Анна Шарапова
Развитие мелкой моторики рук через дидактические игры
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры и упражнения».
Цель: ознакомление педагогов с опытом работы по развитию мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры и упражнения.
Задачи:
-представить опыт работы для педагогов и применение его в практике;
- познакомить с содержанием дидактических игр и упражнений;
Публикация «Развитие мелкой моторики рук через дидактические игры» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Игры и пособия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
-сформировать совместно с педагогами практический материал.
Оборудование: технические средства для показа фотоотчета, шарики, крупа манная, шнурки разных цветов, тарелочки одноразовые, бусины, пуговки.
Итогом семинара должна быть практическая часть – составление описания и паспорта для игр.
Ход мероприятия:
1. Вступительна часть. Актуальность.
В настоящее время не теряет актуальности вопрос о раннем развитии детей. Ранний возраст- это тот период, когда формируются и развиваются практически все двигательные навыки, которыми владеет человек в течение всей жизни. Эти навыки взаимосвязаны, влияют и зависят друг от друга.
Работая с детьми 3-4 лет, я сталкиваюсь с такими проблемами детей, как слабое развитие кисти руки, плохое запоминание цвета, размера, формы, нарушение общей моторики, речи. У таких детей наблюдается общая скованность и медлительность в выполнении движений, что оказывает влияние и на эмоциональное благополучие ребенка. Например, когда нужно садиться есть, одеваться на прогулку или мастерить что-то своими руками, ребенок, который привык, что за него все делают взрослые, начинает капризничать, у него ухудшается настроение. Учителя также отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности в овладении навыком письма из-за недостаточного развития мелкой моторики.
Как помочь ребенку преодолеть эти трудности?
Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Ручные работы успешно использовала в своей работе с детьми итальянский педагог всемирно известной методики Мария Монтессори.
Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, нужно тренировать руки. Развитие интеллекта идет параллельно с развитием руки.
2. Основная часть. Работа по развитию мелкой моторики.
Совокупность всех этих трудностей натолкнула меня на углубленную работу над повышением уровня сенсорного и речевого развития детей через совершенствование мелкой моторики, средствами дидактических игр и упражнений.
Понимая важность работы по развитию мелкой моторики, поставила перед собой следующие задачи:
- совершенствовать предметно-развивающуюся среду,
- разработать план проведения пальчиковых игр и упражнений;
- сделать работу по совершенствованию мелкой моторики регулярной,
выделив для нее оптимальное время;
- повысить интерес детей к подобным упражнениям, превратив
их, в занимательную игру;
- разнообразить дидактический материал.
Очень важной работой по развитию «ручной умелости» являются пальчиковые игры. Они очень эмоциональны, увлекательны, понятны и доступны детям, способствуют развитию речи, творческой деятельности.
Составила картотеку, разработала примерный план проведения пальчиковых игр. Старалась подбирать упражнения, опираясь на перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности, по сезонности, и так, чтобы в играх содержалось больше разнообразных движений пальцами. Провожу пальчиковую гимнастику на занятиях, а также в разные режимные моменты, в свободное время утром и после сна, использую на прогулке.
Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковыми играми и упражнениями?
1) Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
2) Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.
3) Ребенок учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.
4) Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.
5) Развивается память ребенка, т. к. он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.
6) У малыша развивается воображение и фантазия.
7) В результате регулярных упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Например пальчиковая игра: «Лады-лады» создает у детей положительное отношение к процессу умывания.
«Лады-лады».
- Ой, лады, лады, лады,
(Показать ладошки, покрутить кистями рук вверх-вниз)
Не боимся мы воды,
(Хлопнуть в ладошки и потереть ладошкой о ладошку)
Чисто умываемся,
(Совершать плавные круговые движения руками около лица)
Друг другу улыбаемся.
(Руки широко развести и улыбнуться).
На занятии по конструированию провожу пальчиковые упражнения. Например:
«Стол».
- У стола четыре ножки,
Сверху крышка, как ладошка.
(Левая рука в кулачок, сверху на кулачок опустить ладошку).
«Стул».
- Ножки, спинка и сиденье-
Вот вам стул на удивленье.
(Левая ладонь вертикально вверх, к ее нижней части кулачок).
Хочу такой сайт
Эти рифмованные строки и показ ручками помогают воспитанникам быстрее освоить действия с предметами и решить поставленную задачу.
Значительное место в процессе сенсорного обучения и развития мелкой моторики рук занимают дидактические игры, многие пособия я смастерила сама. Они незаменимы при индивидуальной работе с детьми, а также помогают разнообразить занятия, сделать их насыщенными, интересными и увлекательными.
В группе действует сенсорные столы, сенсорный куб которые являются частью центра дидактических и развивающих игр. Работа за дидактическим столом осуществляется небольшой группой или индивидуально. Дети могут самостоятельно работать, заниматься с дидактическим материалом. При необходимости оказываю им помощь. Проведение игр-занятий способствует развитию мелкой моторики, формирует сенсомоторные способности детей. Расскажу о некоторых из них.
Дидактическая игра : «Наряди елочку» помогает развивать мелкую моторику, координацию движений, закрепляет знания о цвете, форме, величине. Для этой дидактической игры я использую елочку, изготовленные из фетра и геометрические фигуры разных цветов и форм.
Дидактическая игра «Книжка», которую нам сшила родительница (пуговицы, крючки, кнопки, шнуровки) также помогает в развитии мелкой моторики рук. Дети учатся застегивать пуговицы, шнуровать обувь, застегивать и расстегивать крючки и кнопки.
Дидактическая игра : «Открой замок» также для развития мелкой моторики рук, позволяет выявить у детей знание основных цветов,учит чередовать фигуры по форме, координирует движения рук. С помощью готовых фигур дети открывают замки, если фигура поставлена не правильно, то замок не откроется и фигура не встанет на место.