Приложение МААМ

Развитие культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста

Дарья Каткова
Развитие культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Каткова Д. В.

воспитатель МАДОУ «Детский сад № 80

комбинированного вида» г. о Саранск

РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ

У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Уважаемые педагоги! хочу поделиться своим опытом работы.

«Развитие культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста». Хочу рассказать, какие методы и приемы работы я использую для того, чтобы привить малышам культурно-гигиенические навыки и умения.

Публикация «Развитие культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

В детском дошкольном учреждении важное внимание уделяется воспитанию здорового дошкольника. Проблема формирования культурно- гигиенических навыков у детей дошкольного возраста является одной из самых актуальных. Работа в данном направлении способствует укреплению здоровья, физическому и психическому развитию, а также воспитанию культуры поведения.

Формирование культурно-гигиенических навыков имеет значение не только для успешной социализации детей, но и для их здоровья.

С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков происходит не просто усвоение правил и норм поведения. Чрезвычайно важен процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых. В работе с детьми нельзя упускать этот процесс, т. к. дошкольный возраст наиболее благоприятен для формирования культурно-гигиенических навыков.

Формирование у детей культурно-гигиенических навыков (КГН) — одна из приоритетных задач педагога дошкольного образовательного учреждения. Просто рассказать детям о том, как себя вести и соблюдать чистоту будет недостаточно. Наилучший способ усвоения детьми культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания - практические занятия.

В своей работе с детьми я использую методы и приемы, обеспечивающие наиболее успешное решение поставленных задач.

В ход идет личный пример, на практике отрабатываются алгоритмы действий на тему: «Как правильно вести себя за столом», «Правила посещения туалета», «Правила гигиены», «Алгоритмы одевания осенью, весной, зимой, летом», «Предметы личной гигиены», «Как правильно мыть руки».

В процессе работы мы отрабатываем игровые и проблемные ситуации на темы: «Домик для моей одежды», «Надо, надо умываться!», «У меня в шкафу порядок», «Катя моет руки» и другие.

При реализации режимных моментов я обязательно использую потешки, песенки, стихи по теме.

Для достижения поставленной цели необходимо проводить с детьми беседы, организовать показ и рассматривание сюжетных картинок.

Не лишним будет привести в пример положительные навыки других детей. Не последнюю роль имеет похвала, как способ поощрения ребенка за приобретенные им навыки.

Также, одним из вариантов освоения детьми культурно-гигиенических навыков может быть наблюдение за трудом няни (моет посуду, протирает пыль, моет полы).

Родителям даются рекомендации и советы по воспитанию культурно-гигиенических навыков в быту.

Формирование культурно – гигиенических навыков процесс длительный, поэтому работа по воспитанию культурно-гигиенических навыков проводится ежедневно:

- В процессе режимных моментов в течение дня (приём детей, умывание, организация приёма пищи, раздевание и одевание).

- В игровой деятельности детей.

- В непосредственно образовательной деятельности

Все режимные моменты проходят в игровой форме, все приёмы обеспечивают динамичность, максимально удовлетворяют потребности ребёнка в самостоятельной деятельности.

Во время утреннего приема воспитываю общую культуру поведения детей - привычку здороваться, разговаривать спокойным голосом, не кричать. Обращаю внимание на внешний вид детей, побуждая к стремлению выглядеть опрятно.

Отдельно обращаю внимание детей на уход ребенка из детского сада. Ребенок должен не забывать о правилах хорошего тона, а именно, прощаться с детьми и воспитателем.

Я думаю, это формирует положительное отношение к детскому саду и дает настрой на следующее посещение.

В процессе умывания уточняю правила мытья рук, используя алгоритм «Моем руки», объясняю целесообразность мытья рук. Напоминаю о правилах поведения в туалете, используя потешки.

В течении дня совершенствуем навыки аккуратного приёма пищи. Обращаю внимание детей на то, как накрыты столы, наличие столовых приборов, их расположение и назначение. Напоминаю детям о правилах поведения за столом.

Подготовка к прогулке (одевание).

Перед тем как выйти в раздевалку – ждем «Тишину», далее в такой тишине одеваемся постепенно. Слежу за тем, чтобы дети одевались одновременно. На стене висит алгоритм одевания летом, зимой и в весенне – осенний период для того, чтобы дети могли посмотреть, как нужно одеваться в определенное время года.

Так же хвалю детей, которые одеваются правильно, быстро и тихо:

Одеваемся по порядку,

Привыкаем к порядку.

Обращаю внимание на тех, кому нужна помощь.

При возвращении с прогулки (раздевание)

Контролирую процесс последовательности раздевания, слежу за тем, чтобы дети аккуратно убирали вещи в шкаф.

Подготовка ко сну

Продолжаю учить аккуратно складывать одежду на стульчики. Говорю, что в спальне нельзя шуметь.

Подъем детей

Совершенствую умение самостоятельно раздеваться и одеваться в определенной последовательности.

Использую комплекс гимнастик пробуждения, а также использую массажные коврики для закаливания ног. Обращаю внимание детей как нужно правильно одеваться.

После того, как дети оделись, девочкам предлагаю – посещение парикмахерской (девочки идут причесываться). Во время причесывания девочек обращаю внимание на то, какие красивые, чистые волосы. Также напоминаю, что нужно делать, чтобы волосы были ухоженные.

Для положительного настроя детей используется художественное слово, иллюстративный материал.

По мере усвоения культурно-гигиенических навыков, полученный опыт переносится в игровую деятельность. Игры в свою очередь становятся показателем усвоения культурно-гигиенических навыков.

Приобретённые навыки гигиенической культуры закрепляются в процессе чтения художественной литературы: чтение отрывка К. Чуковского «Федорино горе», «Мойдодыр».

Тесный контакт с родителями воспитанников позволяет мне более успешно решать проблему формирования КГН. Дети дома с родителями повторяют знакомые потешки, стихи, сказки, закрепляют навыки, развивают речь, расширяя представления об окружающем. Ежемесячно проводятся беседы, анкетирование с родителями на тему развития культурно-гигиенических навыков. В приемной выставляются консультации для родителей по теме, лэпбук, буклеты.

Заключение

К первоочередным задачам воспитания маленького ребенка следует отнести воспитание культурно-гигиенических навыков.

Необходимо вызвать у детей желание действовать определенным образом. Этому во многом могут способствовать условия детского сада: благоустроенное помещение, мебель, соответствующая возрасту детей. Но мало вызвать желание, надо научить ребенка действовать соответствующим образом.

Изучив психолого–педагогические аспекты формирования культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста, и проведя практическую работу, я считаю, что наглядные приемы играют важную роль в работе с детьми раннего возраста.

Наглядные приемы вызывают у малышей положительные эмоции, обеспечивают более высокую восприимчивость ребенком выполнения того или иного действия.

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах.

Показанные и освоенные действия в результате постоянных упражнений в повседневной деятельности перерастают в устойчивые культурно–гигиенические навыки.

Литература

1. Методика и условия формирования культурно – гигиенических навыков у дошкольников [Электронный ресурс]. Электрон. текстовые. дан. – Режимный доступ: https://ds178.ru/?cat=kindergartner/culturehygiene ., свободный.

2. Яковенко, Т. А. О воспитании культурно-гигиенических навыков [Текст] / Т. Яковенко, З. Ходонецких // Дошкольное воспитание. – 2018. - №8. – С. 15-20.

Публикации по теме:

«Маленький  Мойдодыр»  как средство формирования культурно-гигиенических навыков у детей«Маленький  Мойдодыр»  как средство формирования культурно-гигиенических навыков у детей Наблюдая за детьми, часто замечала, что выходя из туалета или перед едой дети забывают мыть руки. Они моют чаще после напоминания воспитателя.

Формирование культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста (видео) Почти полтора месяца мы пробыли в самоизоляции. Конечно, назвать это время лёгким нельзя. Пришлось искать новые формы и приёмы работы с.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возрастаФормирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм культуры поведения, а чрезвычайно.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы. Актуальность проекта. Выбранная тема показалась мне интересной и актуальной.

Фотоотчёт о воспитании у детей младшего дошкольного возраста культурно-гигиенических навыковФотоотчёт о воспитании у детей младшего дошкольного возраста культурно-гигиенических навыков «Ну, что за неряха!» - в сердцах восклицает иной родитель, будто и не причастен к тому, что ребёнок таков. А ведь опрятность и аккуратность.

Игровые ситуации по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста 1. Покажем Мишке как мы умеем одеваться. Цель: в игровой форме побуждать детей соблюдать алгоритм одевания. Мишка пришел в детский сад и.

Методическая разработка проекта по формированию культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возрастаМетодическая разработка проекта по формированию культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста Актуальность. Личная гигиена — это совокупность навыков и привычек, которые приобретаются уже в дошкольном возрасте и применяются в течение.

План по самообразованию по теме «Формирование культурно — гигиенических навыков у детей младшего возраста» Дата начала работы над темой: сентябрь 2020 г. Дата окончания работы: май 2021 г. Цель: формирование простейших культурно - гигиенических.

Планшет из фетра для воспитания культурно-гигиенических навыков у детей группы раннего и младшего дошкольного возрастаПланшет из фетра для воспитания культурно-гигиенических навыков у детей группы раннего и младшего дошкольного возраста Случайно наткнулась в интернете на планшет "Микробы" и была восхищена задумкой и исполнением. И спешу поделится своим вариантом (с немного.

Семейный клуб «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста»Семейный клуб «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста» С раннего детства нужно прививать ребенку навыки, которые впоследствии превратятся в привычку культурного поведения. Если ребенка постоянно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 20 июня 2022 в 12:59
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Дарья Каткова (УИ 226206) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД