Викторова Светлана
Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи посредством изобразительной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие ребенка тесно связано с достаточным количеством различных по модальности сенсорных стимулов. В настоящее время в эпоху информационных технологий, доступности для детей даже раннего возраста различных гаджетов остро встает проблема развития мелкой моторики рук ребенка. Известно, развитие мелкой моторики является важнейшим фактором созревания большинства высших психических функций у детей дошкольного возраста. Большую роль развитию мелкой моторики определяет ФГОС ДОО [3]. Стоит отметить, что уровень развития мелкой моторики рук тесно связан с речевым развитием дошкольника, поэтому особое внимание заслуживает проблема развития мелкой моторики у дошкольников с нарушениями речи. Данная статья посвящена вопросу развития мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи посредством изобразительной деятельности.
Публикация «Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи посредством изобразительной деятельности» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Мелкая моторика
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Моторика детей с нарушениями речи характеризуется неловкостью, недостаточной координированностью, замедленностью (или импульсивностью). Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи отличается недостаточной координацией пальцев рук: осуществление манипуляций с мелкими предметами доставляет большие трудности ребенку (застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание шнурков и др.). Овладение двигательными умениями и развитие координации движений играет большую роль в прогрессе речевого развития. Достаточный уровень развития мелкой моторики рук является основой для совершенствования движений артикуляционных органов (губы, язык, нижняя челюсть) [2, с. 26].
Изобразительная деятельность дошкольника является видом продуктивной деятельности и является эффективным средством гармоничного развития ребенка. Изобразительная деятельность как средство развития мелкой моторки рук у детей с нарушениями речи обладает широким педагогическим и логопедическим потенциалом. Разнообразие видов изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация и др.) позволяет реализовать широкий спектр занятий, направленных не только на обогащение словаря, но и на учет различных интересов дошкольника: для детей становится возможным подобрать те виды изобразительной деятельности, к которой они более всего располагают. Использование на занятиях с элементами изобразительной деятельности названий форм, цветов, пространственных обозначений является непременным условием организации образовательного процесса и залогом обогащения словаря. Использование разнообразных видов изобразительной деятельности усиливает интерес ребенка и позволяет поддерживать высокий уровень мотивации к занятиям. Кроме того, изобразительная деятельность подразумевает проговаривание всех этапов работы в процессе осуществления деятельности, это дает возможность ребенку с нарушениями речи компенсировать недостаточный уровень развития речи двигательными движениями или наоборот. Проговаривание действий ребенка в процессе изобразительной деятельности ускоряют развитие мелкой моторики рук ребенка с нарушениями речи : движения становятся более осмысленными, целенаправленными, ритмичными, регулируемыми [1, с. 107].
В настоящее время очень много способов заинтересовать ребёнка, вовлечь его увлекательную игру на развивающем занятии, развивая творческие способности и речь. Особенно большое разнообразие в способах и приемах развития ребёнка с логопедическими проблемами в дошкольном возрасте можно разработать посредством изобразительного искусства. Например: создать рисунок с помощью мыльных пузырей, осенних листочков, с помощью ладошек и пальчиков малыша и т. д.
Таким образом, можно отметить, что изобразительная деятельность направлена на развитие не только творческого потенциала ребенка, но и на овладение манипуляциями с мелкими предметами разного рода. Использование изобразительной деятельности в работе с детьми с нарушениями речи оказывает влияние на развитие сенсорных ощущений (свойства бумаги, пластилина, разные краски - все дают разные тактильные ощущения) при одновременном развитии двигательных умений [2, с. 69]. В процессе манипуляции с ножницами, кистями, пластилином происходит развитие моторной ловкости.
Поэтому можно смело определить что изобразительная деятельность является эффективным средством развития мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи. Разнообразие видов изобразительной деятельности и специфика, связанная с манипуляциями мелкими предметами, позволяют организовать целенаправленный процесс совершенствования двигательных умений дошкольника с нарушениями речи.
Список литературы
1. Рыжова Н. В. Методика развития навыков изобразительного творчества у детей с общим недоразвитием речи / Н. В. Рыжова. – СПб. : Речь; М. : Сфера, 2011. – 160 с.
2. Филичева Т. Б. Развитие речи дошкольника : метод. пособие / Т. Б. Филичева, В. Соболева. – М. : Эксмо, 2015. – 122 с.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.11.2013 г. № 1155. URL : https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70412244/ ( дата доступа: 20.12.2019).