Лучший педагог года

Развитие музыкальных способностей ребенка дошкольного возраста

Надежда Григорьева
Развитие музыкальных способностей ребенка дошкольного возраста

Музыкальное искусство активно помогает решать задачи духовного, нравственно-эстетического воспитания, поскольку оно всегда служило символом добра, красоты, гармонии человеческих чувств, переживаний. Благодаря особенностям музыки как вида искусства, она играет совершенно особую роль в развитии ребенка.

Публикация «Развитие музыкальных способностей ребенка дошкольного возраста» размещена в разделах

Развитие музыкальных способностей всегда являлась одной из важных задач, стоящих перед педагогами дошкольных учреждений, потому что именно дошкольный возраст является сензитивным по отношению к развитию всех основных психических процессов, способностей, в том числе и музыкальных. Развитие музыкальных способностей позволяет дошкольникам успешно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности и обеспечивает осознание особенностей музыкального языка, что является основой для формирования музыкального вкуса, интересов, потребностей детей. Изучение и решение проблемы развития основных музыкальных способностей дошкольников в различных видах музыкальной деятельности может способствовать решению задач музыкального воспитания в детском дошкольном учреждении.

В музыкальном воспитании детей выделяют следующие виды музыкальной деятельности : восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательную деятельность.

Все они имеют свои разновидности. Так, восприятие музыки может существовать как самостоятельный вид деятельности, а может предшествовать и сопутствовать остальным видам.

Деятельность эстетического восприятия - это сложное социальное явление, характеризующееся единством эмоционального и интеллектуального. Она предполагает целостное и целенаправленное видение прекрасного, его оценку, включающую в себя индивидуальность проявлений и эмоциональность переживаний. Одним из основных видов музыкальной деятельности является слушание-восприятие музыки. Основной он потому, что присутствует и во всех других видах музыкальной деятельности. Слушание музыки как вид деятельности имеет свои задачи: знакомить детей с музыкальными произведениями современной, классической, народной музыки, доступными их восприятию; развивать способность эмоционально-оценочно откликаться на музыкальные произведения, воспитывая тем самым музыкальный вкус; дать первоначальные сведения о музыке, познакомить с простейшими средствами музыкальной выразительности; подводить к запоминанию музыкальных произведений, формируя тем самым «музыкальный багаж».

Исполнительская деятельность - это воспроизведение усвоенной системы действий в определенных условиях. Основные виды исполнительской деятельности в дошкольном возрасте – это пение, музыкально-ритмические движения и игра на детских музыкальных инструментах.

Пение имеет в жизни ребенка огромное значение. Голос – это первый универсальный музыкальный инструмент, которым овладевает ребенок. Пение – наиболее доступный исполнительский вид деятельности и вместе с тем, пение – сложный процесс звукообразования, в котором важна координация слуха и голоса, т. е. взаимодействие певческой интонации и слухового мышечного ощущения.

О степени сформированности навыка точного интонирования говорит способность ребенка точно воспроизводить голосом мелодию после первого ее прослушивания. Пение как вид деятельности в детском саду ставит следующие задачи: формировать у детей певческие умения и навыки (правильное звукообразование и интонирование, дикция, правильная организация дыхания, способствующие выразительному исполнению песен как с помощью взрослого, так и самостоятельно, с аккомпанементом и без него; развивать музыкально-сенсорные способности, умение слышать и контролировать себя в сольном и хоровом пении.

Музыкально-ритмические движения как вид деятельности также играют большую роль не только в музыкальном, но и в общем развитии ребенка. Овладевая навыками ритмичного, выразительного движения ребенок учится владеть своим телом, у него формируется правильная осанка, выразительная легкая походка. Говоря о развитии музыкальных способностей в музыкально-ритмической деятельности имеют в виду, прежде всего, способность ощущать ритмическое своеобразие в музыке и передавать это в своих движениях. Поэтому перед педагогом стоит задача учить воспринимать развитие музыкальных образов и согласовывать с ними свои движения. Работа педагога по развитию музыкальных способностей ребенка в музыкально-ритмической деятельности строится по двум направлениям – развитие музыкально-ритмических навыков и навыков выразительного движения. Музыкально-ритмические навыки – это навыки передачи в движении наиболее ярких средств музыкальной выразительности (формы, темпа, динамики, метроритма). Музыкально-ритмические навыки осваиваются детьми в процессе разучивания танцев, народных плясок и хороводов, упражнений, музыкальных игр, требования же в работе над этими навыками последовательно усложняются. Навыки выразительного движения – это определенный запас движений, которые заимствованы из физической культуры (гимнастические упражнения, различные виды ходьбы, бега, перестроений, из области сюжетной драматизации (изображение птиц, зверей; человек и его деятельность, из области танца (элементы народных плясок, бальных танцев, а также движения детской пляски, существующие, пожалуй, только в детском саду.

Игра на детских музыкальных инструментах – один из видов коллективной исполнительской деятельности дошкольников. Ее назначение — способствовать проявлению и развитию музыкальных способностей ребенка, обогащать художественный опыт детей, развивать их интерес к исполнительской деятельности. При этом важно эмоциональное отношение ребят к музицированию, восприятие звучания отдельных инструментов и усвоение приемов игры.

Включение в занятие игры на музыкальных инструментах связано с решением следующих педагогических задач:

1) стимулировать исполнительскую деятельность детей;

2) способствовать формированию у них художественного вкуса и интересов;

3) воспитать интерес к игре в оркестре; различать тембр инструментов, чувствовать гармонию их звучания;

4) активизировать развитие музыкальных способностей;

5) способствовать формированию представлений о выразительной сущности элементов музыкальной речи и средств музыкальной выразительности

Музыкально-образовательная деятельность включает в себя сведения общего характера о музыке как о виде искусства, музыкальных жанрах, композиторах, музыкальных инструментах и т. д., а так же специальные знания о способах исполнительства.

Публикации по теме:

Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности «Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности» Из опыта работы воспитателя,.

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях специально организованной среды Тема опыта: "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях специально организованной среды". Условия возникновения.

Консультация для педагогов «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста» Консультация для педагогов: «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста» Сегодня всем хорошо известно,.

Консультация для педагогов «Развитие музыкальных способностей детей через театрализованную деятельность» РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Для осуществления данной цели делаем следующие.

Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста» «Творчество не приходит к детям по какому-то наитию. Творчеству надо учить. Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка,.

Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры»Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры» "Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры"консультация для педагоговитоговая работа.

Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Научись любить и понимать людей и рядом с тобой всегда будут друзья! Способность общаться — это дар или то, чему можно научиться? Общение.

Развитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возрастаРазвитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста Развитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста. Творческий потенциал в современном.

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментированияРазвитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих.

Развитие творческих способностей детей подготовительного дошкольного возрастаРазвитие творческих способностей детей подготовительного дошкольного возраста КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, МУЗЫКАЛЬНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТАТЕЛЕЙ. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ДОШКОЛЬНОМ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие музыкальных способностей ребенка дошкольного возраста
Опубликовано: 20 марта 2020 в 15:35
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД