Юлия Дмитриенко
Развитие леворуких детей с помощью рисования песком
▼ Скачать + Заказать документы
(Статья опубликована в материалах научно-практической конференции «Поликультурное образование: современное состояние, тенденции и перспективы развития», декабрь 2013 г.)
Наше общество создало достаточно благоприятные бытовые условия для праворуких людей, а леворукие во многом обделены и им труднее адаптироваться, особенно маленьким детям. Уже в дошкольном детстве леворукий ребенок сталкивается с различными бытовыми и личностными проблемами, определенными его доминирующим полушарием.
Публикация «Развитие леворуких детей с помощью рисования песком» размещена в разделах
- Животные Африки, жарких стран. Рисование
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование песком и на песке
- Рисование. Все материалы
- Темочки
Мозг человека состоит из правого и левого полушария. Левое полушарие отвечает за конкретное мышление, речь, а правое – за абстрактное и образное мышление, творческие навыки. Ведущее полушарие определятся к трем годам. Если доминирует левое полушарие, ребенок, становится правшой, а если правое - левшой. Леворукие дети более доверчивы, ранимы, эмоциональны, тревожны. Они плаксивы, капризны, подвержены вспышкам отрицательных эмоций. Несмотря на это леворукий ребенок часто обладает настойчивым характером, целеустремленностью. На третьем году жизни у таких деток наблюдаются склонности к художественному творчеству. Они раньше и тоньше чувствуют цвет и форму предмета, видят незначительные отличия предметов, более индивидуализируют окружающий мир. Возможно именно поэтому среди воспитанников художественной школы очень много леворуких детей. Ведь каждый из них неординарен, мыслит образно. Свой внутренний мир они стараются отразить в творчестве.
Так как творческие люди чаще отличаются своим неординарным мышлением, небрежностью, импульсивностью, педагоги, работающие с такими детьми, должны учитывать их нестандартные особенности и находить правильный подход в организации образовательной деятельности.
В работе с леворукими детьми, я организую художественно – изобразительную деятельность, используя нетрадиционный способ рисования со здоровье сберегающим эффектом - рисование песком. Песок – это один из любимых игровых материалов ребенка дошкольного детства. Играя в песок, малыш погружается в свой сказочный, неведомый мир. Строя замки из песка, активный ребенок успокаивается, а замкнутый, неразговорчивый – напротив, начинает раскрываться, вести беседу и общаться с окружающими. Наблюдая за тем, как песок положительно влияет на психоэмоциональное здоровье ребенка, мы решили создать условия для рисования песком как элемента песочной терапии. Использование песка в изобразительной деятельности имеет ряд преимуществ. Песок дает детям возможность не только воплощать творческий замысел, но и изменять его, быстро достигать желаемого результата. Эта техника хороша тем, что рисуя, можно изменять изображаемое, не боясь, что задуманное не получится. В процессе рисования повышается тактильная чувствительность, развивается мелкая моторика рук, которая, в свою очередь, стимулирует речь, что особенно важно для леворуких детей. У детей снимается напряжение, исчезают волнения, пропадают страхи. В технике рисования песком задействованы обе руки, поэтому развивается амбидекстрия (умение пользоваться и левой, и правой рукой, что стимулирует развитие пространственного воображения и мелкой моторики рук. Психолог Роберт Орнстейн обнаружил факт: когда «более слабое» из двух полушарий стимулируется и включается в работу вместе с «более сильным», то происходит удивительный результат: увеличиваются все способности и эффективность деятельности человека.
Систематические занятия рисования песком достаточно быстро развивают мелкую моторику правой руки и у детей постепенно формируются качества, свойственные левополушарным детям.
Для включения ребенка в художественную деятельность не требуется создавать дополнительных условий для появления внутренней мотивации малыша. Ему интересно всё : и потрогать песок на ощупь, и пересыпать его из ладошки в ладошку, и поводить обеими руками по песчаной поверхности в ожидании причудливых изображений. Сам процесс рисования на песочном столе завораживает ребенка применением необычного материала для рисования. Находясь в помещении без света, ребенок, совершенно забывает о страхе темноты, погружается в творческий процесс, реализует свой фантастический замысел или следует за сюжетом музыкального произведения, воплощая его в песочных картинах.
Рисованием песком помогает развивать обе руки и делается это ненавязчиво. Мы не переучиваем ребенка и дошкольник, оставаясь левшой, развивает правую руку.
Леворукий ребенок – это не подарок судьбы и не испытание. Это просто человек, родившийся с другим полушарием мозга. Не учитывать это обстоятельство нельзя и работать с ним, как с праворуким, тоже нельзя.
Песочная терапия, конечно, благотворно влияет на всех, кто к ней обращается, но для леворуких детей она - одна из наиболее эффективных техник рисования, помогающая в решении многих личностных проблем.
Литература
Безруких В. А. Проблемные дети. - М., 2000
Айрапетянц В. А. Леворукий ребенок : Воспитание и обучение детей с нарушением развития. - 2003-№3