МААМ-картинки

Развитие логического мышления у младших дошкольников посредством использования игр и упражнений с блоками Дьенеша

Инна Долгих
Развитие логического мышления у младших дошкольников посредством использования игр и упражнений с блоками Дьенеша

Тема: «Развитие логического мышления у детей младшего дошкольного возраста через использование игр и упражнений с блоками Дьенеша» на занятиях по формированию элементарных математических представлений.

Публикация «Развитие логического мышления у младших дошкольников посредством использования игр и упражнений с блоками Дьенеша» размещена в разделах

В психологии мышление определяется как психическая деятельность, направленная на обобщенное и опосредованное познание объективной действительности путем раскрытия связей и отношений, существующих между познаваемыми предметами и явлениями.

Развитие логического мышления — одна из главных задач всестороннего развития детей, которому следует уделять серьёзное внимание. Мышление - это высшая форма познавательной деятельности человека, процесс поисков и открытия существенно нового. Развитое мышление даёт возможность ребенку понять закономерности материального мира, причинно-следственные связи в природе, общественной жизни и межличностных отношениях. Логическое мышление является основополагающим при достижении успеха в жизни. С его помощью человек способен проанализировать любую ситуацию и выбрать наилучший вариант действий в сложившихся условиях.

Логическое мышление необходимо постоянно тренировать, лучше всего — с раннего детства, чтобы избежать стереотипного мышления, которое свойственно основной массе людей. С помощью логического мышления вы сможете отделять существенное от второстепенного, находить взаимосвязи между объектами и явлениями, создавать умозаключения, искать и находить подтверждения и опровержения.

Развитие мышления возможно с помощью задач на логическое мышление. Они способствуют:

увеличению скорости мышления

осмысленности мышления

• повышению гибкости мышления

• увеличению глубины мышления

развитию свободы и эффективности мышления

• Формирование логического мышления - важная составная часть педагогического процесса.

Решается она в основном средствами занимательности в обучении математике. Математика дает реальные предпосылки для развития логического мышления.

Задача педагога – помочь детям в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, руководить умственной деятельностью детей, организовывать и направлять ее.

Первоначальным источником познания детей является чувственное восприятие, полученное из опыта и наблюдений.

В процессе чувственного познания у них формируются представления – образы предметов, их свойств, отношений.

Понимание логических определений, понятий находится в прямой зависимости от того, как дети пройдут первую чувственную ступень познания.

Чем богаче будут их естественно - научные представления о количественных и пространственных свойствах и отношениях реальных предметов, тем легче им будет в дальнейшем путем обобщения и абстрагирования перейти от этих представлений к математическим понятиям.

В связи с этим дошкольник является субъектом естественно-математического пространства и этому отводится важное место в системе дошкольного образования.

Одним из путей развития математических способностей дошкольников является активное использование блоков Дьенеша. Основные особенности этого дидактического материала - абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Данный дидактический материал является средством для развития произвольного внимания, памяти, формирования умения анализировать, сравнивать, объединять признаки и свойства. В играх с этим материалом развивается творческое воображение и пространственное мышление.

Золтан Дьенеш – венгерский педагог, психолог и математик. Дьенеш хотел сделать математику более доступной и понятной для детей. Он не понимал, почему математику считают трудной. Почему некоторые дети овладевают ей с легкостью, а другим она дается тяжело. Дьенеш провел много различных исследований и изобрел собственный наглядный материал для развития логического мышления (логические блоки или кубики Дьенеша) ребенка с помощью игры. Он создал уникальную авторскую методику обучения (которая получила название «новая математика») деток дошкольного возраста математике. В основу данной методики развития было положено изучение математики при помощи различных увлекательных игр.

Также следует отметить, что Золтан Дьенеш также придумал сказочную страну «Руританию», создал теорию шести стадий изучения математики, разработал многочисленные логические игры.

Логические блоки – это набор, состоящий из 48 объемных геометрических фигур. Следует заметить, что в наборе нет ни одной точно такой же фигуры. Логические блоки Дьенеша – это своего рода уникальный конструктор для развития аналитический способностей у детей с помощью разнообразных интересных развивающих игр. С помощью данных игр дети тренируют память, внимание и восприятие, учатся анализировать информацию.

В данной методике используется принцип “от простого к более сложному”. Следовательно, блоки Дьенеша можно использовать как для развития детей двух лет (самые простые игры, так и для развития логического мышления детей предшкольного и школьного возраста. По данным блокам можно заниматься как в группе, так и индивидуально.

Чему научатся дети, развитие которых происходит по системе Дьенеша?

• - дети смогут выявлять и абстрагировать в предметах определенное свойство (цвет, форма, толщина, размер).

• - научатся сравнивать, классифицировать или обобщать предметы по необходимому признаку (цвету, форме, размеру, толщине).

• - смогут анализировать, сравнивать, классифицировать предметы по двум, трем, четырем признакам.

• - научатся грамотно строить предложения, используя союзы и, или, частицу не. Научатся использовать более сложные грамматические структуры предложений.

- у детей развиваются способности производить действия в уме.

Для детей младшего возраста следует использовать игры, с помощью которых малыши научаться различать предметы по свойствам, а также освоят понятия «такой же как», «не такой как» по таким признакам как форма, цвет, размер, толщина.

Игра “Найди меня” (классификация по одному признаку)

- найти фигуры, которые соответствуют определенному признаку:

• * найди все фигуры желтого (красного, синего) цвета. Найди все фигуры как эта по цвету (показываете малышу фигуру нужного цвета; спрашиваете, какого она цвета)

• * найти все геометрические фигуры в форме круга (квадрата, треугольника, прямоугольника). Найти все фигуры как эта по форме (показываете малышу фигуру нужной формы; спрашиваете, какая это форма)

• * найти все маленькие (большие) фигуры. Найти все фигуры как эта по размеру (показываете малышу фигуру нужного размера; спрашиваете, маленькая фигура или большая)

• * найти все тонкие (толстые) фигуры. Найти все фигуры как эта по толщине (показываете малышу фигуру нужной толщины; спрашиваете, какая она).

найти фигуру, которая не соответствует определенному признаку:

* найти все не красные (синие, желтые) фигуры. Найти все не такие по цвету фигуры как эта (покажите ребенку фигуру определенного цвета, попросите найти все фигуры с цветом, отличным от заданного цвета)

• * найти все не круглые (квадратные, треугольные, прямоугольные) геометрические фигуры. Найти все не такие по форме геометрические фигуры как эта (покажите ребенку фигуру определенной формы, попросите найти все геометрические фигуры с формой, отличной от увиденной ребенком)

• * найти все не маленькие (большие) фигуры. Найти все фигуры не такие по размеру как эта (покажите ребенку фигуру определенного размера, попросите найти все фигуры с размером, отличным от заданного вами размера)

• * найти все не толстые (тонкие) фигуры. Найти все фигуры не такие как эта по толщине (покажите ребенку фигуру определенной толщины, попросите найти все фигуры с толщиной, отличной от увиденной ребенком)

- Какая эта фигура по цвету (форме, размеру, толщине?

Игра

Положите перед ребенком три фигуры, пусть ребенок закроет глаза.

- уберите одну из фигур. Какая фигурка пропала?

- поменяйте две детали местами Что изменилось?

Игра “Что лишнее?”

Положите перед ребенком три детали, две из которых схожи по одному признаку, а третья отличается по данному признаку. Например, красный треугольник, зеленый квадрат, красный прямоугольник (по цвету)Красный круг, зеленый круг, синий квадрат (по форме)

Игра “Угадай, что это”

Складываем блоки в мешочек и просим ребенка на ощупь угадать, что он держит или просим найти определенную фигуру на ощупь. Пройдя все простые игры, можно начинать изучать более сложные развивающие игры и задания.

1. Если вообразить, что блоки Дьенеша – это угощения для кукол, то можно предложить детям разделить угощение. Скажем, зайки едят только морковки (треугольники или красные блоки, а мишки – только мед (прямоугольные «бочонки» или желтые блоки). Выкладываем весь набор в общую кучу и просим малыша выбрать все угощения, подходящие для зайки и мишки.

