Папки-передвижки

Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста через дидактическую игру и ТРИЗ технологию (3 фото)

Галина Смирных
Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста через дидактическую игру и ТРИЗ технологию
▼ Скачать + Заказать документы

В соответствии с современными тенденциями развития образования, мы должны выпустить из детского сада человека любознательного, активного, принимающего живое, заинтересованное участие в образовательном процессе, обладающего способностью решать интеллектуальные и личностные задачи, а также овладевшего универсальными предпосылками учебной деятельности. Роль логики при этом невозможно переоценить. Чтобы школьник не испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас, в дошкольный период, необходимо готовить ребенка соответствующим образом. Логическое мышление по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Оно оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Многие думают, что развитое логическое мышление — это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Однако, существуют исследования известных психологов, подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься (даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны).

Публикация «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста через дидактическую игру и ТРИЗ технологию» размещена в разделах

Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.

Первым помощником в формировании логического мышления является игра – одно из самых привлекательных для детей занятий. Логические игры воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Любая логическая задача на смекалку, для какого бы возраста она не предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т. д. В своей работе мы используем методы и приемы ТРИЗ технологии как инновационное средство развития логики и любознательности дошкольника.

Мы, педагоги, стараемся использовать среди современных инноваций в дошкольном образовании именно те методики и технологии, которые не только результативны, но и увлекательны.

Предлагаем вашему вниманию несколько игр ТРИЗ, которые очень нравятся детям, и в которые вы можете поиграть дома.

Игра «Теремок»

Цель: тренировать аналитическое мышление, умение выделять общие признаки путём сравнения.

Правила игры: Вам потребуется несколько предметов, любых. Один вы берёте себе, один даёте ребёнку. Один из вас, назовём его ведущий, будет в домике, в Теремке. Сначала пусть это будет ребёнок, что бы он понял правила игры. Он в теремке, вы подходите со своим предметом и говорите: "Тук - тук. Кто в теремочке живет?". И можете попасть в теремок только в том случае, если скажете, чем ваш предмет похож на предмет ребёнка или отличается от него. Примечание: В ходе игры ведущий может менять установки: "Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты похож на меня. Или: "Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты отличаешься от меня". Похожести и различия могут быть по функции (по назначению предмета, по составным частям, по местонахождению или по видовой принадлежности.

Ведущий - ребенок выбрал гриб.

Взрослый: Тук-тук. Кто в теремке живет?

Ребенок1: Это я, гриб. А ты кто?

Взрослый: А я, ель. Пусти меня к себе жить?

Ребенок: Пущу, если скажешь, чем ты похож на меня.

Взрослый: Ель так же как и гриб растет в лесу.

Ребенок 2: Тук-тук. Кто в теремке живет?

Ребенок 1: Это я, гриб

Взрослый: А я, ель.. А ты кто?

Ребенок 2:А я помидор. Пусти меня к себе жить?

Взрослый: Пущу, если скажешь, чем ты помидор, похож на меня - ель.

Ребенок 2: Помидор, как и ель, тоже растет. И т. д.

Игра "Хорошо-плохо"

Цель: учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.

Правила игры:

Ведущим называется любой объект или в старшем дошкольном возрасте система, явление, у которых определяются положительные и отрицательные свойства.

В: Съесть конфету - хорошо. Почему?

Д: Потому, что она сладкая.

В: Съесть конфету - плохо. Почему?

Д: Могут заболеть зубы.

В: Зубы заболят - это хорошо. Почему?

Д: Вовремя обратишься к врачу. А вдруг бы у тебя болели бы зубы, а ты не заметил.

То есть вопросы идут по цепочке.

В: Человек изобрел огонь. Огонь-это хорошо, почему?

Д: От него становиться тепло. Папа разведет костер, будет весело.

В: Огонь - это плохо. Почему?

Д: Это опасно, может быть пожар. Если дом сгорит, то людям жить будет негде.

Игра «Системный оператор» (Сад-огород).

Цель: закреплять представления детей об изменении фруктов (овощей) во времени.

Материал: карточки с изображением овощей, их надсистемы, системы прошлого и будущего, подсистемы настоящего.

Ход игры: на девятиэкранном фланелеграфе в центре размещаются овощи или фрукты. Дети подбирают карточки в остальные окошки.

Например: по центру в системе настоящего размещена карточка с изображением груши. В надсистеме настоящего- сад, в системе прошлого- семечка, в системе будущего- банка фруктового компота, в подсистеме настоящего- части груши (семечки, кожура, груша).

Таким образом, можно сделать вывод: педагогические возможности логических игр очень велики. Игры и упражнения по логике развивают все стороны личности ребёнка, активизируют скрытые умственные и интеллектуальные возможности. Участие дошкольников в дидактических играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В ТРИЗ играх совершенствуется мышление, логика, воображение, речь, любознательность, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив. Все это позволит ребенку успешнее учиться в школе.

Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста через дидактическую игру и ТРИЗ технологию
Фото №1 В соответствии с современными тенденциями Фото №2 Развитие ребенка
Публикации по теме:

Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста «Покажи мне твои средства, чтобы я полюбил твою цель». Б. Брехт. Логическое мышление дошкольников - это мышление при помощи рассуждений.

Дидактическая игра из крышек на развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста «Займи свой домик»Дидактическая игра из крышек на развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста «Займи свой домик» Одна из основных задач воспитания в дошкольном возрасте – своевременное познавательное развитие. Важнейшей стороной познавательного развития.

Мастер-класс изготовления игры «Бабочки летают» на развитие логического мышления для детей дошкольного возрастаМастер-класс изготовления игры «Бабочки летают» на развитие логического мышления для детей дошкольного возраста Материал будет интересен воспитателям и родителям детей дошкольного возраста. Для изготовления игры понадобились: - картон белый; - фломастеры;.

Опыт работы «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста через дидактическую игру» Уважаемы коллеги. Предлагаю Вашему вниманию опыт работы по теме «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста через дидактическую.

Приобщение детей к природе через дидактическую игру «Найди, чья шубка?»Приобщение детей к природе через дидактическую игру «Найди, чья шубка?» Мы растем, растем, растем! Все о мире узнаем. В. А. Сухомлинский писал: «Игра-это огромное, светлое окно, через которое в духовный.

Развитие логического мышления у детей младшего дошкольного возраста Мышление – это важный процесс, который влияет на обучение и развитие ребенка и способствует комплексному развитию личности старшего дошкольника.

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр Развитие логического мышления в старшем дошкольном возрасте помогает формировать у детей высокую активность и глубокие знания в познавательной.

Семинар для педагогов «Развитие речи детей 3–4 лет через дидактическую игру»Семинар для педагогов «Развитие речи детей 3–4 лет через дидактическую игру» В дидактических играх основной задачей является умственное развитие ребёнка, обогащение его знаниями.   С помощью дидактических игр у детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста через дидактическую игру и ТРИЗ технологию
Опубликовано: 25 апреля 2024 в 00:16
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста через дидактическую игру и ТРИЗ технологию» (включая файлы) размещена пользователем Галина Смирных (УИ 665849) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД