Папки-передвижки

Развитие креативного потенциала у детей дошкольного возраста

Яна Мещерова
Развитие креативного потенциала у детей дошкольного возраста

Развитие креативного потенциала дошкольников посредством театрализованной деятельности

Актуальность темы: Одна из главных задач воспитания в дошкольном учреждении - развитие креативной личности, способной взглянуть на проблему нестандартно, отличающейся любознательностью, инициативностью, способной найти индивидуальное решение вопросов, высказывать оригинальные гипотезы и идеи. Одним из эффективных средств развития креативной личности, воображения, дивергентного мышления является театрализованная деятельность.

Публикация «Развитие креативного потенциала у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Данный вид деятельности обуславливает особое взаимодействие педагогов и детей на базе свободной творческой атмосферы, поощрения детской инициативы и любознательности, свободы выражения своего мнения, стремления к самовыражению и оригинальности. Театрализованная деятельность способствует укреплению дружеских отношений между детьми.

Грамотно организованная театрализованная деятельность способствует развитию в детях творчества, оригинальности мышления, образной памяти, умения находить свое собственное решение, умения отстаивать свою точку зрения, импровизировать, способности к выразительному движению, целеустремленности, способности доводить начатое дело до конца, умения продолжать работу, несмотря на сложности и неудачи, умения решать творческие задачи.

Волшебство театра позволяет детям научиться преодолевать стереотипы мышления, разные комплексы и побудить их индивидуальные творческие способности: танцевальные, актерские, музыкальные, живописные, поэтические и т. д.

Для развития креативного мышления дошкольников посредством театрализованной деятельности в ДОУ необходимо решать ряд задач:

• Создавать необходимые условия для осознания воспитанниками своей одаренности, индивидуальности;

• Способствовать раскрытию творческих способностей и развитию креативности каждого ребенка;

• Формировать ситуации успешности для каждого ребенка;

Развивать в детях самооценку и уверенность в своих способностях;

• Формировать в детях устойчивое отношение к творчеству.

Принципы работы над развитием креативных способностей детей :

• Организация взаимодействия воспитателя с детьми на базе сотворчества и сотрудничества;

• Учет индивидуальных и возрастных особенностей ребенка;

• Индивидуальный подход и вера педагога в креативный потенциал каждого ребенка;

• Уважение мнения ребенка, его личной позиции;

• Активная игровая деятельность дошкольников.

Начинать развивать творческие способности детей посредством театрализованной деятельности рекомендуется с организации специальных игр с детьми, направленных на развитие воображения, интонации, мимики, пантомимики и артикуляции. Это мини-игры, которые могут быть использованы согласно комплексно-тематическому плану работы во время проведения занятий по ознакомлению с окружающим миром, художественной литературой, экологией; во время проведения оргмоментов, физкультминуток, т. е. во всех формах педагогического процесса.

Творческие игры упражнения

Игры-имитации

- Имитация действий, эмоций людей, сказочных персонажей, животных, особенностей поведения. Например, храбрый петушок, неуклюжий медведь, грустный зайчик, хитрая лиса, радостный медвежонок. Дети в процессе изображения разных персонажей учатся азам перевоплощения.

Творческие игровые ситуации

"Веселая рыбалка", "День рождения у мишки", "Играют зайки на лужайке и вдруг появляется волк, который хочет поймать их всех", "Цирк зверей".

Игры-импровизации под музыку ("Снежинки медленно падают или кружатся в снежном вихре", "Разноцветные бабочки порхают с цветка на цветок"). Дети с радостью создают образы согласно темпу и настроению музыки.

Этюды-импровизации

"Надо съесть кашу, которая не нравится", "ученый-изобретатель машины времени", "инопланетянин в детском саду" и т. д.

Театральные этюды по изображению сказочных персонажей

Мини-постановки по текстам авторских стихов, потешек.

В процессе организации таких игр-упражнений нужно обращать внимание на применение жестикуляции, мимики, движений и средств выразительности: темп, ритм речи, особенности голоса, которые помогают передавать многообразие оттенков чувств (радость, обиду, удивление). Детям помогают перевоплотиться в образ элементы костюмов, декораций, которые они выбирают сами для своих игр. Каждый ребенок проявляет характер героя по-своему, выражая свою индивидуальность и творческие способности. Когда ребенок говорит от имени определенного лица, то он быстрее раскрепощается, общается с партнером по этюду или игре. Даже самый пассивный ребенок после исполнения даже незначительной роли начинает проявлять активность, у него возникает радость творчества.

Инсценировка фрагментов песен и художественных произведений

Следующий этап развития творческих способностей личности - нужно переходить к инсценировке фрагментов авторских и русских народных сказок ("Теремок", "Колобок", "Как цыпленок голос искал" и т. п.).

Нужно проигрывать фрагменты сказок с разными детьми, чтобы развивать их разносторонне в процессе театрализованной игры. Такая игра раскрывает индивидуальность каждого ребенка. Благодаря обмену ролями дети начинают осваивать новые роли, подбирая самостоятельно способы выразительности, которые свойственны определенному образу, его эмоций, черт характера и переживаний.

Дети на этом этапе начинают ярче проявлять свое творчество в музыкальных композициях. Здесь задача усложнена проигрыванием роли без слов, являющихся мощным выразительным средством, но зато он может проявлять свои способности движениями, опираясь на музыку.

Инсценировка детских песен

"Лев и брадобрей", "Три поросенка", "Лягушки" и т. д. Движениями и пластикой тела дети передают эмоциональный окрас песен.

В результате применения подобных игр дети приобретают большую уверенность, а их движения - гибкость, выразительность и подвижность.

Творческие способности детей развиваются также благодаря их участию в подборе необходимых костюмов для героев, атрибутов для игры. А иногда дети участвуют и в изготовлении атрибутов, костюмов и расстановке декораций.

Дети самостоятельно разыгрывают небольшие сценки и представления, используя пальчиковый театр, театр на ложках, настольный театр и т. д.

Чтобы театрализованные игры были эффективны для развития творчества детей, нужно правильно организовать предметно-развивающую среду : костюмы, детали которых могут применяться для разных персонажей, т. е. такие костюмы, которые можно использовать в разных вариантах;

Театральные ширмы и разные атрибуты для игр по разным сюжетам, декорации, наличие разных видов театров и материалов к нему; наличие творческих мастерских в группе, где дети могут готовить все необходимое для своих творческих игр, осуществлять свое видение оформления инсценировки или спектакля.

Развитие творческих способностей детей в ходе постановки спектакля

Условия:

• Свободный выбор деятельности, методов осуществления личного замысла;

• Формирование атмосферы эмоционального комфорта личности для ребенка;

• Обогащение предметно-развивающей среды, ее насыщенность, разнообразие;

• Создание воспитателем положительной мотивации, поддержка творческих начинаний дошкольника, отсутствие критики.

Дети при подготовке к показу спектакля получают возможность попробовать сыграть любой образ, который им понравился. Каждый ребенок по-своему отображает особенности характера героя, а обращая на это внимание, дети перенимают друг у друга мимику, жестикуляцию, ритм и темп речи, которые максимально выражают образ героя.

В спектакле должны играть все дети из группы. Сначала эта роль будет незначительной, маленький, но она доставит ребенку невероятную радость от участия в коллективном творчестве и будет способствовать обогащать личный опыт ребенка, поможет самым робким и стеснительным детям преодолеть неуверенность в себе и робость.

Дети с удовольствием обсуждают, выбирают и изготавливают декорации для спектакля, элементы костюмов; рисуют и придумывают афишу спектакля, разрабатывают пригласительные билеты.

Театр, будучи синтезом разных видов искусства: литературы, музыки, живописи, танца, предоставляет детям возможность проявить личные творческие способности в разных областях.

Самореализация творческих способностей, самовыражения личности

• Импровизация в процессе инсценировки, театрализованной игры.

• Сочинение сказки на базе сюжетов, произведений.

• Введение новых персонажей в существующую сказку, создание новых проблемных персонажей.

• Заимствование героев из одной сказки в другой.

• Придумывание продолжения сказки или изменение ее концовки.

• Постановка придуманной сказки.

• Самостоятельное изготовление декораций, кукол для театра на базе личного замысла.

Проектная деятельность детей по теме театра - коллективные и индивидуальные исследовательско-творческие проекты

Формирование ситуации для поиска, свободы и раскованности, которая стимулирует фантазию детей, позволяет импровизировать. В процессе таких игр уместны любые самостоятельно выдвинутые идеи, нестандартные предложения и решения.

Дети могут изменить начало или концовку известной сказки, мультфильма, придумать совершенно новые события, в которых оказывается герой, придумать и добавить новых персонажей.

В результате таких действий возникает совершенно новый сценарий, образ, возникают новые возможности роли.

Сказки, придуманные детьми, могут лечь в основу игр-спектаклей, участвуя в которых дети будут играть особенно эмоционально и непосредственно.

Результат - формирование креативных качеств личности и креативного мышления :

• Отсутствие стереотипов в мышлении - оригинальные, новые, нестандартные идеи, которые не совпадают с общими принятыми стандартами и нормами;

• Способность создавать большое разнообразие замыслов;

• Творческое воссоздающее воображение;

• Способность ассоциировать неоднородные понятия;

• Мобилизация генерации идей;

• Творческое воображение;

• Совершенствование изначального замысла в ходе детализации;

• Умение использовать известные предметы по-новому, действовать с ними по-новому.

Итак, эффективность методики театрализованной деятельности для развития креативности личности ребенка, доказана на практике. Дети в группах, где внедряется данная методика, показывают более высокий уровень развития творческих способностей. Они чаще принимают нестандартные решения, владеют ситуацией новизны, отличаются самостоятельностью в своих суждениях, упорством и инициативностью.

Публикации по теме:

Пескотерапия как средство развития физического и умственного потенциала детей раннего возраста 1слайд- Тема: «Пескотерапия как средство развития физического и умственного потенциала детей раннего возраста». Во что вы любили играть.

Развитие креативного мышления у дошкольников с использованием техники «Крупяной друдл» Добрый день! Уважаемые коллеги, я рада сегодня для вас провести мастер-класс по творческому развитию дошкольников 1 слайд "Развитие креативного.

Развитие воспитательного потенциала образовательного процесса Развитие воспитательного потенциала образовательного процесса и обеспечение условий эффективной реализации воспитания в образовательном.

Развитие креативного мышления средствами различных видов творчества Развитие креативного мышления – залог успеха в жизни Дети — такие создания, которых очень легко научить чему-либо, если при этом заинтересовать.

Методическая записка «Развитие творческого потенциала детей в Детской школе искусств»Методическая записка «Развитие творческого потенциала детей в Детской школе искусств» Методическая записка «Развитие творческого потенциала детей в Детской школе искусств им. А. И. Плотнова» Искусство обращенное к внутреннему.

Методические технологии креативного рисования с детьми старшего дошкольного возрастаМетодические технологии креативного рисования с детьми старшего дошкольного возраста «Кляксография». В основе этой техники рисования лежит обычная клякса. В процессе рисования сначала получают спонтанные изображения. Затем.

Развитие кадрового потенциала в контексте требований ФГОС ДО Одним их важнейших направлений деятельности, в условиях модернизации в системе образования, является развитие кадрового потенциала. Приоритетность.

Развитие творческого потенциала детей в изобразительной деятельностиРазвитие творческого потенциала детей в изобразительной деятельности Раскрытие творческого потенциала является одной из важнейших задач воспитания. Именно от этого зависит полноценное развитие будущей личности.

Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста в импровизированных видах музыкальной деятельности Согласно стандарту дошкольного образования ребёнок на этапе завершения дошкольного периода инициативен, самостоятелен, обладает воображением,.

Развитие творческого потенциала педагога «Только творческий педагог может развить творческое начало в ребенке.» В. А. Сухомлински. Инновационную деятельность в образовании следует.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие креативного потенциала у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 2 октября 2019 в 18:22
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД