Ирина Барсукова
Развитие личности ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие любых навыков оказывает важное влияние на созревание психики в процессе формирования личности ребенка.
Совершенствование познавательной сферы дошкольника имеет высокую значимость для общего развития ребенка, его дальнейшей школьной и социальной адаптации.
Публикация «Развитие личности ребенка» размещена в разделах
Еще более актуально вмешательство в процесс формирования функций познавательной сферы у детей, чье развитие проходит со сложностями. Это связано с тем, что недостаточное развитие той или иной функции может препятствовать дальнейшему обучению ребенка.
Как известно, речь и мышление — процессы взаимосвязанные, неотделимые друг от друга, следовательно, при нарушениях в речевом развитии становление мышления не происходит на должном уровне, что влечет за собой сложности в становлении различных сфер личности.
Хорошо развитые память и восприятие повышают эффективность обучения ребенка. Таким образом, желательно, чтобы любой познавательный процесс был хорошо развит, так как это может способствовать расширению способностей ребенка.
Закладка фундамента этих качеств происходит в дошкольном детстве, так как именно в это время происходит основное формирование познавательных функций.
Этот этап продолжается с 3 до 6–7 лет, и именно в это время происходит становление всего многообразия свойств и качеств человека.
Происходят важные качественные изменения в его личности, которые вместе с достижениями всего предыдущего жизненного этапа становятся фундаментом дальнейшей жизни. В связи с этим данный период считается одним из наиболее благоприятных для развития всех психических процессов, которое идет как никогда мощно и стремительно. Из совершенно беспомощного существа, каковым является младенец, ребенок превращается в относительно самостоятельного, активного человека, несмотря на пока еще юный возраст.
Основными направлениями психического развития дошкольника являются:
- Формирование основ личности;
- Расширение сфер деятельности;
- Развитие познавательной сферы.
В период дошкольного детства закладываются основы личности.
Прежде всего, ребенок учится осознавать самого себя: он принимает свое имя, пол, возраст, собственное тело. Ребенок постепенно начинает осознавать свою активность, деятельность, происходит закладка системы самооценивания. Дошкольник учится управлять своим поведением, предвидеть результат своей деятельности и производить контроль над своими действиями.
Возраст 5 лет является особо важным периодом для развития произвольности.
Инициатива позволяет планировать и стремиться к «атаке» той или иной задачи, которую ставит перед собой ребенок.
После развития чувства автономности, которое формировалось на предыдущем возрастном этапе, он начинает исследовать свой собственный мир и действовать в нем.
Он наблюдает за действиями взрослых, имитирует их и может заниматься воображаемыми играми в течение нескольких часов.
Кризис развития состоит в том, как удовлетворять собственные желания настолько широко, насколько это возможно без переживания чувства вины.
В этот же период времени появляется нравственная категория — совесть. В поведении ребенок руководствуется своим собственным пониманием того, что хорошо и что плохо. В какие - то периоды он может быть жестоким и бескомпромиссным, если это никак не сдерживается соответствующим родительским руководством. Например, на этой стадии часто появляется ревнивая ярость против вторгающихся в мир ребенка братьев и сестер. Он учится сдерживать ярость и контролировать свои импульсы. На этой стадии ребенок идентифицируется с человеком своего пола, который о нем заботится, и пытается «ухаживать» за людьми противоположного пола.
Особое внимание стоит обращать на тех детей, которые демонстрируют педантизм и послушание, не способны придумывать и составлять задания, которые боятся попробовать что-то новое, кому не хватает чувства решительности и целеустремленности в своей жизни.
Фразы родителей, мешающие успешному проживанию данной стадии:
«Тебе нельзя, ты еще маленький!»;
«Не трогай!», «Не смей!», «Не лезь куда не следует!»;
«У тебя все равно не получится.»;
«Давай лучше я сделаю», «Опять ты напакостил!», «Ай-ай-ай, опять ты. (здесь могут быть разные варианты, но общий смысл: сделал что-то не так, не справился)».
Основная задача данного периода — получить ответ на вопрос, задаваемый ребенком самому себе :
«Как много я могу сделать?» Чем более скромный ответ он сможет дать себе, тем больше вероятность развития такой особенности характера, как лень. Данное свойство «человеческой души» может зародиться именно в этом возрасте; в дальнейшем оно будет мешать ребенку, не давая приступать к тому или иному делу в связи с отсутствием инициативности, упорства, настойчивости.
В течение начальных этапов жизни постепенно расширяется сфера деятельности ребенка. От взаимодействия только с узким кругом близких родных он переходит к общению со сверстниками и взрослыми, не являющимися членами постоянного окружения (например, врач из поликлиники, которого ребенок видит достаточно редко, дальние родственники).
За время дошкольного детства изменяются и усложняются общие навыки: малыш учится играть, рисовать, конструировать, выполнять элементарные трудовые поручения. Вместе с этим происходит и освоение целей и мотивов данных видов деятельности, у ребенка формируются определенные навыки, умения, способности, а также личностные качества.
Ребенку некогда ждать – слишком много нужно постичь до того момента, когда его будут считать – «большим». Однако постижение не дается само собой. Должны быть сформированы инструменты, которые позволяют двигаться вперед. К таким инструментам относятся внимание, память, мышление, воображение, речевые и коммуникативные навыки ребенка.
Нельзя развивать сегодня мышление, завтра память, а послезавтра речь малыша. Все эти процессы взаимосвязаны, один без другого немыслимы, и в то же время замедление одного процесса чревато осложнениями в другом. Скачек, который предстоит сделать ребенку в период дошкольного детства поистине огромен.
К 5 годам перед нами уже сложившаяся личность со своими характерными особенностями, жизненным опытом и установками.
Как же все успеть? Как помочь ребенку преодолеть трудности, создать условия для его роста и развития?
Оказывается, далеко идти не надо, вы сами родители можете помочь своему ребенку развить все эти способности – играя с ним.
В игре происходит развитие всех личностных параметров ребенка. Именно играя, он без особого труда осваивает окружающий мир, пытается найти в нем свое место.
Вот несколько игр и упражнений которые помогут вам построить общение с ребенком. Провести время вместе и с пользой.
Игры для развития внимания
Основная задача игр данного раздела - формирование произвольного внимания, необходимого для развития умения контролировать свои действия и сосредотачиваться.
У ребенка, достигшего хорошего уровня развития произвольного внимания, снижается двигательная расторможенность и утомление.
1. Игра «Фигуры из спичек»
Взрослый выкладывает на столе из спичек, у которых срезаны серные головки, фигуру и предлагает ребенку внимательно рассмотреть ее и запомнить. Затем фигура закрывается, и ребенок воссоздает ее по памяти.
2. Игра «Простые рисунки»
При знакомстве с упражнением взрослый рисует на листе бумаги солнце, волны, горы и просит ребенка обвести их.
В дальнейшем изображения можно усложнить и предложить ребенку не только обвести их, но и дорисовать.
Кроме того, ребенка можно попросить соединить линиями точки, нарисовав таким образом узор, или обвести одну из линий, например, красным цветом, а другую - синим, и т. д.
3. Игра «Разноцветные точки»
На листе неразлинованной бумаги взрослый рисует ряд разноцветных точек, а затем предлагает ребенку соединить между собой точки одного цвета.
Игры в дороге
Представленные ниже упражнения не требуют специально отведенного пространства и времени, а также подготовки игрового материала. Они направлены на развитие произвольного внимания, мышления и ряда других познавательных процессов. Кроме того, они помогут ребенку не заскучать в дороге и снять напряжение, которое вызвано однообразием деятельности.
1. Игра «Рифмовки»
Взрослый произносит слова и просит ребенка придумать к ним рифмы.
Упражнение следует начинать с использования односложных слов, постепенно включая слова, содержащие два и более слогов.
Через некоторое время участники меняются ролями, упражнение возобновляется.
2. Игра «Повторение»
Взрослый произносит ряды цифр, букв или названий предметов и предлагает ребенку их воспроизвести.
Задание можно усложнить, предложив ребенку запомнить и повторить ряд, состоящий из цифр, букв и названий предметов.
3. Игра «Угадай слово»
Взрослый произносит начало слова и предлагает ребенку назвать его целиком.
Задание можно усложнить, назвав ребенку конец слова и предложив ему подобрать его начало.
4. Игра «Правая-Левая»
Ребенок идет рядом со взрослым или впереди него и выполняет команды взрослого, который говорит, с какой ноги начинать шаг.
5. Игра «Что потом?»
Перед началом упражнения взрослый объясняет ребенку, что есть ряд событий и явлений, которые происходят только в определенной последовательности, например: за вторником следует среда и т. д.
Затем взрослый называет одно из явлений, событий, цифр и т. д. и предлагает ребенку назвать следующее за ним, например: зима - весна, май - июнь, дошкольник - школьник, первый - второй, день - вечер, три - четыре и т. д.
6. Игра «Отдохни»
Взрослый говорит ребенку :
- Ноги каждого из нас, если они долго ходят, устают. Нужно дать им немного отдохнуть. Но отдыхать будет не вся нога, а только ее часть. Если я хлопну в ладоши один раз, ты пойдешь на носочках, дав отдохнуть пяточкам, а если два раза - будут отдыхать носочки, а ты пойдешь на пяточках.
Ребенок выполняет задание.
7. Игра «Соедини звуки»
Взрослый произносит слово отдельными звуками, например: «д», «о», «м». Ребенок внимательно слушает, а затем произносит слово целиком.
8. Игра «Нелепицы»
Взрослый произносит небольшие предложения, содержащие фактические или грамматические ошибки, например: «Зимой в саду зацвели яблони»; «Кошка залезла на дерево и от страха стала лаять»; «Петя ел большой зеленый яблоко» и т. п.
Ребенок внимательно слушает, а затем, устранив ошибки, произносит предложение.
9. Игра «Слова наоборот»
Взрослый произносит слово наоборот, например: азок (коза, оник (кино) и т. д. Ребенок внимательно слушает, а затем произносит слово правильно.
Литература
1. Ануфриев А. Ф., Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. - М. : Ось-89, 2003.
2. Костромина С. Н., Нагаева Л. Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению? - М. : Ось-89, 2004.
3. Монина Г. Б., Лютова Е. К. Проблемы маленького ребенка. - СПб. : Речь, 2005.
4. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? - М. : Генезис, 1998.
5. Лэндрет Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений: пер. с англ. / Л. Г. Лэндрес: предисл. А. Я. Варга. М., 1994.