Папки-передвижки

Развитие мелкой моторики у детей с ОНР средствами природного и бросового материала в условиях логопункта ДОУ

Светлана Плут
Развитие мелкой моторики у детей с ОНР средствами природного и бросового материала в условиях логопункта ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Плут Светлана Николаевна

учитель – логопед

МБДОУ Краснозёрский детский сад № 6

Краснозёрского района

Развитие мелкой моторики у детей с ОНР средствами природного и бросового материала в условиях логопункта ДОУ.

Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»

В. А. Сухомлинский

Публикация «Развитие мелкой моторики у детей с ОНР средствами природного и бросового материала в условиях логопункта ДОУ» размещена в разделах

Художественно ручной труд – это творческая работа с разными материалами, в процессе которой создаётся поделка. Он способствует становлению речи ребёнка, подготавливает кисти рук к письму и, что не менее важно, повышает работоспособность коры головного мозга, стимулирующей развитие внимания, воображения, фантазии, воспитывает любовь ко всему лучшему, справедливому. Обучая детей старшего дошкольного возраста с ОНР, мы используем более 20 видов разнообразных материалов, которые периодически меняются для придания работе новизны, пробуждения у воспитанников интереса к новому и более творческому использованию знакомых материалов.

Вся система работы по развитию мелкой моторики рук реализовалась поэтапно. На первом этапе мы разработали и систематизировали варианты применения пальчиковой гимнастики. Простые движения помогут убрать напряжения не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит. Развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи.

Были выделены следующие виды пальчиковой гимнастики:

• Игры с резиночками, направлены на повышение упругости ручной мускулатуры.

• Игры с кубиками, верёвочкой, шнурками, горохом, карандашом, обеспечивающие хорошую тренировку пальцев.

• Игры с разноцветными прищепками, стимулирующие созревание коры головного мозга путем механического сдавливания подушек пальцев. Из прищепок также можно сделать какой – либо предмет (стол, стул и др., что способствует развитию фантазии, воображения.

• Игры с разноцветными крышками от пластмассовых бутылок.

• Выкладывая из них красочные предметы, узоры, дети закрепляют знания о цветах, формах, развивает воображение.

• Игры со спичками (без головок, палочками, заключающиеся в выкладывании геометрических форм, цифр, букв, изображений предметов. Такой приём способствует формированию действий пальчиков с мелкими деталями, учит распределять предметы на листе бумаги в определённом порядке, развивает логическое мышление, фантазию.

• Конструирование с помощью пальцев разных предметов, объектов. Хорошо подходит для мобилизации внимания, вызывает у детей ярко выраженный интерес и эмоциональный настрой. В процессе совместной деятельности речь детей активизируется, т. е. они проговаривают последовательность своей работы.

Следующий этап перед непосредственным созданием поделки – целевые экскурсии в лес, сад, к реке. Делаются заготовки природного материала. Для детей это одновременно и игра, и работа, и обучение. Именно природный материал занимает в работе основное место, поскольку он таит в себе большие возможности и сближает ребёнка с природой. Детская рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Всё это важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности в школе. Главное, чтобы дети не боялись творить своими руками и верили в то, что у них обязательно получится.

- Семена подсолнуха, еловые шишки, кукурузные початки – используются для изготовления самых разных игрушек: сказочных ежат и т. д. Надо лишь суметь увидеть их.

- Чешуйки шишек, ели, сосны служат основой для интересных поделок. Работая с ними, дети проявляют старания, смекалки, фантазии.

- Работа из пуха тополя, одуванчика, получаются красивыми, лёгкими, воздушными. От детей требуются аккуратность, точность, усидчивость.

- Иголки хвойных деревьев, кора, лист клёна и берёзы, семена клёна, косточки фруктов и ягод, розы – служат основой для изготовления аппликации. Творческий, самостоятельный поиск решений увлекает детей.

- перья птиц – очень благодарный материал. Работа с ним способствует развитию смекалки, выдумки.

- Опилки, древесные стружки, яичная скорлупа, речной песок, ракушки, бисер – используется для выкладывания мозаики. Простота, новизна и декоративность этой работы радуют детей. Экспериментирование с данными материалами, окрашивание их в разные цвета увлекает, придаёт творческую направленность.

- Гречневая, перловая, манная, кукурузная, рисовая крупа, пшено, семена огурца, садовых цветов – применяются для изготовления картин, композиций. Светлые крупы можно окрасить в разные цвета. Работа с этими материалами способствует развитию навыков художественного конструирования, чувства вкуса, пальчиковой моторики.

- Тесто – служит для создания композиций, объёмных игрушек, фигурок зверей, овощей, фруктов и цветов.

Для формирования устойчивого интереса у детей с ОНР к работе с природным материалом используется устное народное творчество (загадки, потешки, скороговорки, стихотворения, художественная литература. Существует немало других материалов для работы :

• бумага, бумажные полоски, которые можно сгибать, рвать на части. Ребёнок не только узнаёт свойства различных видов бумаги, что положительно сказывается на развитии моторных функций руки;

бросовый материал (коробки и баночки разных размеров, предоставляет широкий простор для творчества и конструирования;

• тонкая мелкая моторика в пластмассовой изоляции применяется для развития пальчиковой моторики. Возможности этого материала ограниченны : его можно скручивать, сгибать, ломать, мять и распрямлять. Такие игры ведут детей к новым открытиям, фантазиям.

Ещё одна важная форма работы – графические упражнения, к которым относятся «Весёлые прописи», «Игры и занятия с клеточками». Готовят руку ребёнка к обучению письму, развивают аккуратность, графические умения, глазомер. Особое внимание обращается на раскрашивание и штриховку рисунков, которые тренируют руку ребёнка, помогают почувствовать границы фигуры.

Таким образом, целенаправленное систематическое и поэтапное развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с ОНР уже на начальном этапе повышает работоспособность за счёт тонизирующего воздействия на кору больших полушарий; одновременно с развитием тонких дифференцированных движений пальцев рук становится подвижным артикуляционный аппарат; исчезают явления моторной истощаемости. Результаты позволили сделать вывод: использование работы по развитию мелкой моторики рук в комплексе с другими видами коррекционной работы эффективно способствует развитию речи и психических процессов.

Публикации по теме:

Картины для природного уголкаКартины для природного уголка Картины оформлены из бросового и природного материала. МАТЕРИАЛ: -Рамки от старых картин окрашены (колер салатовый и клей ПВА). -Искусственные.

Развитие мелкой моторикиРазвитие мелкой моторики Буклет "Советы заботливым родителям" "Развитие мелкой моторики" Уважаемые коллеги, 3 года я работаю над темой: "Развитие мелкой моторики.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики у детей с ОНР средствами природного и бросового материала в условиях логопункта ДОУ
Опубликовано: 15 апреля 2013 в 16:15
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие мелкой моторики у детей с ОНР средствами природного и бросового материала в условиях логопункта ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Плут (УИ 96434) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД