Светлана Салахова
Приобщение дошкольников к детскому научно-техническому творчеству посредством Лего-конструирования и робототехники
▼ Скачать + Заказать документы
Внедрение ФГОС ДО предполагает использование в работе воспитателя новые педагогические технологии. Одной из них является – Лего - конструирование и робототехника. Конструкторы Лего позволяют ребенку фантазировать, мыслить и действовать. Через использование данных конструкторов можно реализовать все 5 образовательных областей (речевое развитие, художественно-эстетическое, физическое, познавательное и социально-коммуникативное, в зависимости от того, какую цель поставил педагог.
Публикация «Приобщение дошкольников к детскому научно-техническому творчеству посредством Лего-конструирования и робототехники» размещена в разделах
Основы современной робототехники дети изучают в процессе освоения Лего - конструирования, которое объединяет в себе элементы игры и экспериментирования.
В процессе такого вида деятельности ребенок приобщается к основам технического конструирования, у него развивается творческая активность и самостоятельность, способность к целеполаганию и познавательным действиям. Кроме того, развивается интерес к моделированию и конструированию.
Все эти личностные качества дошкольника полностью соответствуют зада-чам развивающего обучения и основным положениям ФГОС ДО.
Оригинальность и особенность применения данной технологии:
1. Первая особенность заключается в том, что субъектами инновационного процесса являются дети, родители и педагоги. Данная педагогическая инновация включает образовательно-техническую направленность, что определяет гуманистическую составляющую инновационной деятельности.
2. Второй отличительной особенностью данной инновации является необходимость системного охвата возможно большего числа педагогических проблем.
3. Предполагаемый конечный результат инновационной деятельности – практическое воплощение в виде:
- нового содержания, методов, форм организации образовательной деятельности детей;
- нового подхода к оказанию социальных услуг в области образования на основе реальных запросов родителей, новых форм дошкольного образования.
Цель применения Лего – конструирования и робототехники : выявление и развитие способностей дошкольников к научно- техническому творчеству и формирование интереса к инженерным дисциплинам, математике и предметам естественно-научного цикла.
Задачи:
- приобщить к научно – техническому творчеству : развить умение постановки технической задачи, умение собирать и изучать нужную информацию, находить конкретное решение задачи и материально осуществлять свой творческий замысел;
- развить продуктивную (конструирование) деятельность: обеспечить освоение детьми основных приёмов сборки и программирования робототехнических средств, составлять таблицы для отображения и анализа данных;
- формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности и ок-ружающего мира: формировать представление о правилах безопасного поведения при работе с электротехникой, инструментами, лабораторными приборами;
- воспитывать ценностное отношение к труду и его результатам;
- формировать навыки сотрудничества детей и педагогов, родителей, как равных субъектов образовательно – воспитательного процесса;
- выявить и обеспечить дальнейшее развитие одаренным, талантливым детям, обладающим нестандартным мышлением, способностями к научно-техническому творчеству.
Механизмы организации обучения:
1. Конструирование по образцу - прямая передача готовых знаний, способов действий основанная на подражании.
2. Конструирование по модели.
Детям дается в качестве образца модель - но скрывающая от ребенка, очертание отдельных ее элементов. Конструирование по модели - усложненная разновидность конструирования по образцу.
3. Конструирование по условиям.
Образца – нет; рисунка (схемы) – нет; способов возведения – нет. Определяем только условия, которым должна соответствовать постройка, ее практическое значение.
4. Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам.
Из деталей строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов.
5. Конструирование по замыслу.
Большая возможность для развертывания творчества и проявления самостоятельности. Дети сами решают, что и как будут конструировать.
6. Конструирование по теме.
Детям предлагают общую тематику конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек, выбирают материал и способы выполнения.
Планируемые результаты освоения модуля «Лего-конструирование» и «Робототехника» : увеличение количества детей, имеющих сформированный интерес к научно-техническому творчеству, умеющих
- работать с мелкими деталями;
- создавать более сложные постройки;
- возводить конструкции по чертежам без опоры на образец;
- преобразовывать конструкцию в соответствии с заданными условиями;
- общаться друг с другом, объединяться в детский коллектив с целью решения задачи, распределения, принятия важного конструктивного решения.
Достижение таких результатов возможно за счет обновлений содержа-ния дошкольного образования и технологий, используемых в ходе образовательной деятельности. Работая с конструктором Лего, воспитанники имеют возможность экспериментировать при создании моделей, обсуждать идеи, возникающие во время работы, воплощать их в постройке, планировать их усовершенствование. Образовательная робототехника отражает все грани научно-технического творчества в настоящее время и является уникальной образовательной технологией, направленной на поиск, подготовку и поддержку нового поколения молодых исследователей с практическим опытом командной работы на стыке перспективных областей знаний. Анализ мнений родителей по внедрению Лего-конструированию и робототехники в образовательном учреждении показал высокую социальную востребованность данного направления работы и необходимость его развития, т. к. родители желают видеть своего ребёнка технически грамотным, общительным, умеющим анализировать, моделировать свою деятельность, социально активным, самостоятельным и творческим человеком, способным к саморазвитию.