Получи документы

Развитие мелкой моторики с использованием нетрадиционного материала

Татьяна Анисимова
Развитие мелкой моторики с использованием нетрадиционного материала
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: повышение педагогической компетенции воспитателей посредством использования нетрадиционного материала для развития мелкой моторики.

Задачи:

• расширить знания педагогов о значимости развития мелкой моторики у детей ;

• познакомить воспитателей с возможностями использования нетрадиционного материала для развития мелкой моторики детей;

развивать творческие способности при разработке игровых упражнений с нетрадиционным материалом.

План.

Публикация «Развитие мелкой моторики с использованием нетрадиционного материала» размещена в разделах

Вступление.

• историческая справка;

• роль развития мелкой моторики;

• обзор игр и материалов на развитие мелкой моторики;

• требования к проведению игр.

Основная часть.

• практический показ игр с нетрадиционным материалом

• практическая работа воспитателей с нетрадиционным материалом.

Заключительная часть.

• Результативность работы

Вступление (2 слайд)

Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. Первой формой общения первобытных людей были жесты. Особенно велика была роль руки. Указывающее, очерчивающее, оборонительное и другие движения руки лежали в основе того первичного языка, с помощью которого люди изъяснялись. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь.

О том, что движения пальцев тесно связаны с речью, было известно давно. Талантливые люди из народа бессознательно понимали это. Играя с маленькими, ещё не говорящими детьми, сопровождали слова песни, игры движениями пальцев ребёнка. Отсюда появились известные всем «Ладушки», «Сорока-ворона» и т. д.

Большое стимулирующее влияние функции руки отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей.

И. П. Павлов внёс большую ясность в этот вопрос. Он придавал тактильным ощущениям большое значение, ибо они несут в речевой центр, в его двигательную часть, дополнительную энергию, способствующую его формированию. Чем совершеннее кора мозга, тем совершеннее речь, а значит, и мышление.

Эта концепция лежит в основе современных теорий, разрабатываемых учёными. В коре головного мозга речевая область расположена совсем рядом с двигательной. Она является, собственно, её частью. Около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Особенно наглядно огромная пальцевая проекция кисти руки видна на так называемом гомункулусе (человеке) Пенфилда (слайд 3) (У. -Г. Пенфилд (1891-1976) – канадский нейрохирург, составитель карты речевых зон мозга)

На человеке Пенфилда показаны проекции всех частей тела в двигательной области коры головного мозг. Именно величина проекции кисти руки, близость моторной и речевой зон навели учёных на мысль, что тренировка тонкой (мелкой) моторики пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребёнка.

Как мы видим, функция руки и речь развиваются параллельно. Естественно, это должно использоваться в работе с детьми.

Для чего нужно развивать пальчики дошкольникам?

Все вы знаете, что уровень развития мелкой моторики и координации движения рук – один из показателей интеллектуального развития и, следовательно, готовности к школьному обучению.

Как правило, ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание и память, связная речь.

В кончиках пальцев рук есть огромное количество нервных окончаний. Стимулируя их гимнастикой и самомассажем, мы воздействуем на работу внутренних органов (массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, указательного-положительно воздействует на состояние желудка, безымянного- на печень и почки, мизинца –на сердце, поднимаем сопротивляемость организма болезням, его иммунитет.

Для развития мелкой моторики наряду с традиционными методами и приемами используются и нетрадиционные (слайд 4). К нетрадиционным относятся игры и упражнения с использованием «сухого» бассейна, использование природного материала (шишки, орехи, крупы, семена растений, песок, камни, массаж с помощью мячика Су-джок, иппликатора Кузнецова или игольчатых ковриков Ляпко, применение различных бытовых предметов (прищепки, решетки, щетки, расчески, бигуди, карандаши, резинки для волос и многое другое)

Помимо развития мелкой моторики и тонких дифференцированных движений пальцев проведение упражнений с использованием нестандартного оборудования, сопровождаемые стихотворным текстом или выполняемые под музыкую (слайд 5)

Такие игры способствуют созданию положительного эмоционального фона, воспитывают усидчивость, формируют положительную мотивацию на занятии.

Дети выполняют упражнения с использованием нетрадиционного материала с большим удовольствием, потому что задания превращаются в занимательную игру «Пальчики- лыжники». «пальчики-фокусники» .

Чтобы игры не были молчаливыми, можно подбирать для них маленькие потешки, песенки, стихи.

Основная часть

Сегодня я предлагаю вам игровые упражнения с использованием нестандартного материала, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений рук, стимулирующие зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, связную речь и словарный запас (практический показ).

Бусы (слайд 6)

Перебирание бус развивает пальцы, успокаивает нервы.

Дома я одна скучала,

Бусы мамины достала.

Бусы я перебираю,

Свои пальцы развиваю.

Пуговицы (слайд 7)

Подберите пуговицы разного размера и цвета. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, цветочек, бусы, буквы, цифры и т. д.

Платочек (слайд 8)

Возьмите носовой платок за уголок и покажите ребенку, как можно, комкая, целиком вобрать его в ладонь. При этом необходимо использовать пальцы только одной руки, второй не помогать. Пусть ребенок сначала попробует сначала одной рукой, затем другой. Можно одновременно комкать 2 платка двумя руками. Играйте под стихотворение:

У меня живет проглот-

Весь платок он скушал, вот!

