Галина Смирных
Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста через дидактическую игру и ТРИЗ технологию
▼ Скачать + Заказать документы
В соответствии с современными тенденциями развития образования, мы должны выпустить из детского сада человека любознательного, активного, принимающего живое, заинтересованное участие в образовательном процессе, обладающего способностью решать интеллектуальные и личностные задачи, а также овладевшего универсальными предпосылками учебной деятельности. Роль логики при этом невозможно переоценить. Чтобы школьник не испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас, в дошкольный период, необходимо готовить ребенка соответствующим образом. Логическое мышление по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Оно оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Многие думают, что развитое логическое мышление — это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Однако, существуют исследования известных психологов, подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься (даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны).
Публикация «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста через дидактическую игру и ТРИЗ технологию» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Логическое мышление
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- ТРИЗ. Игры, дидактические пособия
- Темочки
Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.
Первым помощником в формировании логического мышления является игра – одно из самых привлекательных для детей занятий. Логические игры воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Любая логическая задача на смекалку, для какого бы возраста она не предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т. д. В своей работе мы используем методы и приемы ТРИЗ технологии как инновационное средство развития логики и любознательности дошкольника.
Мы, педагоги, стараемся использовать среди современных инноваций в дошкольном образовании именно те методики и технологии, которые не только результативны, но и увлекательны.
Предлагаем вашему вниманию несколько игр ТРИЗ, которые очень нравятся детям, и в которые вы можете поиграть дома.
Игра «Теремок»
Цель: тренировать аналитическое мышление, умение выделять общие признаки путём сравнения.
Правила игры: Вам потребуется несколько предметов, любых. Один вы берёте себе, один даёте ребёнку. Один из вас, назовём его ведущий, будет в домике, в Теремке. Сначала пусть это будет ребёнок, что бы он понял правила игры. Он в теремке, вы подходите со своим предметом и говорите: "Тук - тук. Кто в теремочке живет?". И можете попасть в теремок только в том случае, если скажете, чем ваш предмет похож на предмет ребёнка или отличается от него. Примечание: В ходе игры ведущий может менять установки: "Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты похож на меня. Или: "Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты отличаешься от меня". Похожести и различия могут быть по функции (по назначению предмета, по составным частям, по местонахождению или по видовой принадлежности.
Ведущий - ребенок выбрал гриб.
Взрослый: Тук-тук. Кто в теремке живет?
Ребенок1: Это я, гриб. А ты кто?
Взрослый: А я, ель. Пусти меня к себе жить?
Ребенок: Пущу, если скажешь, чем ты похож на меня.
Взрослый: Ель так же как и гриб растет в лесу.
Ребенок 2: Тук-тук. Кто в теремке живет?
Ребенок 1: Это я, гриб
Взрослый: А я, ель.. А ты кто?
Ребенок 2:А я помидор. Пусти меня к себе жить?
Взрослый: Пущу, если скажешь, чем ты помидор, похож на меня - ель.
Ребенок 2: Помидор, как и ель, тоже растет. И т. д.
Игра "Хорошо-плохо"
Цель: учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.
Правила игры:
Ведущим называется любой объект или в старшем дошкольном возрасте система, явление, у которых определяются положительные и отрицательные свойства.
В: Съесть конфету - хорошо. Почему?
Д: Потому, что она сладкая.
В: Съесть конфету - плохо. Почему?
Д: Могут заболеть зубы.
В: Зубы заболят - это хорошо. Почему?
Д: Вовремя обратишься к врачу. А вдруг бы у тебя болели бы зубы, а ты не заметил.
То есть вопросы идут по цепочке.
В: Человек изобрел огонь. Огонь-это хорошо, почему?
Д: От него становиться тепло. Папа разведет костер, будет весело.
В: Огонь - это плохо. Почему?
Д: Это опасно, может быть пожар. Если дом сгорит, то людям жить будет негде.
Игра «Системный оператор» (Сад-огород).
Цель: закреплять представления детей об изменении фруктов (овощей) во времени.
Материал: карточки с изображением овощей, их надсистемы, системы прошлого и будущего, подсистемы настоящего.
Ход игры: на девятиэкранном фланелеграфе в центре размещаются овощи или фрукты. Дети подбирают карточки в остальные окошки.
Например: по центру в системе настоящего размещена карточка с изображением груши. В надсистеме настоящего- сад, в системе прошлого- семечка, в системе будущего- банка фруктового компота, в подсистеме настоящего- части груши (семечки, кожура, груша).
Таким образом, можно сделать вывод: педагогические возможности логических игр очень велики. Игры и упражнения по логике развивают все стороны личности ребёнка, активизируют скрытые умственные и интеллектуальные возможности. Участие дошкольников в дидактических играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В ТРИЗ играх совершенствуется мышление, логика, воображение, речь, любознательность, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив. Все это позволит ребенку успешнее учиться в школе.