитании личностных качеств ребёнка, посредством участия в театрализованных играх. Если на начальном этапе работы основными критериями развития личности родители выделяли интеллектуальную сторону развития детей, то к концу завершающего этапа 86% родителей отметили важность эмоционально- духовной сущности ребёнка.

Публикации по теме:

Развитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры Актуальность: Согласно ФГОС ДО решение задач развития детей дошкольного возраста предполагает выделение пяти образовательных областей: социально.

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста через театрализованную деятельностьФормирование экологической культуры детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность Сценарий театрализованного представления «Экологическая сказка о мусоре "Как звери Лису учили» по мотивам русской народной сказки «Заюшкина.

Консультация для педагогов «Воспитание нравственных качеств дошкольников через театрализованную деятельность» Воспитание нравственных качеств дошкольников через театрализованную деятельность (из опыта работы) В настоящее время перед обществом необычайно.

Консультация для родителей «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность» Консультация для родителей» развитие речи детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность» Детский сад как дошкольное.

План самообразования «Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную игру» «Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную игру» на 2017 – 2018 учебный год Актуальность.

План работы по самообразованию «Развитие коммуникативных способностей детей через театрализованную деятельность» воспитателя Комиссиной Оксаны Владимировны на 2018–2019 г. Тема: «Развитие коммуникативных способностей детей через театрализованную деятельность».

Развитие инициативы и самостоятельности детей через театрализованную деятельностьРазвитие инициативы и самостоятельности детей через театрализованную деятельность Развитие инициативы и самостоятельности детей через театрализованную деятельность По мнению известного педагога А. П. Усовой «Игра – доступная.

Развитие коммуникативных способностей ребенка через театрализованную деятельность Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира.

Развитие речи детей через театрализованную деятельность «Развитие речи детей через театрализованную деятельность». ТЕАТР Театр - и зрелище и школа для народа, Будить сердца людей - вот в чем.

Развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность Развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность. Лут Дарья Геннадьевна воспитатель МБДОУ детский сад №2 «Колокольчик».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность
Опубликовано: 3 марта 2019 в 23:26
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД