Наталия Иванова
Развитие логического мышления у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В последние годы вопрос необходимости специальной работы над развитием логического мышления ребенка дошкольного возраста приобретает особую остроту в связи с появление новых учебников для начальных классов, требующих от ребенка активной мыслительной деятельности для усвоения их содержания уже с первых уроков в 1 классе.
Публикация «Развитие логического мышления у дошкольников» размещена в разделах
- Логическое мышление
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
Ситуация такова, что от ребенка, пришедшего в 1 класс, сразу же требуется достаточно высокий уровень развития логического мышления, необходимый для успешного усвоения программы. В этой связи довольно часто в последние годы при проведении входного тестирования будущих первоклассников проверяют на уровень развития логического мышления уже в процессе прием в 1 класс. Низкий уровень закономерно ведет к отказу в приме ребенка в классы с насыщенными программами обучения, в гимназические классы. Причина в том, что недоработки в развитии логической сферы первоклассника уже в первый год обучения создадут ему большие трудности и трудности эти не будут уменьшаться с переходом в следующие классы, а будут расти, поскольку материал будет усложняться.
Дошкольный возраст является крайне благоприятным для развития логического мышления, при условии, что этот процесс построен на использовании возможностей наглядно-образного мышления, присущего ребенку в данном возрасте.
Непосредственный опыт работы с дошкольниками показывает, что начинать формирование простых логических действий (приемов мышления) можно уже в 3-4 летнем возрасте (на соответствующем материале и соответствующими методами) и тогда к 6-7 летнему возрасту они могут быть сформированы на весьма высоком уровне.
Рассмотрим способы формирования логических приемов умственных действий у дошкольников. Формирование этих приемов является важным как с общеобразовательной точки зрения, так и с точки зрения развития процесса мышления ребенка. При организации специальной развивающей работы над формированием и развитием логических приемов наблюдается значимое повышение результативности этого процесса независимо от исходного уровня развития ребенка.
Развитие ребенка во многом зависит от той деятельности, которую он выполняет в процессе обучения. Обучающая деятельность, которая организована педагогом, родителем, может значительным образом влиять на уровень развития ребенка. Это обуславливает то, что методически заниматься формированием и развитием логических приемов мышления можно с детьми любого уровня развития и любого возраста, регулируя соответствующим образом сложность предлагаемых заданий.
Ниже представлены примеры различных заданий, направленных на формирование логических действий у дошкольников.
Используя игровой и дидактический материал выполнить следующие задания:
– упорядочить по возрастанию или убыванию: матрешки, вкладные мисочки, пирамидки;
– распределить предметы по размеру: по длине, по высоте, по ширине;
– если предметы одного типа (куклы, палочки, ленты и т. д., и просто по «величине» (с указанием того, что считать «величиной») – если предметы разного типа (рассадить игрушки по росту);
– разложить предметы по степени интенсивности окраски (по цвету);
– найти «лишнюю» фигуру (предмет, объяснить почему;
–выделение фигуры из композиции, образованной наложением одних форм на другие;
– конструирование: мозаики, конструкторы, кубики, разрезные картинки, подходящие данному возрасту, пазлы;
– разгадывание загадок;
– классификация по математическим (по общему названию, по размеру, по цвету, по форме) и нематематическим признакам (что можно и что нельзя есть; кто летает, кто бегает, кто плавает; кто живет в лесу и кто в доме; что бывает летом и что зимой; что растет в огороде и что в лесу);
– назвать по одному общему понятию 5 и более родовых понятий;
– указать кто или что лишнее в перечне и объяснить почему;
– распределить объекты на группы, объяснить почему;
– подобрать картинки в пустые клетки;
– продолжить заданную последовательность;
– дорисовать картинку;
– найти отличия в картинках
и другие задания.
Литература
1. Белошистая А. В. Развитие логического мышления у дошкольников : пособие для педагогов дошк. учреждений / А. В. Белошистая. – М. : Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2013. – 296 с.
2. О. В. Узорова, Е. А. Нефедова. Учебное пособие для подготовки детей к школе 1000 упражнений для подготовки к школе. Издательство «Планета детства» 2007