Развитие логического мышления у дошкольников

Наталия Иванова
Развитие логического мышления у дошкольников

В последние годы вопрос необходимости специальной работы над развитием логического мышления ребенка дошкольного возраста приобретает особую остроту в связи с появление новых учебников для начальных классов, требующих от ребенка активной мыслительной деятельности для усвоения их содержания уже с первых уроков в 1 классе.

Ситуация такова, что от ребенка, пришедшего в 1 класс, сразу же требуется достаточно высокий уровень развития логического мышления, необходимый для успешного усвоения программы. В этой связи довольно часто в последние годы при проведении входного тестирования будущих первоклассников проверяют на уровень развития логического мышления уже в процессе прием в 1 класс. Низкий уровень закономерно ведет к отказу в приме ребенка в классы с насыщенными программами обучения, в гимназические классы. Причина в том, что недоработки в развитии логической сферы первоклассника уже в первый год обучения создадут ему большие трудности и трудности эти не будут уменьшаться с переходом в следующие классы, а будут расти, поскольку материал будет усложняться.

Дошкольный возраст является крайне благоприятным для развития логического мышления, при условии, что этот процесс построен на использовании возможностей наглядно-образного мышления, присущего ребенку в данном возрасте.

Непосредственный опыт работы с дошкольниками показывает, что начинать формирование простых логических действий (приемов мышления) можно уже в 3-4 летнем возрасте (на соответствующем материале и соответствующими методами) и тогда к 6-7 летнему возрасту они могут быть сформированы на весьма высоком уровне.

Рассмотрим способы формирования логических приемов умственных действий у дошкольников. Формирование этих приемов является важным как с общеобразовательной точки зрения, так и с точки зрения развития процесса мышления ребенка. При организации специальной развивающей работы над формированием и развитием логических приемов наблюдается значимое повышение результативности этого процесса независимо от исходного уровня развития ребенка.

Развитие ребенка во многом зависит от той деятельности, которую он выполняет в процессе обучения. Обучающая деятельность, которая организована педагогом, родителем, может значительным образом влиять на уровень развития ребенка. Это обуславливает то, что методически заниматься формированием и развитием логических приемов мышления можно с детьми любого уровня развития и любого возраста, регулируя соответствующим образом сложность предлагаемых заданий.

Ниже представлены примеры различных заданий, направленных на формирование логических действий у дошкольников.

Используя игровой и дидактический материал выполнить следующие задания:

– упорядочить по возрастанию или убыванию: матрешки, вкладные мисочки, пирамидки;

– распределить предметы по размеру: по длине, по высоте, по ширине;

– если предметы одного типа (куклы, палочки, ленты и т. д., и просто по «величине» (с указанием того, что считать «величиной») – если предметы разного типа (рассадить игрушки по росту);

– разложить предметы по степени интенсивности окраски (по цвету);

– найти «лишнюю» фигуру (предмет, объяснить почему;

–выделение фигуры из композиции, образованной наложением одних форм на другие;

– конструирование: мозаики, конструкторы, кубики, разрезные картинки, подходящие данному возрасту, пазлы;

– разгадывание загадок;

– классификация по математическим (по общему названию, по размеру, по цвету, по форме) и нематематическим признакам (что можно и что нельзя есть; кто летает, кто бегает, кто плавает; кто живет в лесу и кто в доме; что бывает летом и что зимой; что растет в огороде и что в лесу);

– назвать по одному общему понятию 5 и более родовых понятий;

– указать кто или что лишнее в перечне и объяснить почему;

– распределить объекты на группы, объяснить почему;

– подобрать картинки в пустые клетки;

– продолжить заданную последовательность;

– дорисовать картинку;

– найти отличия в картинках

и другие задания.

Литература

1. Белошистая А. В. Развитие логического мышления у дошкольников: пособие для педагогов дошк. учреждений / А. В. Белошистая. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2013. – 296 с.

2. О. В. Узорова, Е. А. Нефедова. Учебное пособие для подготовки детей к школе 1000 упражнений для подготовки к школе. Издательство «Планета детства» 2007

Публикации по теме:

Развивающие игры математического содержания как средство формирования умственных способностей у детей с ЗПР Актуальность В последние годы вопрос необходимости специальной педагогической работы над развитием логического мышлении ребенка дошкольного.

Развивающие игры математического содержания как средство формирования умственных способностей у дошкольников с ЗПР Актуальность В последние годы вопрос необходимости специальной педагогической работы над развитием логического мышлении ребенка дошкольного.

Библиотека изображений:
  • Математика
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Математика
Автор публикации:
Развитие логического мышления у дошкольников
Опубликовано: 11 января 2015 в 15:29
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 сентября. День рябины

«Рябина у крыльца – достаток в семье» – говорили раньше на Руси. В старину стройную рябинку сажали как оберег у каждого дома. Весной ее кружевная крона покрывалась белыми цветами, а осенью, когда опадали...

22 сентября. Всемирный день без автомобиля

В начале 90-х мы и представить себе не могли, что на улицах наших городов будет такое огромное количество автомобилей. Но вот пресловутая «чрезмерная автомобилизация» стала реальностью. В крупных городах...

Проект ко Дню защитника Отечества
Педагогический проект «Наша армия сильна» Березнева Татьяна Алексеевна воспитатель Матвеева Наталья Александровна воспитатель Основным...
Картотека игр, потешек
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Городского округа Балашиха «Детский сад комбинированного вида № 1 Светлячок»...
Поделка из овощей «Такие разные подружки!»
ТАКИЕ РАЗНЫЕ ПОДРУЖКИ! Худая и высокая матрешка, толстая и низкая неваляшка. Поделка из овощей. Изготовила Щедрунова Анна под руководством Зюсько...