Галя Логинова
Развитие мелкой моторики с помощью нетрадиционных видов аппликации в работе с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие мелкой моторики с помощью нетрадиционных видов аппликации в работе с детьми дошкольного возраста
Побуждать пальчики работать — одна из важнейших задач занятий по изобразительной деятельности, которая приносит много радости дошкольникам. Но, учитывая особенности современных детей, для развития творческих способностей недостаточно стандартного набора изобразительных материалов.
Публикация «Развитие мелкой моторики с помощью нетрадиционных видов аппликации в работе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
- Аппликация из бумаги. Все виды аппликации
- Мелкая моторика
- Поделки. Мастерим с детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Поэтому я включила в свою работу нетрадиционные техники аппликации как одного из вида изобразительной деятельности дошкольника. Я считаю, что нетрадиционные техники аппликации привлекают детей своей необычностью, заставляют их удивляться.
Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка. Сухомлинский В. А. писал: «Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
Мелкая моторика - это точные и тонкие движения пальцев руки. Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности.
Ребенок с недостаточно развитой мелкой моторикой неловко держит ручку, карандаш. Буквы пишет вкривь и вкось. В выполнении ряда учебных и бытовых заданий дети с нарушением моторики затрудняются гораздо сильнее сверстников. Это влияет на эмоциональное благополучие и самооценку ребенка. Поэтому развитие мелкой моторики — это важная часть подготовки ребенка к школе.
В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, мышление, внимание, речь, а также словарный запас.
Для развития мелкой моторики руки, важно, чтобы ребенок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности. Это рисование, аппликация, лепка, выкладывание узоров из мозаики, конструирование из мелких деталей, пальчиковая гимнастика и многое другое. Побуждать пальчики работать — одна из важнейших задач занятий по изобразительной деятельности, которая приносит много радости дошкольникам. Но, учитывая потенциал нового поколения, для развития творческих способностей недостаточно стандартного набора изобразительных материалов и традиционных способов передачи полученной информации. Изначально всякое детское художество сводится не к тому, что сделать, а на чём и чем.
Поэтому мы остановились на нетрадиционных техниках аппликации как одного из вида изобразительной деятельности дошкольника. Нетрадиционные техники аппликации привлекают детей своей необычностью, заставляют их удивляться. У ребят развивается вкус к познанию нового, исследованию, эксперименту. Это дает толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, выражению индивидуальности, а работа с нетрадиционными материалами еще и очень хорошо развивает мелкую моторику руки ребенка. К тому же аппликация с использованием нетрадиционных техник не только не утомляет детей.
Организуя занятия по нетрадиционной изобразительной деятельности, следует учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. Ведь с возрастом ребёнка расширяется содержание занятий, усложняются элементы, выделяются новые средства выразительности. При хорошей организации занятий по аппликации у ребенка мелкая моторика будет развиваться гораздо быстрее. Для этого необходимо выполнение определенных условий:
создать развивающую среду;
подобрать специальные методы;
отобрать наиболее эффективные техники при работе с аппликацией.
В работе с детьми мы стараемся использовать разнообразные нетрадиционные техники :
квиллинг;
обрывная аппликация;
оригами;
аппликация из салфеток и ткани;
из гофрированной бумаги;
торцевание;
из яичной скорлупы;
из ниток;
из всевозможных круп и т. д.
Остановимся на тех техниках, которые, на наш взгляд, более интересны детям и максимально эффективны для развития мелкой моторики рук ребенка. Первая, любимая нами техника, которую мы очень часто используем в работе с детьми, называется торцевание из бумаги. Ребятам нашей группы она очень нравится, так как работы, которые у них получаются, выглядят как настоящие, — говорят они. Данная техника доступна ребенку уже с пяти летнего возраста, и он может освоить ее за одно занятие. В процессе работы с данной техникой у них развивается моторика пальцев рук, точность движений, фантазия, абстрактное мышление, внимание, художественные навыки работы с пластическими материалами.
Следующая, не менее интересная техника — объемная аппликация из салфеток. На наш взгляд, эта техника оказывает еще большее влияние на развитие мелкой моторики рук. Путем сминания кусочков бумажной салфетки кончиками пальцев, получаются комочки, которые дети используют для заполнения контура рисунка, приклеивая эти комочки на определенные места. Коллективные работы, которые выполнены данной техникой, отличаются красочностью, художественным вкусом. В самом начале знакомства с данной техникой, мы использовали кусочки салфеток размером 5х5 см. Затем постепенно квадратики салфеток становились все меньше. Пальчики детей становились все более ловкими, комочки — более плотными. Продуктивная деятельность всегда интересна детям, но когда дети видят готовую коллективную работу, которая выполнена собственными руками, да еще и украшающая группу. Еще одна техника, которою мы используем - это оригами. Изготовление красочных поделок из бумаги приемами многократного складывания и сгибания — увлекательное и полезное занятие для дошкольников, также является хорошим средством развития мелкой мускулатуры кистей рук. Эта работа увлекает дошкольников, способствует развитию воображения, конструктивного мышления. А какие красочные и веселые поделки получаются у ребят нашей группы при изготовлении поделок и аппликации с использованием гофрированной бумаги.
Но прежде чем приступить к работе с данной бумагой, мы рекомендуем ознакомить детей с основные приемы работы с гофрированной бумагой. Для ознакомительного занятия подготовьте разноцветные квадратики, полоски гофрированной бумаги, и пусть дети немного с ней поэкспериментируют. Размеры бумаги могут быть произвольными. Они увидят, что данную бумагу можно растягивать по ширине, что бумага «мнется», «рвется», «скручивается в жгутик», «складывается», и еще она очень легко режется ножницами. Цветная гофрированная бумага является поистине неиссякаемым источником для всевозможных детских поделок. Работа с этой бумагой очень интересна и увлекательна. Одним из доступных видов работы с детьми по формированию мелкой моторики стала работа с крупами. Разнообразие круп: гречка, пшено, манка, способствовала ручной умелости. Сначала, не будем скрывать было трудно и нам и детям, так как работа очень кропотливая и требовала терпения не только от детей, но и от нас. Работа с крупами, эксперименты с раскрашиванием круп, вызывало у детей желание мастерить. Дети создавали необычные для них картины, дарили их близким, сверстникам, малышам.
Занятия нетрадиционной изодеятельностью позволяют развивать память и фантазию, повышает интерес детей к учебным мероприятиям. Мелкая моторика в жизни и деятельности, выполняет много разных функций.
Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных форм аппликации способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.
Бумажная пластика является эффективным средством совершенствования мелкой моторики рук. У наших дошколят окрепла пальцевая и кистевая моторика. Мы считаем, что смогли помочь детям укрепить моторику рук, у них уже сейчас движения рук стали уверенными, они умеют держать карандаш и ручку, а значит, будет меньше каллиграфических проблем в школе и легче пройдёт школьная адаптация.
Работа с различными материалами, в различных нетрадиционных техниках расширяет возможности ребенка, развивает чувства цвета, гармонии, пространство воображения, образное мышление, творческие способности. При работе с различными материалами занятия аппликацией способствуют развитию тактильных ощущений ребёнка. А также, формируют чувство цвета, пропорции, художественный вкус, творческое мышление, наблюдательность. С помощь аппликации можно знакомить ребёнка с понятиями о форме, цвете предметов, их количестве, величине, о явлениях природы. А ещё, аппликацию, созданную своими руками, малыш может подарить маме, папе, бабушке или другому близкому человеку, повесить на стену для красоты, радости и гордости!