Сразу стало у проглота

Брюхо, как у бегемота!

Это упражнение можно назвать еще «Фокусник»

Шестигранный карандаш (слайд 9)

Эффективные упражнения с хорошо знакомым детьми предметом- шестигранным карандашом. Грани карандаша «укалывают» ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение. Тоже желательно сопровождать веселыми стихами.

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый мальчик

Быть послушным научу.

Пальчиковые игры с орехами (каштанами) (слайд 10)

Лучше всего подойдут грецкие орехи, но подойдут и каштаны. Их можно:

• Вращать между ладоней.

• Вращать по тыльной стороне каждой ладони.

• Удерживать поочередно между пальцами рук.

-Перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха (каштана) :

Научился два ореха,

Между пальцами катать.

Это в школе мне поможет

Буквы ровные писать.

Следующее приспособление, которым можно пользоваться, как нетрадиционным материалом- это бельевые прищепки.

Упражнения с бельевыми прищепками (слайд 11)

Ребенок берет прищепку тремя пальцами, сжимает и разжимает. Многократное сжимание и разжимание с усилием бельевой прищепки дает отличную тренировку кончикам пальцев рук.

С помощью их можно конструировать. Прикреплять прищепки по тематике (т. е. лучики к солнцу, дождик к тучке. Для этого нужно сделать из картона фигурки, к которым в дальнейшем будут прикрепляться прищепки. В процессе конструирования различных предметов можно разучить с ребенком стихотворение, что будет способствовать расширению и активизации словаря, а также развивать его память. Например, дать ребенку круг из желтого картона и предложить сделать из прищепок лучики «Солнышко утром рано встает. Лучики тянет- тепло нам дает». Так же прищепку можно использовать для массажа и самомассажа, Возьмите прищепку со слабым «захватом» и под стихотворение поочередно «прикусывайте» ногтевые фаланги (подушечки) на ударные слоги стиха от большого пальца к мизинцу и обратно : «Сильно кусает котенок-глупыш, он думает это не палец, а мышь. Но я же играю с тобою малыш, а будешь кусаться, скажу тебе-кыш».

Крупа (слайд 12)

Для игры лучше использовать гречневую крупу, рис, фасоль, горох и др. Их можно:

• Сортировать с открытыми глазами (игра «Золушка»)

• Сортировать на ощупь.

Использовать для изготовления картин, панно.

Использовать для счета.

Насыпьте горох на тарелочку. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает её остальными пальцами (в кулачке, как при сборе ягод). Потом берет следующую горошину, потом ещё и ещё- так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.

Предложите ребенку поиграть в «Золушку». Пусть он переберет перемешанные фасоль и горох и разложит их по разным кружечкам).

Пусть покатает горошинку между большим и указательными пальцами.

Покатаю я в руках

Бусинки-горошки.

Станьте ловкими скорей

Пальчики-ладошки!

Пробки (слайд 13)

Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:

Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы.

Упражнения со счетными палочками, спичками (слайд 14)

Выкладывание из спичек фигурок и букв- интересный и эффективный вид работы по подготовке детей к обучению письму. При выполнении таких заданий развивается глазомер, память, творческое воображение. Например «Строим сруб». Чем выше «сруб», тем лучше. Следующие задание «Собери спички» :

Нужны 4 счетные палочки. Они раскладываются на столе перед ребенком, который берет одними и теми же пальцами разных рук (подушечками, от указательных- к мизинцам. Пара пальцев берет одну палочку. На каждую строчку- по одной палочке.

Очень длинный клюв у цапли, 2-й---2-й

Вы длинней найдете вряд ли, 3-й---3-й

Клювом меряться пришли, 4-й---4-й

Аисты и журавли. 5-й---5-й

Следующее приспособление, которым можно пользоваться, как нетрадиционным материалом- это бельевые прищепки.

Массажный мяч -ежик (слайд 15)

Резиновые мячи с шипами (ежики) прекрасно массажируют и развивают кисти рук. Шипы при перекатывании мячика воздействуют на нервные окончания, улучшают приток крови и стимулируют кровообращение. Массаж ладоней можно также сопровождать словами.

Ежик колит нам ладошки,

Поиграем с ним немножко.

Если будем с ним играть-

Ручки будем развивать.

Ловкими станут пальчики,

Умными- девочки, мальчики.

Ежик нам ладошки колет

Руки нам готовит к школе.

О значении и содержании пальчиковой гимнастики имеется много разной литературы (слайд 16)

Практическая работа воспитателей

Заключительная часть

Тренируйте пальчики!

Станет рука- сильной,

Головушка- умной

А речь- красивой!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Дидактическая игра на развитие мелкой моторики рук «Солнышко»Дидактическая игра на развитие мелкой моторики рук «Солнышко» Дидактическая игра на развитие мелкой моторики рук «Солнышко». Не секрет, что развитие мелкой моторики играет очень важную роль для общего.

Практикум для воспитателей логогрупп «Су-джок терапия в коррекции детей-дошкольников» Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению: ребёнок, имеющий высокий уровень.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики с использованием нетрадиционного материала
Опубликовано: 22 ноября 2013 в 11:48
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие мелкой моторики с использованием нетрадиционного материала» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Анисимова (УИ 160922) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД