Светлана Плут
Развитие мелкой моторики у детей с ОНР средствами природного и бросового материала в условиях логопункта ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Плут Светлана Николаевна
учитель – логопед
МБДОУ Краснозёрский детский сад № 6
Краснозёрского района
Развитие мелкой моторики у детей с ОНР средствами природного и бросового материала в условиях логопункта ДОУ.
Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»
В. А. Сухомлинский
Публикация «Развитие мелкой моторики у детей с ОНР средствами природного и бросового материала в условиях логопункта ДОУ» размещена в разделах
- Логопедические игры
- Мелкая моторика
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Поделки из бросового материала
- Поделки из природного материала
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Художественно ручной труд – это творческая работа с разными материалами, в процессе которой создаётся поделка. Он способствует становлению речи ребёнка, подготавливает кисти рук к письму и, что не менее важно, повышает работоспособность коры головного мозга, стимулирующей развитие внимания, воображения, фантазии, воспитывает любовь ко всему лучшему, справедливому. Обучая детей старшего дошкольного возраста с ОНР, мы используем более 20 видов разнообразных материалов, которые периодически меняются для придания работе новизны, пробуждения у воспитанников интереса к новому и более творческому использованию знакомых материалов.
Вся система работы по развитию мелкой моторики рук реализовалась поэтапно. На первом этапе мы разработали и систематизировали варианты применения пальчиковой гимнастики. Простые движения помогут убрать напряжения не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит. Развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи.
Были выделены следующие виды пальчиковой гимнастики:
• Игры с резиночками, направлены на повышение упругости ручной мускулатуры.
• Игры с кубиками, верёвочкой, шнурками, горохом, карандашом, обеспечивающие хорошую тренировку пальцев.
• Игры с разноцветными прищепками, стимулирующие созревание коры головного мозга путем механического сдавливания подушек пальцев. Из прищепок также можно сделать какой – либо предмет (стол, стул и др., что способствует развитию фантазии, воображения.
• Игры с разноцветными крышками от пластмассовых бутылок.
• Выкладывая из них красочные предметы, узоры, дети закрепляют знания о цветах, формах, развивает воображение.
• Игры со спичками (без головок, палочками, заключающиеся в выкладывании геометрических форм, цифр, букв, изображений предметов. Такой приём способствует формированию действий пальчиков с мелкими деталями, учит распределять предметы на листе бумаги в определённом порядке, развивает логическое мышление, фантазию.
• Конструирование с помощью пальцев разных предметов, объектов. Хорошо подходит для мобилизации внимания, вызывает у детей ярко выраженный интерес и эмоциональный настрой. В процессе совместной деятельности речь детей активизируется, т. е. они проговаривают последовательность своей работы.
Следующий этап перед непосредственным созданием поделки – целевые экскурсии в лес, сад, к реке. Делаются заготовки природного материала. Для детей это одновременно и игра, и работа, и обучение. Именно природный материал занимает в работе основное место, поскольку он таит в себе большие возможности и сближает ребёнка с природой. Детская рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Всё это важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности в школе. Главное, чтобы дети не боялись творить своими руками и верили в то, что у них обязательно получится.
- Семена подсолнуха, еловые шишки, кукурузные початки – используются для изготовления самых разных игрушек: сказочных ежат и т. д. Надо лишь суметь увидеть их.
- Чешуйки шишек, ели, сосны служат основой для интересных поделок. Работая с ними, дети проявляют старания, смекалки, фантазии.
- Работа из пуха тополя, одуванчика, получаются красивыми, лёгкими, воздушными. От детей требуются аккуратность, точность, усидчивость.
- Иголки хвойных деревьев, кора, лист клёна и берёзы, семена клёна, косточки фруктов и ягод, розы – служат основой для изготовления аппликации. Творческий, самостоятельный поиск решений увлекает детей.
- перья птиц – очень благодарный материал. Работа с ним способствует развитию смекалки, выдумки.
- Опилки, древесные стружки, яичная скорлупа, речной песок, ракушки, бисер – используется для выкладывания мозаики. Простота, новизна и декоративность этой работы радуют детей. Экспериментирование с данными материалами, окрашивание их в разные цвета увлекает, придаёт творческую направленность.
- Гречневая, перловая, манная, кукурузная, рисовая крупа, пшено, семена огурца, садовых цветов – применяются для изготовления картин, композиций. Светлые крупы можно окрасить в разные цвета. Работа с этими материалами способствует развитию навыков художественного конструирования, чувства вкуса, пальчиковой моторики.
- Тесто – служит для создания композиций, объёмных игрушек, фигурок зверей, овощей, фруктов и цветов.
Для формирования устойчивого интереса у детей с ОНР к работе с природным материалом используется устное народное творчество (загадки, потешки, скороговорки, стихотворения, художественная литература. Существует немало других материалов для работы :
• бумага, бумажные полоски, которые можно сгибать, рвать на части. Ребёнок не только узнаёт свойства различных видов бумаги, что положительно сказывается на развитии моторных функций руки;
• бросовый материал (коробки и баночки разных размеров, предоставляет широкий простор для творчества и конструирования;
• тонкая мелкая моторика в пластмассовой изоляции применяется для развития пальчиковой моторики. Возможности этого материала ограниченны : его можно скручивать, сгибать, ломать, мять и распрямлять. Такие игры ведут детей к новым открытиям, фантазиям.
Ещё одна важная форма работы – графические упражнения, к которым относятся «Весёлые прописи», «Игры и занятия с клеточками». Готовят руку ребёнка к обучению письму, развивают аккуратность, графические умения, глазомер. Особое внимание обращается на раскрашивание и штриховку рисунков, которые тренируют руку ребёнка, помогают почувствовать границы фигуры.
Таким образом, целенаправленное систематическое и поэтапное развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с ОНР уже на начальном этапе повышает работоспособность за счёт тонизирующего воздействия на кору больших полушарий; одновременно с развитием тонких дифференцированных движений пальцев рук становится подвижным артикуляционный аппарат; исчезают явления моторной истощаемости. Результаты позволили сделать вывод: использование работы по развитию мелкой моторики рук в комплексе с другими видами коррекционной работы эффективно способствует развитию речи и психических процессов.