Психолого-педагогические аспекты развития логического мышления у дошкольников посредством использования блоков Дьенеша

Елена Дмитриевна Бондарева
Психолого-педагогические аспекты развития логического мышления у дошкольников посредством использования блоков Дьенеша

государственное бюджетное профессиональное образовательное

учреждение Ростовской области «Волгодонский педагогический колледж»

(ГБПОУ РО «ВПК»)

КУРСОВАЯ РАБОТА

Психолого-педагогические аспекты развития логического мышления у детей дошкольного возраста посредством использования блоков Дьенеша

Выполнил:

студент (ка) группы ДО-4

Елена Дмитриевна Бондарева

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1 Мышление как процесс познания окружающего мира

1.2 Характеристика логических операций мышления

1.3 Особенности освоения логических операций мышления в старшем дошкольном возрасте

1.4 Логические блоки З. П. Дьенеша как средство развития логического мышления старших дошкольников

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Современные примерные основные образовательные программы дошкольного образования наряду с обучением детей элементарным математическим представлениям, ставят задачу развития математического мышления, но объем знаний, полученных ребенком, как правило, примерно соответствует действующему Федеральному государственному стандарту образовательному дошкольного образования (далее ФГОС ДО, Стандарт). [16] Являясь обязательным минимумом ФГОС ДО отражает совершенствование содержания и методов усвоения различных направлений развития и образования детей (образовательных областей, в том числе и математических знаний. Балансом между образовательными программами и Стандартом в полной мере может служить логическая подготовка, которая выходит за рамки подготовки к изучению математики и является одним из средств умственного развития дошкольника.

Огромную роль в умственном воспитании и развитии интеллекта играет математика. Невозможно переоценить развитие элементарных математических представлений в дошкольном возрасте. Что они дают ребёнку? Во-первых, у него развивается мышление, что необходимо для дальнейшего познания окружающего мира. Во-вторых, он познаёт пространственные отношения между предметами, устанавливает соответствующие связи, знакомится с формой предметов, их величиной. Всё это позволяет ребёнку развивать в дальнейшем логическое мышление, память, внимание, воображение, так как без этих качеств немыслимо развитие ребёнка в целом.

На наш взгляд, начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве. Формирование начальных математических знаний и умений у детей дошкольного возраста должно осуществляться так, чтобы обучение давало не только непосредственный практический результат, но и широкий развивающий аспект. Усвоение математических знаний на различных этапах школьного обучения вызывает существенные затруднения у многих учащихся. Одна из причин, порождающих такие затруднения, состоит в недостаточной подготовке мышления дошкольников к усвоению этих знаний. По мнению Белошистой А. В. детей необходимо учить, не только вычислять и измерять, но и рассуждать. [2, 188]

Также Белошистая А. В. утверждает, что в целях развития логического мышления нужно предлагать ребенку самостоятельно производить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение, строить индуктивные и дедуктивные умозаключения. Овладев логическими операциями, ребёнку станет легче учиться. [1, 112]

А Давыдова В. В. считает, что логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития мышления. [5, 192]

Взаимозависимость формирования и развития математических способностей детей дошкольного возраста и формирования логической сферы дошкольников является одной из популярных методических проблем последних десятилетий.

К вопросу развития логической сферы дошкольников обращались З. А. Михайлова, Л. А. Венгер, А. А. Столяр, А. З. Зак. Означенной проблемой также занимались представители различных направлений человеческой мысли: Сократ, Аристотель, Декарт, Гегель, М. Берцфаи, М. Монтессори, Ж. Пиаже, П. П. Блонский, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, Г. С. Костюк, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, А. И. Мещеряков, Н. А. Менчинская, Д. Б. Эльконин, Н. Н. Семёнов, Б. М. Кедров, Н. В. Григорян, Л. М. Фридман, Н. А. Подгорецкая и др.

Существует два способа развития логических умений дошкольников: традиционное арифметическое содержание и менее традиционное — геометрическое. В методических работах упомянутых авторов в большей мере используется геометрическое содержание, нежели арифметическое. [2, 279]

Суть проблемы состоит в том, чтобы через использование занимательного дидактического материала организовать ситуацию, позволяющую формировать и развивать у ребенка именно логические структуры, в процессе знакомства с математическим содержанием.

Однако анализ современных примерных основных образовательных программ дошкольного образования показывает не только недостаточный уровень отражения темы данного направления в программно-инструктивных документах, но и научно-обоснованных рекомендаций по использованию занимательного дидактического материала как средства математического развития.

На наш взгляд, наиболее эффективным пособием геометрического содержания являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком З. П. Дьенешем для подготовки мышления детей к усвоению математики.

Противоречие: Анализ примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Радуга» показывает, что в самой программе и методических пособиях Е. В. Соловьёвой не достаточно уделяется внимание использованию занимательных дидактических материалов с целью развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста.

Существующие противоречия в подходах к проблеме развития логического мышления детей дошкольного возраста, актуальность данной проблемы и собственный интерес послужили поводом выбора нами темы исследования: «Психолого-педагогические аспекты развития логического мышления у детей дошкольного возраста посредством использования блоков Дьенеша».

Объект исследования: процесс формирования логического мышления детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: блоки З. П. Дьенеша как средство развития логического мышления дошкольников.

Цель исследования: изучение возможностей использования блоков З. П. Дьенеша с целью развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1. Изучить и проанализировать психолого - педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Конкретизировать научное представление о структуре логического мышления дошкольников.

3. Охарактеризовать особенности освоения логических операций мышления в старшем дошкольном возрасте.

4. Изучить особенности блоков З. П. Дьенеша и их значение в развитии логического мышления детей старшего дошкольного возраста.

Методы исследования: анализ научной литературы и периодических изданий по проблеме исследования.

Методологическая база: теоретической основой данной работы послужили идеи таких авторов, как: Носова Е. А., Непомнящая Р. Л., Белошистая А. В., Истомина Н. Б. - о возможностях использования блоков З. П. Дьенеша для развития мышления детей; Давыдов В. В. – о проблемах развивающего обучения; С. Л. Рубинштейн.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучив и проанализировав психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по теме исследования, мы выявили, что проблема развития логической сферы детей дошкольного возраста является одной из популярных методических проблем последних десятилетий. Необходимость и возможность развития логической сферы ребенка дошкольного возраста неоспоримы, как и то, что это проблема более всего именно математического развития. Задача педагога состоит в том, чтобы через использование занимательного дидактического материала организовать ситуацию, позволяющую формировать и развивать у ребенка именно логические структуры, в процессе знакомства с математическим содержанием. Сочетание такой работы с системой заданий, активно развивающих мелкую моторику, т. е. заданий логико-конструктивного характера, является фактором, активно влияющим на формирование и развитие математических способностей дошкольника.

В ходе анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования мы конкретизировали научное представление о структуре логического мышления дошкольников. Выявили, что логическое мышление не является врожденным, поэтому его следует развивать различными способами (методами, начиная с раннего возраста.

Мы охарактеризовали особенности освоения логических операций мышления в старшем дошкольном возрасте, когда ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление. Этот возраст также является переходным к развитию логического мышления. В данный возрастной период ребенок приобретает способности оперировать логическими операциями. Более успешно дети справляются с заданиями на классификацию, обобщение, сериацию предметов по сенсорным признакам.

Также мы проанализировали особенности блоков З. П. Дьенеша и их значение в развитии логического мышления детей старшего дошкольного возраста. Исходя из этого, сделали вывод о том, что логические блоки З. П. Дьенеша имеют свою собственную педагогическую ценность, позволяя разнообразить дидактические средства в работе с дошкольниками по формированию у них простейших математических представлений и развитию логических форм мышления.

Необходимость пересмотра методов и содержания обучения нашли отражение в работах психологов и математиков, которые положили начало новым научным направлениям в разработке проблемы математического развития дошкольников, в частности, З. А. Михайловой, Л. А. Венгера, А. А. Столяра, А. З. Зака, результаты научных поисков которых вызвали необходимость совершенствования разделов математического содержания.

Таким образом, углубленное изучение и анализ научно-методической литературы по проблеме соотношения логической сферы ребенка и его математического развития, позволил нам изучить возможности использования блоков З. П. Дьенеша с целью развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

Следовательно, цель исследования достигнута, задачи решены.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Белошистая, А. В. Развитие логического мышления у дошкольников: пособие для педагогов дошк. учреждений/ А. В. Белошистая. – М. :ВЛАДОС, 2013. – 296 с. : ил.

2. Белошистая, А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики: Курс лекций для студ. дошк. факультетов высш. учеб, заведений/ А. В. Белошистая. — М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 400 с. : ил.

3. Большая советская энциклопедия. Гл. ред. А. М. Прохоров. – 3-е изд. 17 т. – М. : Советская энциклопедия, 1974. – 616 с. : 34 л. ил. и карт.

4. Большой психологический словарь. / Б. Г. Мещерякова [и др].; под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. - М. : 2003. - 672 с.

5. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования/ В. В. Давыдов. – М. : Педагогика, 1986. – 240 с. – (Труды д. чл. и чл. -кор. АПН СССР)

6. Дубровина, И. В. Данилова Е. Е. и др. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан; Под ред. И. В. Дубровиной. – М., Издательский центр «Академия», 1999. – 464с.

7. Истомина, Н. Б. Методика обучения математике в начальных классах: Учеб. пoсoбиe для стyд. сpед. и высш. учеб. заведений/ Н. Б. Истомина. - 4-е изд., стepеoтип. - М. : 200l.- 288с.

8. Маклаков, А. Г. Общая Психология: Учебник для вузов / А. Г. Маклаков. — СПб: Питер, 2001 — 592 с: ил — (Серия «Учебник нового века»)

9. Немов, Р. С. Психология. Книга 2. Психология образования/ Р. С. Немов. - 2-е изд. — М. : Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 496 с.

10. Нижегородцева, Н. В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе [Текст] / Н. В. Нижегородцева, В. Д. Шадриков. – М. : Владос, 2002. – 256 с. : ил. – (Подготовка детей к школе)

11. Носова, Е. А. Логика и математика для дошкольников [Текст]: Б-ка программы "Детство"/ Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб. : Детство-Пресс, 2002. - 94 с.

12. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды / [пер. с фр. ]. - М. : Просвещение, 1969. - 659 с. - Доп. тит. л. фр., англ. - Библиогр. : с. 646-659.

13. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Радуга»/ С. Г. Якобсон [и др]. – М. : Просвещение, 2014. – 232 с.

14. Психология и педагогика: Учебное пособие / В. М. Николаенко [и др].; Отв. ред. канд. филос. наук, доцент В. М. Николаенко. — М. : ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2000. - 175 с.

15. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии/ С. Л. Рубинштейн. – 2-е изд. СПб, Издательство: Питер, 2002. - 720 с.

16. Федеральный государственный образовательный стандарт Дошкольного образования

17. Хрестоматия по психологии: Учеб. пособие для студентов Х91 пед. нн-тов/ сост. В. В. Мироненко; Под ред. А. В. Петровского. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Просвещение, 1987.— 447 с.

18. Развитие логических операций мышления у детей дошкольного возраста. / Составители: Д. В. Гилева, С. В. Круглова, педагоги. https://www.scienceforum.ru/2015/1348/7878# (16.12.2017)

19. Особенности формирования у дошкольников логических приёмов мышления. / Составитель Л. В. Воронина, д-р пед. наук, доцент. http://www.school-detsad.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=245:2012-12-05-17-17-45&catid=53:avti-articles&Itemid=77 (25.09.2017)

20. Мышление – процесс познания. / Составитель Т. Ушакова, психолог. http://www.o-vni.ru/2010/09/blog-post_06.html (27.10.2017)

21. Мышление (психология). Материал из Википедии – свободной энциклопедии. https://ru.wikipedia.org/wiki/Мышление_(психология) (7.12.2017)

Прикреплённые файлы:

-prezentacija-k-kursovoi_svt63.pptx | 132,39 Кб | Скачан: 7
 
Публикации по теме:

Формирование логического мышления у детей дошкольного возраста с использованием блоков Дьенеша Логические блоки Дьенеша - это набор из 48 геометрических фигур, причем в наборе нет ни одной одинаковой фигуры, все они различаются свойствами:.

Развитие логического мышления посредством элементарных математических представлений у дошкольников В. А. Сухомлинский говорил: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое.

Развитие логического мышления современного ребенка посредством технологии «Блоки Дьенеша»Развитие логического мышления современного ребенка посредством технологии «Блоки Дьенеша» Не мыслям надобно учить, а мыслить. И. Кант Современный ребенок сильно отличается от дошкольника середины и конца 20 века. Сам мир и информационное.

Развития логического мышления младших дошкольников посредством игры шашкиРазвития логического мышления младших дошкольников посредством игры шашки В 2016 году я прошла курсы Игоря Сухина «Шахматный всеобуч» (методика обучения детей дошкольного возраста в игру шахматы). Меня эта тема.

Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста «Покажи мне твои средства, чтобы я полюбил твою цель». Б. Брехт. Логическое мышление дошкольников - это мышление при помощи рассуждений.

Итоговое занятие по развитию логического мышления детей при помощи логических блоков Дьенеша «Грузовик»Итоговое занятие по развитию логического мышления детей при помощи логических блоков Дьенеша «Грузовик» Конспект НОД по теме: «Грузовик» Цель: Закрепить представления детей о геометрических фигурах, упражнять в их названии, закреплять.

Конспект занятия «Формирование логического мышления у детей дошкольного возраста с использованием Блоков Дьенеша» Цель: развитие логического мышления, посредством блоков Дьенеша. Программные задачи: 1. Развивать умение расшифровывать (декодировать) информацию.

НОД по формированию логического мышления в старшей группе с использованием блоков Дьенеша «Путешествие по Черному морю»НОД по формированию логического мышления в старшей группе с использованием блоков Дьенеша «Путешествие по Черному морю» КОНСПЕКТ НОД ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЧЕРНОМУ МОРЮ». ЦЕЛЬ.

Педагогический проект «Использование блоков Дьенеша в развитии логического мышления у старших дошкольников»Педагогический проект «Использование блоков Дьенеша в развитии логического мышления у старших дошкольников» 1. Обоснование проблемы проекта. Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития мышления. Достижение.

Педагогический эксперимент «Развитие логического мышления дошкольников через реализацию технологии блоков Дьенеша» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста через реализацию технологии блоков Дьенеша». Актуальность:.

Библиотека изображений:
  • Математика
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Математика
Автор публикации:
Психолого-педагогические аспекты развития логического мышления у дошкольников посредством использования блоков Дьенеша
Опубликовано: 5 мая 2018 в 20:03
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 октября. День хохломы на МААМ

Хохлома – исконно русский народный промысел. Он появился и оформился как особенная традиция росписи деревянной посуды в нижегородских деревнях, среди керженских лесов. Хохлома радует уникальными, только...

21 октября. День каштана

Плоды каштана – главное богатство этого красивого дерева. Древние римляне специально выращивали каштановые деревья ради плодов, которые они, перемалывая в муку, употребляли для выпечки хлеба. По...

Фотоотчет выставки поделок «Осенняя фантазия»
Фотоотчет выставки поделок "Осенняя фантазия" Цель выставки: Обогащение детско-родительских отношений, вовлечение родителей в...
Фотозарисовка «Осенний выходной в лесу-2»
Приятного осеннего дня, дорогие друзья! Приглашаю Вас на продолжение фотозарисовки "Осенний выходной в лесу". У нас в регионе продолжается тёплая...
Конспект НОД по художественному творчеству «Декоративная тарелка» в подготовительной...
Цель: Учить детей лепить декоративные тарелки с центрическим орнаментом, используя приёмы раскатывания между ладонями, сплющивания, оттягивания и уравнивая...