Светлана Кайданович
Развитие конструктивной деятельности и технического творчества дошкольников посредством лего-конструирования и робототехники
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная робототехника представляет собой новую, актуальную педагогическую технологию, которая находится на стыке перспективных областей знания: механика, электроника, автоматика, конструирование, программирование и технический дизайн. Использование LEGO конструкторов в образовательной деятельности повышает мотивацию ребёнка к обучению, т. к. при этом требуются знания практически из всех образовательных областей. Разнообразие конструкторов LEGO позволяет заниматься с обучающимися разного возраста и по разным направлениям (конструирование, программирование, моделирование физических процессов и явлений).
Публикация «Развитие конструктивной деятельности и технического творчества дошкольников посредством лего-конструирования и робототехники» размещена в разделах
- Лего, LEGO. Конспекты занятий
- Лего. Конструктор LEGO
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Роботы и робототехника. Программирование
- Темочки
Занятия LEGO-конструированием, программированием, исследованиями, а также общение в процессе работы способствуют разностороннему развитию воспитанников. Интегрирование различных образовательных областей в рабочей программе «Развитие конструктивной деятельности и технического творчества дошкольников через LEGO -конструирование и робототехнику» открывает возможности для реализации новых концепций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов. Реализация идеи программы с использованием LEGO - технологии проходит в нескольких направлениях.
1 направление: - реализуется в рамках обязательной части основной общеобразовательной программы ДОО предполагается реализация ОД с использованием LEGO - конструкторов, начиная с младшего дошкольного возраста (возрастная категория с 3 до 7 лет). Системность и направленность данного процесса обеспечивается включением LEGO - конструирования в регламент образовательной деятельности детского сада, реализуется в рамках образовательной области «Познавательное развитие», на основе методических разработок М. С. Ишмаковой «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС».
LEGO - конструирование начинается с трехлетнего возраста: детям вторых младших групп предложен конструктор LEGO DUPLO. Дети знакомятся с основными деталями конструктора LEGO DUPLO, способами скрепления кирпичиков, у детей формируется умение соотносить с образцом результаты собственных действий в конструировании объекта.
В средней группе (с 4 до 5 лет) дети закрепляют навыки работы с кон-структором LEGO, на основе которых у них формируются новые. В этом возрасте дошкольники учатся не только работать по плану, но и самостоятельно определять этапы будущей постройки, учатся ее анализировать. Добавляется форма работы — это конструирование по замыслу. Дети свободно экспериментируют со строительным материалом.
В старшей группе (с 5 до 6 лет) конструктивное творчество отличается содержательностью и техническим разнообразием, дошкольники способны не только отбирать детали, но и создавать конструкции по образцу, схеме, чертежу и собственному замыслу.
В подготовительной группе (с 6 до 7 лет) формирование умения планировать свою постройку при помощи LEGO - конструктора становится приоритетным. Особое внимание уделяется развитию творческой фантазии детей : дети конструируют по воображению по предложенной теме и условиям. Таким образом, постройки становятся более разнообразными и динамичными.
2 направление: – реализуется через расширение и углубление содержания конструкторской деятельности воспитанников старшего дошкольного возраста за счет эффективного использования программируемых конструкторов нового поколения LEGO - WеDо в рамках дополнительной образовательной программы кружка технической направленности «Страна LEGO». Содержание образовательной деятельности раскрыто в рабочей программе «Страна LEGO», предполагающей 2 ступени обучения:
1 ступень - «Новичок» для детей 5-6 лет. Дети знакомятся с уникальными возможностями моделирования построек в программе LEGO- WеDо. Организация образовательной деятельности выстраивается в индивидуальных и подгрупповых формах работы с детьми;
2 ступень - «Робототехника» ( возрастная категория: с 6 до 7 лет) предполагает освоение LEGO - конструирования с использованием робототехнических конструкторов : LEGO - WeDO, ROBO-KIDS.
Конструкторы данного вида предназначены для того, чтобы положить начало формированию у воспитанников подготовительных групп целостного представления о мире техники, устройстве конструкций, механизмов и машин, их месте в окружающем мире. Реализация данного курса позволяет расширить и углубить технические знания и навыки дошкольников, стимулировать интерес и любознательность к техническому творчеству. На этом этапе работы предполагается организация совместной проектной деятельности, активное привлечение родителей к техническому творчеству.
3 направление: - предполагает активное обучение педагогов LEGO -технологии, как за счет курсовой подготовки, так и организации обучающих семинаров-практикумов, мастер - классов, открытых занятий и т. д. А также открытие LEGO – центра – это учебное помещение детского сада, оснащенное образовательными робототехническими конструкторами для сборки робота маленькими детьми без навыков компьютерного программирования (чтобы оживить робота, используются специальные карты, с помощью которых осуществляется программирование робота).
Ожидаемые результаты:
формирование у дошкольников устойчивого интереса к робототехнике и образовательным областям общеобразовательной программы детского сада: Познавательное развитие, Речевое развитие, Художественно – эстетическое развитие, Социально – коммуникативное развитие.
формирование умения работать по предложенным инструкциям;
формирование умения творчески подходить к решению задачи;
формирование умения довести решение задачи до готовности модели;
формирование умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;
формирование умения работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.
Использование робототехники в проектной деятельности.
Работа в проектной деятельности учит планировать и самостоятельно выполнять творческие задания. Например: дети и педагоги создают проекты: «В мире животных», «Мы идём в зоопарк», «Мы строим Космодром», «Летим к звёздам», «Станция на орбите», «Транспорт», «Великие открытия», «Растительный мир и животный», «Чудесный парк» и другие.
Список литературы:
1. Комарова Л. Г. «Строим из ЛЕГО» - М., «Педагогика», 2015.
2. Наука. Энциклопедия. – М., «РОСМЭН», 2016.
3. Энциклопедический словарь юного техника. – М., «Педагогика», 2016.
4. Ишмакова М. С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях
введения ФГОС. Пособие для педагогов. - М., «Педагогика», 2016.