Папки-передвижки

Развитие мелкой моторики у детей с интеллектуальными нарушениями в ДОУ

Мария Мингазова
Развитие мелкой моторики у детей с интеллектуальными нарушениями в ДОУ

Развитие мелкой моторики у детей с интеллектуальными нарушениями в ДОУ

В данной статье исследовано развитие мелкой моторики у детей с интеллектуальными нарушениями. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно–двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположений в пространстве.

Публикация «Развитие мелкой моторики у детей с интеллектуальными нарушениями в ДОУ» размещена в разделах

На сегодняшний день нарушение координации движений ручной моторики у детей с интеллектуальными нарушениями отмечается многими авторами (С. К. Ефимова, Е. А. Екжанова, А. Н. Корнев, Л. В. Цветкова).

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» прописаны обязанности педагога «учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья» 6, являются обязательными для каждого педагога нашей страны.

В настоящее время образование детей с ограниченными возможностями здоровья — одна из актуальных проблем современного образования. Затруднение в качественном образовании являются ограничения связанные с социальным неравенством между детьми (инвалидов). Повышается роль инклюзивного образования, появляется возможность сократить процессы маргинализации детей с ограниченными возможностями здоровья (более благоприятные условия для их социальной адаптации).

На сегодняшний день нарушение координации движений ручной моторики у детей с интеллектуальными нарушениями отмечается многими авторами (С. К. Ефимова, Е. А. Екжанова, А. Н. Корнев, Л. В. Цветкова).

Моторные центры пальцев отвечают за моторные центры речи (находящиеся в коре головного мозга, соответственно развивая мелкую моторику рук, мы развиваем речь. Ребёнок, у которого достаточно хорошо развита мелкая моторика, умеет логически рассуждать, у него высокий уровень развития памяти и внимания, соответственно связанная речь.

Начинать развивать мелкую моторику необходимо с раннего детства. Можно делать гимнастику с кистями рук, воздействуя тем самым на активные точки. В раннем и младшем дошкольном возрасте, нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

На основе анализа научно методической литературы составлен комплекс методик, направленный на выявление уровня или степени развития мелкой моторики детей с интеллектуальными нарушениями.

Это методики:

Методика «Змейка» (Определение уровня развития координации движений кисти рук детей) Н. О. Озерецкий. По данной методике был выявлен высокий уровень у 4–х (30,7%)из 13; выше среднего наблюдался у 3-х(23,07%) из 13; средний уровень у 4-х (30,7%) из 13; 2-х (15,38%)из 13 ниже среднего; 1-го (7,69%) из 13 низкий уровень.

Для математической обработки данных был выбран математический критерий Вилкоксона, так как соответствует условиям: одна выборка исследования n =13, позволяет изучить динамику по завершению исследования;

Методика «Лабиринт» (Определение уровня развития динамической координации рук детей) Н. О. Озерецкий. По данной методике было выявлено 4 (30,7%)детей из 13 вышли за пределы лабиринта; 5 (38,46%)человека из 13отрывали руки от бумаги при рисовании линий; 4 (30,7%) из 13 нарушали изгиб лабиринтов при их повторении. Ошибки фиксируются в виде штрафных баллов (очков)

Для математической обработки данных был выбран математический критерий Вилкоксона, так как соответствует условиям: одна выборка исследования n =13, позволяет изучить динамику по завершению исследования;

Методика «Вырезывание круга» (Выявление степени развития динамической координации и соразмеренности движений кисти рук) Н. О. Озерецкий. По данной методике 4 (30,7%)человека из 13 справились с заданием хорошо, при вырезывании круга наблюдались отклонения от центральной линии, но линия разреза не касается ограничений и выглядит ровной (нет углов при разрезании); 3 (23,06%)человек из 13 удовлетворительно вырезали круг линия разреза не выходит, но касается ограничительных линий и выглядит не округлой, а ломанной (имеются углы при разрезании); 6 (46,15%) детей из 13 справились с заданием плохо: не уложился во времени, но кружок вырезал аккуратно; линия разреза выходит за пределы ограничительных линий не более 2 раз;

Методика «Скатай шарик» (Определить уровень развития скоростно-силовых способностей пальцев рук) Н. О. Озерецкий и Н. И. Гуревич. По данной методике 4 (30,7%) человека из 13 справились с заданием, остальные воспользовались помощью второй руки.

Для математической обработки данных был выбран математический критерий Вилкоксона, так как соответствует условиям: одна выборка исследования n =13, позволяет изучить динамику по завершению исследования;

Тест «Штриховка» (Определение соразмеренности движений руки и глаза детей среднего дошкольного возраста) М. Безруких. По данной методике было выявлено 5 (38,46%) детей из 13 с высоким уровнем — штрихи ровные, параллельные, не выходят за границы фигуры; 6 детей со средним уровнем — штрихи неровные, нарушена параллельность, небольшие нарушения ограничительных линий; 2-е (15,38%) детей из 13 с низким уровнем — штрихи неровные, линии разорванные, нет параллельности, линии выходят за границы фигуры больше, чем на 5 мм.

Для математической обработки данных был выбран математический критерий Вилкоксона, так как соответствует условиям: одна выборка исследования n =13, позволяет изучить динамику по завершению исследования.

Методика «Змейка» (Определение уровня развития координации движений кисти рук детей) Н. О. Озерецкий. По данной методике был выявлен высокий уровень у 4–х (30,7%)из 13; выше среднего наблюдался у 3-х(23,07%) из 13; средний уровень у 4-х (30,7%) из 13; 2-х (15,38%)из 13 ниже среднего; у 1-го (7,69%) из 13 низкий уровень.

Для математической обработки данных был выбран математический критерий Вилкоксона, так как соответствует условиям: одна выборка исследования n =13, позволяет изучить динамику по завершению исследования.

Таким образом педагогу работающему с ребенком имеющим отставание в развитии мелкой моторики необходимо своевременное определение уровня его готовности, мы считаем, что подобранные нами методики помогут определить уровень его развития мелкой моторики на начале развития и в процессе его обучения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Развитие мелкой моторики у детей с ДЦП. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/razvitie-melkoi-motoriki-u-detei-s-dcp.html/ ( дата обращения: 15.09.16).

2. Ткаченко Т. А. Развиваем мелкую моторику. - М. : Издательство ЭКСМО, 2007. – 320 с.

3. Сухомлинский Василий Александрович, цитаты. Режим доступа:https://www.ugomon.ru/publ/17-1-0-15.

4. Крыжановская Л. М. Психолого-педагогическая диагностика и консультирование. - М. : Московский психолого-социальный институт, 2008. – 584 с.

5. Антакова - Фомина Л. В. Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путем тренировки движений пальцев рук. - М. : 2004.

6. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями). Режим доступа: Система ГАРАНТ: https://base.garant.ru/70291362/#ixzz3njfYTCpX/

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи Исследования показали, что существует прямая и естественная связь между движениями рук и произнесением слов, т. е. взаимосвязь развития.

Игры-упражнения на развитие мелкой моторики рук и развитие речи детей раннего возраста Художественное слово Пальчиковые игры сопровождаются стихотворными текстами. Стихотворения в играх – это та основа, на которой формируется.

Проект «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями» Проект «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями» Подготовила учитель-логопед МДОУ №1: Искра.

Проект «Развитие мелкой моторики у детей с ФФН»Проект «Развитие мелкой моторики у детей с ФФН» Тип проекта: практико-ориентированный. По времени: долгосрочный (сентябрь – май). По количеству участников: групповой. Участника проекта:.

Развитие мелкой моторики рук у детей "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев" В. А. Сухомлинский В последние 10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился,.

Развитие мелкой моторики у детейРазвитие мелкой моторики у детей В своей работе с детьми большое внимания стараюсь уделять развитию мелкой моторики. Полностью поддерживаю такое изречение как " Речь живет.

Развитие мелкой моторики у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата посредством продуктивных видов деятельности Сухомлинский В. А. гениальный педагог отмечал: «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев. От пальцев, образно.

Развитие мелкой моторики у детей с ОНР Работая с детьми с ОНР, приоритетной целью деятельности ставится развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук в коррекционной.

Развитие познавательной активности и формирование культуры речевого общения через развитие мелкой моторики у детей Система работыТема: «Развитие познавательной активности и формирование культуры речевого общения через развитие мелкой моторики у детей».

Родительское собрание «Развитие мелкой моторики у детей 2–3 лет» Родительское собрание в первой младшей группе "Развитие мелкой моторики у детей 2-3 лет" Цель: Формирование у родителей представления.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики у детей с интеллектуальными нарушениями в ДОУ
Опубликовано: 17 января 2017 в 11:59
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД