Диана Абдулжалилова
Опыт применения Лего и робототехнических конструкторов в развитии технического творчества детей
▼ Скачать + Заказать документы
Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике.
Игра – необходимый спутник детства. Одним из средств познавательного развития детей являются лего-технологии, которые позволяют детям развиваться - играя, и обучаться в игре.
Публикация «Опыт применения Лего и робототехнических конструкторов в развитии технического творчества детей» размещена в разделах
- Лего. Конструктор LEGO
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Роботы и робототехника. Программирование
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» январь 2018
Принципы, заложенные в основу лего-технологий - интерес - познание – творчество. ЛЕГО-технология, бесспорно, претендует называться интерактивной педагогической технологией, так как стимулирует познавательную деятельность дошкольников. Лего в переводе с датского – «умная игра»
Технические объекты окружают нас повсеместно, в виде бытовых приборов и аппаратов, игрушек, различных машин. И детям с раннего возраста интересны динамичные игрушки. Благодаря разработкам компании LEGO мы можем знакомить ребят с основами строения технических объектов.
Лего-конструирование и робототехнику я применяю в совместной деятельности с детьми, индивидуально, либо малыми группами в специально-оборудованном Лего-центре, где созданы условия для организации конструктивной деятельности детей : большой ковёр, расставлены столы, разложен строительный материал, игрушки и другие дополнительные материалы, а также большая интерактивная доска для создания разного рода программ по робототехнике.
Работу с лего-конструированием начинала с формирования у детей первичных представлений о робототехнике, о профессиях, связанных с изобретением и производством технических средств, оформления фотоальбомов, презентации. Далее проводила серию занятий «Страна роботов», где дети по своим фантазиям лепили, рисовали и изготавливали из подручных материалов роботов. Затем мы работали с обучающим конструктором «Простые механизмы», где дети собирали модели по принципу «от простого к сложному». В набор входит 7 технологических карт сборки. Собираемые нашими детьми роботы из LEGO представлены моделью ПЕРВОРОБОТ LEGO WeDo. Данный конструктор позволяет строить модели различных механизмов, животных, программировать их действия и поведение. Благодаря героям LEGO – Диме и Кате, дети имеют возможность не только конструировать, но и обыгрывать модель. Таким образом, игра объединяется с исследовательской и экспериментальной деятельностью и позволяет создать свой собственный мир первороботов LEGO.
Методические приёмы, используемые в деятельности с LEGO –конструктором
1. Обследование LEGO-деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа, восприятия целостности постройки из LEGO – деталей.
2. Показ некоторых действий и комментирование действий с конструктором. Для того чтобы задать направление деятельности, необходимо показать один вариант действия, чтобы дети, в дальнейшем активизируя мыслительную деятельность, нашли другие. Например, показать, как скрепляются две детали, и попросить найти другие способы скрепления.
3. Предъявление речевого образца. Педагог должен предъявить детям образцы высказываний.
4. Выполнение словесных инструкций. Словесные инструкции в процессе занятия сначала формулируются воспитателем, а потом – детьми.
5. Показ картинок, слайдов, фотографий с изображением LEGO - деталей, моделей LEGO и предметов окружающего мира.
6. Проведение бесед.
7. Оценка работы.
В процессе деятельности с LEGO-конструктором используются разнообразные формы заданий: по образцу; по карточкам с моделями; по собственному замыслу; задание дает воспитатель, выполняют дети; задания формулируется ребенком, и выполняются детьми и воспитателем; задания дают дети друг другу; задание дает воспитатель, выполняют родители с ребенком.
В связи с введением робототехники в группах возникает необходимость в поиске новых форм и эффективных приемов стимулирования творческой активности детей.
Для достижения этих целей возможны такие игровые формы, как:
- соревнования;
- выставки;
- сочинения;
- мини-проекты.
Как показала практика, эти формы работы не только интересны дошкольникам, но и стимулируют их к дальнейшей работе и саморазвитию. Учебный материал лучше всего усваивается тогда, когда мозг и руки «работают вместе». Ребенок получает знания в процессе создания, исследования, совершенствования моделей из конструктора, работая при этом как индивидуально, так и в команде.
Повышен интерес и родителей к конструкторам нового поколения через разнообразные формы работы: организацию «виртуальной экскурсии» в LEGO центр (в рамках проведения общего родительского собрания, организации выставки технического творчества «Мой мир LEGO» выпуск фоторепортажей с занятий, проведения дня «Открытых дверей», а также предоставления возможности родителям посещать заседания кружка по LEGO-конструированию и робототехнике;
В этом году наш детский сад принял участие в городском отборочном этапе Всероссийского робототехнического Форума «ИКаРёнок-2017» в г. Новый Уренгой, где команда детского сада заняла 3 место.
Таким образом, систематизировав процесс обучения детей конструированию, положив в основу LEGO-технологии, предполагающие практическое изучение, проектирование и изготовление объектов, создав для этого специальную творческую развивающую LEGO-среду, можно не только научить детей создавать «умные» механизмы и простые конструкции, мыслить логически, развить у детей способности к техническому творчеству, но и создать условия для достижения новых результатов, предоставить дошкольникам возможность самореализоваться в свойственной дошкольнику конструктивной игровой деятельности.
Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения. LEGO–конструирование способствует формированию умения учиться, добиваться результата, получать новые знания об окружающем мире, закладывает первые предпосылки учебной деятельности.