Более сложный вариант игры – взять 4 игрушки - 2 пары похожих, но разного размера. Например, берем двух зайчиков – большого и маленького и двух медведей, большого и маленького. Соответственно, большому медведю малыш должен найти все соответствующее угощение, но большего размера,

маленькому – меньшего. Тоже самое и с зайками. После раскладывания фигур у малыша можно спросить – какие фигуры достались большому медведю? Большие желтые (или большие прямоугольники). А маленькому зайчику?

2. «Кто быстрей?» Выбирать блоки с нужными признаками можно на скорость, соревнуясь с родителями – кто быстрее соберет больше красных блоков? Или кто быстрее соберет блоки своего цвета (вы собираете все желтые, малыш - все синие)

Более сложный вариант: собрать скорость все блоки одного цвета, но, за исключением, например, треугольных. Или тонких. То есть ребенку нужно не только выделить блоки одного общего признака, но и исключить из них часть «неподходящих».

3. «Цепочки» - выстраивание цепочек, последовательностей блоков (фигур). Просим ребенка выложить цепочку блоков по определенным признакам: все фигуры одинакового цвета или размера. Затем – все фигуры одинакового цвета, но разного размера и т. д.

С помощью блоков можно также развивать и конструктивные способности ребенка, строя из предложенных элементов схематичные изображения знакомых ему с детства предметов и игрушек - зайчика, мишки, человечка, машинки. Постепенно задания можно усложнять.

Основная цель использования предлагаемых логических блоков - научить дошкольников решать задачи на выявление свойств и группировку предметов. Помимо этого материал, состоящий из 48 различающихся фигур, поможет развить речь, мышление и математические представления. Играя в интеллектуальные игры с блоками, дети в дальнейшем смогут успешно овладеть математикой и информатикой. Игры и упражнения универсальны - вы можете предложить их детям на занятиях и в свободные часы, в детском саду и дома.

Публикации по теме:

Развитие логического мышления современного ребенка посредством технологии «Блоки Дьенеша»Развитие логического мышления современного ребенка посредством технологии «Блоки Дьенеша» Не мыслям надобно учить, а мыслить. И. Кант Современный ребенок сильно отличается от дошкольника середины и конца 20 века. Сам мир и информационное.

Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста в процессе игр с блоками ДьенешаРазвитие логического мышления у детей дошкольного возраста в процессе игр с блоками Дьенеша В своих занятиях я включаю игры для детей младшего дошкольного возраста, которые способствуют развитию предпосылок логического мышления.

Развитие логического мышления у дошкольников посредством математических игр и упражнний «Развитие логического мышления у дошкольников посредством математических игр и упражнний». Актуальность: каждый дошкольник - маленький.

Конспект занятия по теме «Развитие логического мышления посредством дидактических игр» Группа компенсирующей направленности "Ягодки" Воспитатель Иванова Т. В. Цель: развитие логического мышления посредством дидактических игр.

Психолого-педагогические аспекты развития логического мышления у дошкольников посредством использования блоков Дьенеша государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Волгодонский педагогический колледж» (ГБПОУ РО.

Образовательный проект «Развитие логического мышления детей старшего возраста посредством логических игр» Актуальность темы проекта. На современном этапе модернизации дошкольного образования особое внимание уделяется обеспечению качества образования.

Отчет по самообразованию «Развитие логического мышления старших дошкольников посредством дидактических игр» Поскольку старший дошкольный возраст является сенситивным периодом для логического мышления, то я развиваю интерес к моделированию, к знаковым.

Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством книги — мультисборника игр по логике Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством книги – мультисборника игр по логике Выполнил: Ахунова АР Цель повышение.

Развитие логического мышления, творческого воображения у дошкольников посредством ТРИЗ Развитие логического мышления, творческого воображения у дошкольников посредством ТРИЗ В настоящее время важно, чтобы современный ребенок.

Тезисы «Развитие логического мышления воспитанников посредством развивающих игр нового поколения» Наше время – это время перемен, России нужны люди, способные принимать кардинальные решения, и это актуально. Наши воспитанники сегодня,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие логического мышления у младших дошкольников посредством использования игр и упражнений с блоками Дьенеша
Опубликовано: 23 ноября 2018 в 13:24
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД