МААМ-картинки

Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством театрализовано-игровой деятельности

Эльвира Печенкина
Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством театрализовано-игровой деятельности

Печенкина Эльвира Загитовна

Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. От того, как сложатся отношения ребёнка в детском саду, в первом в его жизни коллективе, во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.

Публикация «Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством театрализовано-игровой деятельности» размещена в разделах

При работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее дети с ОВЗ) особую важность приобретает вопрос формирования коммуникативных способностей. Овладение техникой общения и многими другими умениями у ребенка с ОВЗ происходит в значительно более поздние сроки чем у нормально развивающегося, а часто без специального обучения не происходит вообще: дети не проявляют интереса к окружающим или ограничивают свои контакты с несколькими людьми. Уровень дальнейшей социализации этих детей зависит от уровня развития коммуникативных способностей.

Театрализованная игра - эмоционально насыщенна, и это делает ее интересной и увлекательной для детей. Будучи по своему характеру синкретической деятельностью, театрализованная игра наиболее достаточно полно охватывает личность ребенка и отвечает специфике развития его психических процессов. Все это говорит об ее широком развивающем потенциале, который позволяет использовать театрализованно-игровую деятельность в развитии коммуникативных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

Исходя из вышесказанного определяется актуальность данной темы : потребность в формировании коммуникативных способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного учреждения с использованием театрализовано игровой деятельности в связи с распространением процесса интеграции и инклюзии, и в соответствии с ФГОС.

Вопросом «общения и развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста» занимались отечественные психологи и педагоги, такие как: А. А Леонтьев, М. И. Лисина, А. Г. Рузская, А. Э. Рейнстейн, Мухина В. С.

Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья рассматривали такие авторы как Л. С. Выготский, О. С. Павлова, Екжанова Е. А., Козырева О. А.

Вопросы, связанные с организацией и методикой театрализованной деятельности в дошкольном учреждении рассматривали Акулова О. А., Артемова Л. В., Ващук Е. М., Маханева М. Д. и др.

С точки зрения дошкольной коррекционной педагогики дети с ОВЗ - это дети, нуждающиеся в специальной коррекционной поддержке и специфических методах образования, которые могут быть созданы в условиях как общеобразовательного дошкольного учреждения, так и дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида.

В силу специфичности дефекта детей с ОВЗ характерны трудности понимания окружающих событий, чувств людей, смысла их поступков, трудности в обучении правильной коммуникации из-за ограниченных речевых навыков. Степень трудностей зависит от степени когнитивного нарушения, т. е. от степени нарушения познавательного развития. Вследствие ограниченной способности понимания того, что выражают другие дети, особенно во время игр и социальной деятельности, у детей с нарушенным сенсорным и интеллектуальным развитием возникают проблемы с установлением дружеских отношений с другими детьми. Эти дети демонстрируют меньшую эмоциональность, чем обычные. В раннем и дошкольном возрасте дети имеют задержки и отклонения в развитии внутренней речи и позднее наступает период формирования образа «Я». Таким образом, для проблемных детей характерны :

• слабо развитый контроль над своими эмоциями;

• слабое осознание своих чувств и чувств других людей;

• низкий уровень развития эмпатии (умения сопереживать);

• ограниченность используемых средств общения.

Игра - наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. Театрализованная игра является наиболее эффективным средством социализации дошкольника. В театрализованной игре дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

Театрализованная игровая деятельность — это обобщенное понятие, включающее в себя разные виды театрализованных игр, организуемые совместно со взрослым или самостоятельно детьми.

Воспитательные возможности театрализованной игровой деятельности широки. Дети дошкольного возраста с ОВЗ, участвуя в театрализованной игровой деятельности, знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. А умело поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

Основными требованиями к организации театрализованно-игровой деятельности дошкольников с ОВЗ являются : содержательность и разнообразие тематики; постоянное, ежедневное включение театрализованных игр в жизнь ребенка, максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр; сотрудничество детей со взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.

Основные направления развития театрализованно-игровой деятельности детей дошкольного возраста с ОВЗ состоят в постепенном переходе ребенка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности; от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из трех - пяти сверстников, исполняющих роли; от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя и освоению роли как созданию простого «типичного» образа в игре-драматизации.

Методика театрализованных игр способствующих развитию коммуникативных способностей детей дошкольного возраста с ОВЗ может включать следующие формы организации педагогического процесса.

I. Игры с элементами театрализации :

1. Этюды на выражение основных эмоций и воспроизведение черт характера;

2. Эмоциональный пересказ предложенной ситуации;

3. Этюды на выразительность жестов;

4. Ролевые игры с использованием элементов костюмов, реквизита, масок и кукол; II. Занятие-игра – может включать в себя форму организации педагогической работы, а именно: фрагменты сказок, игры с элементами театрализации, этюды,

III. Театрализованный рассказ.

Во время чтения или рассказывания литературного произведения, педагог сам «играет» персонажей, использует интонационную, эмоциональную окраску речи. Через выразительное чтение, разыгрывание эпизодов; через иллюстративный материал дети погружаются в атмосферу литературного произведения. Приёмы и методы театрализованного рассказа можно использовать и во время занятия и вне его.

IV. Спектакль-игра.

Эта игра требует длительной и тщательной подготовки: пишется специальная инсценировка с учётом возрастных индивидуальных особенностей детей. В игровой форме проводятся репетиции. Готовятся декорации и костюмы, выпускается афиша и театральные программки.

Таким образом, разные формы театрализовано-игровой деятельности способствуют развитию у детей дошкольного возраста с ОВЗ как делового сотрудничества так и общих игровых интересов, а также происходит развитие способностей использовать коммуникативные средства, формируется социальные представления и различные виды социальных отношений.

Развитие коммуникативных способностей детей с ОВЗ с помощью театрализовано-игровой деятельности, частые их выступления способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей детей, раскрепощению и повышению самооценки, общему развитию; проявлению любознательности, стремления к усвоению новой информации, развитию ассоциативного мышления, настойчивости, проявления общего интеллекта, эмоций. У детей развивается умение комбинировать образы, интуиция, способность к импровизации, развивается мелодико-интонационная выразительность, плавность речи. А самое главное – участие в театрализованных играх доставляют детям радость, вызывают активный интерес, увлекают их.

Список литературы

1. Акулова О. А. Театрализованные игры // 2005. № 4. С. 57–64

2. Ващук Е. М. Значение театрализованных игр во всестороннем развитии младшего школьника

3. Гавриш С. В. Проблемы коммуникативного поведения у дошкольников «Ребенок в детском саду» №1,2003

4. Муравьева Л. Л. Игры с элементами театрализации для детей дошкольного возраста.

5. Козырева О. А., Журнал «Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики». Особенности и специфика образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

6. Учебное пособие / Е. А. Стребелева, А. Л. Венгер, Е. А. Екжанова и др. ; Под ред. Е. А. Стребелевой. - M. : Издательский центр «Академия», 2002. - 312 с.

Публикации по теме:

Развитие коммуникативных способностей детей среднего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр 1. Пояснительная записка : Формирование коммуникативности - важное условие нормального психологического развития ребенка. А так же одна из.

Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста посредством сказок Дошкольный возраст очень важен в жизни ребенка. Это яркий период открытий, удивлений, любознательности. Огромную роль в умственном воспитании.

Отчёт по теме «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Уважаемые коллеги! Хочу поделиться опытом работы и представить вашему вниманию отчёт за межаатестационный период по теме:«Развитие математических.

План самообразования «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок» План работы по самообразованию воспитателя средней детского сада «Буратино» п. Пруды Нижегородской области Вихаревой Татьяны Владимировны.

Развитие детей дошкольного возраста посредством игровой методики «Мозартика»Развитие детей дошкольного возраста посредством игровой методики «Мозартика» Развитие детей через игровую методику «Мозартика». Игра - ведущий вид деятельности ребенка в дошкольном возрасте. Изучая игру ребенка, наблюдая.

Развитие коммуникативных   способностей  у детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Речь на защиту презентации Орловой (Гариной) Ю. В. 1 слайд. Вашему вниманию предлагаю компьютерную презентацию практических достижений.

Развитие коммуникативных умений детей дошкольного возраста в игровой деятельности 1 Развитие коммуникативных умений посредством игровой деятельности Общеизвестно, что игра является той формой деятельности, в которой в.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством аппликации из нетрадиционных материалов Цель: Изучение особенностей использования нетрадиционных материалов в технике аппликации для детей дошкольного возраста. Задачи: -Овладение.

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством изодеятельностиРазвитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством изодеятельности Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством изодеятельности Шелудько Ю. В. воспитатель МБДОУ ДС №251 г. Челябинска.

Учим детей общению (игры и упражнения на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста).Учим детей общению (игры и упражнения на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста). Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста, обеспечивают эффективность общения и совместимость с другими людьми.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством театрализовано-игровой деятельности
Опубликовано: 13 марта 2017 в 21:10
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД